Сто слов за 5 минут

Feb 27, 2011 15:58

Естественно, наша память не в состоянии запомнить такой объем информации механически. А вот мнемотехнически - может! И даже - с порядковыми номерами. Давайте попробуем.

Предположим, вам нужно запомнить в определенной последовательности ряд слов (терминов, поручений, покупок и т. д.). Последовательно связывайте эти слова с Основным списком. При этом старайтесь представить зрительно некоторую картинку, ситуацию, в которой участвуют соответствующие пары слов - из вашего ряда и из Основного списка.

Пусть это будет список дел на завтра. Конечно, большей частью это нужно тогда, когда нет возможности записать. Например, вы едете в метро в час «пик» и, чтобы не терять времени, планируете свой завтрашний день. При этом вы вспоминаете и такие дела, которые обычно в текучке забываются и накапливаются. А сейчас, пока есть время, вы вспоминаете, что вам уже давно нужно отправить письмо другу, забрать книгу у товарища, купить соль и т. д. Итак, на завтра вы планируете:

1. С утра перед работой зайти в паспортный стол и забрать, наконец, паспорт.

2. Поставить набойки на каблуки в «Чистке обуви» возле метро.

3. Купить утром газету, в которой ожидается интересная статья.

4. Зайти в сберкассу перед работой, взять деньги и отдать долг.

5. Позвонить Васе (никак не соберусь!).

6. Позвонить в ателье, узнать, когда будут готовы брюки.

7. Позвонить в «Ремонт квартир» и вызвать мастера укрепить дверь.

8. Забрать в соседнем отделе книгу, которую вы дали почитать еще в прошлом году.

9. Написать и отправить письмо.

10. Купить соль (уже неделю все едим несоленое!).

11. Купить картошки (давно ясена просит).

12. Купить ручку (в старой заканчивается паста).

13. Купить лампочку для фонарика.

14. Купить спички.

15. После работы зайти в телеателье, вызвать мастера.




Теперь связывайте последовательно эти пункты с соответствующими словами Основного списка. Для этого нужно выделить ключевые слова и перевести запоминаемую информацию в зрительные образы. Итак:

1. Рай - паспорт.

2. Ад - набойки.

3. Ту - газета.

4. Чай - банк (сберкнижка).

5. Па - Вася.

6. Шея - брюки.

7. Усы - дверь.

8. Ява - книга.

9. Азу - письмо.

10. Рана - соль.

11. Рур - картошка.

12. Урод - ручка.

13. Рот - лампочка.

14. Ручей - спички.

15. Репа - телеателье (телевизор).

Постарайтесь увидеть следующие картинки как можно
более ярко, не обращая внимания на их нелепость:

1. У золотых ворот рая стоит бог и проверяет при входе паспорта.

2. В аду между котлов бегают черти и цокают новыми набойками на копытах.

3. Огромная газета постелена на поле аэродрома. По нему ездят самолеты (ТУ).

4. Вы залили сберкнижку сладким чаем, и листки слиплись.

5. Ваш не очень худой друг Вася надел балетные тапочки и выделывает на сцене различные па.

6. Брюки завязаны вокруг шеи вместо шарфа.

7. Усы прищемили дверью. Вы стоите и не можете уйти.

8. Ваши коллеги давно прочитали вашу книгу, она им больше не нужна. Теперь они используют ее как пепельницу (сигареты «Ява»).

9. В письме отправляется порция азу.

10. Вы порезали палец и посыпаете рану солью.

11. Вы купили картошку, почистили, а внутри оказался каменный уголь (Рурский каменноугольный бассейн).

12. Огромная ручка упала вам на спину, и вы теперь ходите скособоченным (урод).

13. Ваш рот битком наполнен маленькими лампочками. Вы боитесь их проглотить, бросить нельзя, дышать трудно.

14. Вы плывете по ручью на громадной спичке, отталкиваясь от берега еще одной.

15. Дедка, бабка, внучка и проч. тащат из грядки телевизор вместо репки.

Если вы сумели ярко и живо представить эти ситуации, весь список у вас в кармане! Теперь, не заглядывая в книгу, попробуйте воспроизвести его. Вспоминайте последовательно, не спеша. Например: 10 - РН - РаНа - порезан палец - соль на рану.

Вы должны были вспомнить все или почти все. Хотя здесь это и не нужно, но вы можете воспроизвести список с конца, выделить четные пункты, сказать, каким номером было то или иное слово и т. д.

Почему память прочно хранит такие ассоциации? Дело в том, что мы опираемся здесь на естественный закон памяти - закон одновременных впечатлений:

Представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга.

То есть события, происходящие в одном месте в один и тот же момент времени сцепляются в нашей памяти. Причем особого значения не имеет, происходят ли эти события реально или только их воображаемые образы. В реальной жизни по этому закону обстановка, например, напоминает о событиях, происходивших в ней. Зрительное представление конспекта лекции облегчает воспоминание и т. д.

Этот закон мы будем использовать и в ряде других случаев.

Может быть, вам показалось вначале, что «метод Основного списка» слишком громоздкий и нелепый. Но это только с непривычки. Две недели тренировок - и вы найдете его весьма надежным инструментом для прочного запоминания значительных объемов несмысловой информации.
Previous post Next post
Up