Понятие о человеческих отношениях к миру

Feb 27, 2011 15:52

«...Для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и ещё кое-что. Итак, первый исторический факт, это - производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни...

Второй факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям... умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения...»

Таким образом, в основе человеческих (общественных) отношений лежат потребности. Именно потребности в пище, одежде и т. п. обусловливают возникновение материального производства или утилитарно-практического отношения человека с миром, сущность которого - преобразование и использование природных явлений для удовлетворения этих материальных нужд.

Из необходимости успешно использовать и преобразовывать явления окружающего мира возникла потребность познавать их свойства, сущность, законы развития.

Человек не существует отдельно от других людей, он входит в различные общности (семья, трудовой коллектив, класс, нация, родина и т. д.). В процессе труда и вообще любой деятельности выявляются потребности в общении, в дисциплине, в поддержании какого-то общежития, нормальных условий жизнедеятельности общности. Они порождают нравственные отношения между людьми, охватывающие всю совокупность поступков человека в обществе.



В частнособственническом обществе классы имеют специфические потребности в завоевании и удержании власти, в определенном распределении ее. Это и составляет основу политических отношений между классами, партиями, государствами и т. п. А, скажем, правовые отношения в обществе связаны с потребностями господствующего класса обеспечить устойчивость экономических и других общественных отношений, распределение материальных и духовных благ в соответствии с типом собственности на средства производства и т. д.

Как видим, каждое отношение характеризуется определенной) потребностью субъекта (индивида или сообщества индивидов) и объектом (предметом, явлением), с которым действует субъект, удовлетворяя потребность. Способность объекта в какой-то мере удовлетворить потребность субъекта, быть положительно или отрицательно значимым для его жизни обозначают категорией «ценность». «Ценности - не сами вещи,- указывал К. Маркс,- а отношение между вещами и людьми, фактически - бытие вещи для человека», то есть отношение ее к человеку, соответствие какой-либо человеческой потребности.

Один и тот же предмет может быть в различных связях с человеком (дерево бывает объектом и утилитарно-практического, и познавательного, и эстетического отношения, поступок - объектом морального отношения, политического, правового, эстетического). Поэтому не сам объект, а именно ценность, связь объекта с потребностью, существенно характеризует отношение, и при анализе его очень важно вычленять те стороны, свойства объекта, которыми непосредственно удовлетворяется данная потребность. Описывая, например, практическое отношение человека к дереву, необходимо раскрыть полезность дерева, то есть способность его, благодаря горючести, твердости древесины и другим свойствам, удовлетворять нужды человека в топливе, строительных материалах и т. д.; в познавательном же отношении дерево может представлять научную ценность некоторыми своими особенностями, быть интересным, скажем, для биолога структурой древесины.

Но отношение человека с действительностью не ограничено отношением объекта к человеческой потребности, то есть ценностью. Есть еще и внутренняя, субъективная сторона отношения - особое состояние субъекта, его деятельность в связи с объектом.

Благодаря сознанию потребность осознается человеком как интерес к определенному кругу явлений, порождает стремления, установку на поиск или создание ценных предметов, постановку задач и целей.

Чтобы найти ценное, нужное для удовлетворения потребности, человек познает окружающее и производит оценку, «примерку» его к потребности. Обнаруженные способность или неспособность предмета удовлетворить потребность порождают соответствующую (положительную или отрицательную) ответную реакцию человека в форме чувств, суждений и т. п. Оценка становится внутренним, субъективным основанием для деятельности по удовлетворению потребности. При этом, если мир не соответствует человеку, «человек своим деянием решает изменить его» в нужном для него направлении.

Таким образом, в каждом отношении находится в единстве оценочно-познавательная и практически-деятельная стороны. Познавая, оценивая и преобразуя мир в соответствии со своими потребностями, человек тем самым осваивает его, делает «своим», «очеловеченным». И все отношения человека выступают в итоге как проявления его сущности, как способы его жизнедеятельности, посредством которых он утверждает себя в мире.

Естественно, что эти общие характеристики человеческих отношений мы должны распространять и па эстетическое отношение человека к действительности. Следовательно, речь должна идти о ценностном характере прекрасного и связанного с ним возвышенного, трагического, комического, об оценочной природе наших реакций на них.
Previous post Next post
Up