Вы не забыли поздравить с Новым годом или Рождеством свою виртуальную жену? Или на ночь глядя помочь пилоту посадить авиалайнер?
Или вас не взяли в армию, но хочется нюхнуть пороху? Пережить все вышеперечисленные и многие другие события позволяют разнообразные симуляторы.
Гоночный руль и педали для игры в Race Driver: GRID не делают ее симулятором. Настоящие симуляторы призваны для более серьезных вещей.
Они помогают людям в отработке навыков, которые пригодятся в настоящей жизни, путем создания определенной среды. Центром Вудро Вильсона была учреждена организация под названием Serious Games Initiative.
Это, в первую очередь, обучение, а не развлечение, поэтому "серьезные игры" нельзя путать с т.н. играми edutainment. Они моделируют различные сложные, ресурсозатратные, а порой и опасные процессы.
В то время как задача edutainment заключается не столько в том, чтобы предоставить людям определенные знания, сколько в том, чтобы мотивировать их эти знания получить.
Высший симуляторный пилотаж - виртуальный младенец, да еще и с внешними и внутренними дефектами (последствиями неблагополучной беременности). Ребенка дают напрокат британским девушкам-подросткам, которые ведут неправильный образ жизни: пьют, курят, рано начинают бегать по мальчикам, а когда беременеют, все равно продолжают пить и курить.
Маленький уродец, чем-то напоминающий Крошку Цахеса, постоянно кричит, кусается, лягается, просит есть и пить, а главное - круглосуточно записывает, что делает с ним «мама». И уж будьте уверены, он обязательно наябедничает, если его надолго оставят без внимания!
Поставляет роботов благотворительная организация Fairbridge, специализирующаяся на решении различных социальных проблем.
America’s Army пропагандирует такие незыблемые для американского солдата ценности, как дисциплина, уважение, справедливость, отвага и честь
Так уж получилось, что любой разговор о военных симуляторах начинается с игры America’s Army (2002). Строго говоря, это не «серьезная» игра, а самый обычный тактический шутер, довольно реалистичный и зрелищный для своего времени, но не более. Однако появление подобной игры вызвало сильный общественный резонанс и здорово повлияло на восприятие военных симуляторов как таковых.
America’s Army была создана совместными усилиями армии США, Epic Games и множества военных консультантов. Проект обошелся американскому бюджету более чем в $7 миллионов (а это ведь 2002 год!), однако игру и по сей день можно скачать с официального сайта (
http://www.americasarmy.com/) совершенно бесплатно.
Просто игра призвана завлекать новобранцев. Сколько человек клюнуло на интерактивную приманку, армейцы не говорят. Однако вскоре после релиза военный консультант Кейси Вардински (Kasey Wardynski) обронил, что в армию в ближайшее время придут никак не меньше 300 новобранцев.
Таким образом, на привлечение каждого нового солдата американская армия была готова потратить аж по 23 000 долл. Для сравнения, списочный состав армии составил более полумиллиона солдат в строю, 360 тысяч в составе Национальной гвардии и около 200 тысяч в резерве вооруженных сил.
Но без скандала все равно не обошлось. America’s Army - на редкость реалистичная игра. Отдача, дыхание, скорость перезарядки, внешний вид оружия - все это сотни раз проверялось экспертами. Единственное, о чем «забыли» разработчики, так это о насилии: криках, лужах крови, предсмертной агонии, эмоциональных травмах.
Одними из первых производством военных симуляторов занялись британцы: в конце 2002 года они запустили самый крупный виртуальный тренажер - Combined Arms Tactical Trainer (САТТ; «Тактический боевой тренажер с использованием различных видов оружия») на 700 человек одновременно. САТТ - это специальный комплекс, в котором располагаются несколько объединённых в сеть симуляторов, имитирующих внутреннее устройство различной бронетехники, например, боевых танков Challenger, БМП Warrior или лёгких танков Scimitar.
Этот комплекс может в режиме реального времени взаимодействовать с аналогичным комплексом, построенным в Германии. Благодаря системам CATT военнослужащие могут видеть через перископы боевой техники реалистичный сгенерированный компьютером ландшафт и биться с „виртуальным противником“, также сгенерированным компьютерной системой.
Командиры планируют сражения и наблюдают за их ходом, находясь в симуляторах военных штабов. Командиры моторизованной пехоты могут покидать симулятор боевой машины и перебираться в сетевой „пехотный“ симулятор, чтобы продолжать действия „в пешем порядке“, точно так же, как это происходило бы в условиях реального боя. При этом на сайте минобороны в качестве общей стоимости всей программы (то есть, строительства и Уорминстерского тренажёра, и Зеннелагерского комплекса в Германии) указывается цифра 330 миллионов фунтов.
Следующее чудо техники вновь появилось в США: американским военным, завязшим в песках Ирака, срочно требовались трехмерные карты вражеских городов. В мае 2005 года появилась технология быстрого создания 3D-модели городской среды (Fast 3D City Model Generation), профинансированная армейским исследовательским агентством DARPA.
С помощью лазера можно зафиксировать расстояния, размеры объектов и прочую «геометрию», а фотографии нужны, чтобы натянуть «фасады» на скелеты этих объектов. Само собой, для этого используется компьютер, который комбинирует данные, полученные с земли и с воздуха, и собственно, строит виртуализированный, но реалистичный город.
Причём процесс создания моделей может быть ускорен благодаря появлению новых беспилотных летательных аппаратов: в настоящее время разрабатываются достаточно дешёвые самолёты, ценой около $2 тысяч, которые могут проводить воздушную разведку роем на высокой скорости. Нельзя сбрасывать со счетов наблюдения из космоса, опять же.
Ровно через год после экспериментов с Fast 3D City Model Generationамериканские военные выделили $270 000 на модель иракского города… из ершиков для чистки посуды, коробок из-под кошачьего корма и пластиковых солдатиков. В 2006 году студенты из Университета центральной Флориды(UCF) во главе с Флорианом Дженчем (Florian Jentsch) решили, что цифровые модели и тренажеры не только чересчур дороги, но и неэффективны.
Поэтому Флориан и его команда склеили макет иракского городка в масштабе 1:35 - настоящий город занимает площадь в 5,6 гектара, а в виде модели умещается на участке 8х9 метров. Здесь есть рынок, высотные здания, однотипные жилые кварталы и даже пустырь.
«Виртуальная реальность» обошлась студентам в $3500 (100 000 рублей): солдатики, коробки, радиоуправляемые машинки и камеры.
Продолжение следует...