Проще всего объяснить успех Mass Effect можно было бы такой формулой - в нем, как и в
аниме, каждый находит что-то для себя. Но легкий путь - всегда скучный.
Mass Effect - если отвлечься от него как игры - это реинкарнация «Звездных войн», которые, в силу специфики, не могли позволить себе, к примеру, слишком далеко углубляться в тему половых отношений между представителями разных галактических рас (да и между персонажами одного пола, кстати). Не вязалось это со «Звездными войнами», и даже окончательно слетев с катушек, Лукас в очередной итерации классических эпизодов Star Wars ничего подобного себе не позволил.
В моем представлении Mass Effect - один из тех раздутых средняков, которые внезапно приходятся людям по душе, несмотря на то, что ничего особенного из себя не представляют. Как Alan Wake, например. И гораздо интереснее самой игры именно эта метаморфоза, превращение ее в карго-культ. Самый первый Mass Effect уместно, наверное, сравнить с первым Assassin’s Creed, который был наброском грядущего монументального полотна под названием «Явление Аудиторе народу». Ни создатели первого «Ассасина», ни создатели первого «Эффекта» не знали, что ждет их дальше, либо представляли себе это очень смутно. Номерные «масс-эффекты», как и все последующие игры о работнике плаща и кинжала - абсолютные проекции геймерских предпочтений. Наверное, потому мне не нравится ни то, ни другое. За обеими сериями стоит не авторское видение, не предсказание и визионерство, а коллективное бессознательное играющих, то есть чистый маркетинг.
Именно маркетинг при сегодняшнем дефиците идей в игровой индустрии становится основной скрипкой. Подбрасываешь собаке кость, и, в зависимости от ее реакции, либо предлагаешь ей еще одну такую же, но слегка доработанную, либо уже совсем другую, если первая не пошла. Плох такой метод или хорош, говорить сейчас нельзя. Как обычно, всех рассудит только история. Разумеется, нужно понимать и то, что абсолютно плохие игры не продаются такими тиражами, как «Масс Эффект», вместо этого они лежат в развалах супермаркетов (по цене 59,99) и имеют на упаковке логотип «Акеллы».
Я думаю, что внезапное «проседание» пользовательской оценки Mass Effect 3 - симптом именно маркетинговой болезни, когда геймер в целом вроде бы доволен, а вот геймер отдельный не вполне, так как хотя и ждал примерно того, что получил, в душе надеялся на много большее. Грубо говоря, что Mass Effect 3 подарит ему те же ощущения, что и первая игра. Однако под видом откровения он получил «Матрицу. Революцию». Глупо всерьез рассуждать о каком-то заговоре и «флэшмобе хейтеров», развернувшемся на страницах «Метакритика», ведь ровно то же самое произошло с Dragon Age 2 - пока журналисты, в общей массе, боялись поставить ей меньше 8 баллов, рабочие люди оценили игру вполне честно. Та же история произошла и с очередным Modern Warfare. С Assassin’s Creed и Gears of War, пусть и с меньшей скоростью, происходит тот же процесс. Исключением из правил, насколько сейчас можно судить, пока можно считать разве что BioShock, к третьей части кардинально сменивший декорации, масштаб, да и сам подход. Кстати, мне он тоже абсолютно не нравится (первые два). Надеюсь, Infinite заставит меня изменить свое мнение. А пока я думаю, что BioShock это такой System Shock для особо одаренных.
Альтернативное мнение: инициативы интернет-гопников, которые с легкостью объединяются, например, с целью испортить рейтинг книги, автор которой позволил себе критиковать видеоигры, или чтобы развернуть кампанию по троллингу гейм-дизайнера, заикнувшегося о том, что он планирует внести в любимую ими франшизу какие-то изменения, в стане обычных геймеров особой поддержки не получают,
пишет Ли Александер с Gamasutra.com.
Я полностью согласен с Ли в том, что у создателей может быть свой взгляд на концовку, и указывать им, как НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ, никто не должен, однако разочарованные поклонники серии имеют полное право выставить игре ту оценку, которую считают правильной. С другой стороны, заявление Рэя Музики о том, что ребята из Bioware поняли намек и сделают правильную концовку в виде DLC, подтверждает мысль о том, что Mass Effect - просто слепой плод коллективного разума.
Gaming Days специально для gamer.livejournal.com