Ох, наконец-то у меня дошли руки написать продолжение обзора серии квестов
«Runaway». Отличная была франшиза, надо вспоминать почаще, а то так больше не делают. Квест от отвязных и веселых испанцев, вышедший в 2001 г., был относительно популярен в те годы: а все за счет отличной рисовки и крутого сюжета. Американский аспирант Брайан Баско во время обычной поездки случайно влип в криминальную интригу. В итоге он попал аж в южную пустыню с индейцами, заброшенными городами и мистическими артефактами. Однако он не только выбрался из этой истории, но и сделал это с триумфом - и получил крупный денежный куш и красотку-стриптизершу Джину. Последнее весьма сомнительный бонус, на мой взгляд, но Баско реально влюблен в свою девушку, а раз так, то совет им и любовь. Однако продолжение их отношений оказалось не таким безоблачным, как они думали… И вот соответственно об этом и рассказывает вторая часть, впервые пройденная мной еще десять лет назад. Вспомним молодость!
Начинается игра очень неожиданно. Как и в первый раз, интро сделано чуть ли не в духе остросюжетного фильма, только теперь не криминального полунуара, а чего-то приключенческого. Наши герои наслаждаются путешествиями и решают посетить туристический островок где-то на Гавайях. Однако он закрыт военными, и тогда под уговорами девушки Джины Брайн соглашается полететь на частном самолете весьма сомнительного типа, столетнего деда с подозрительным немецким акцентом. Как и следовало ожидать, заканчивается все полной катастрофой. В себя Брайн приходит в джунглях в разбитом самолете и без Джины. Теперь надо выбираться и спасаться самому.
За целых пять лет разработки технически игра принципиально не изменилась, но стала еще лучше и краше прежнего - яркие краски, насыщенные цвета, фактурные текстуры… Правда, все персонажи по-прежнему сделаны в том же низкополигональном 3D и замирают при диалогах. Более того, некоторые второстепенные персонажи совершенно нагло сделаны из ассетов старых (что, впрочем, сюжетно обосновывается). Зато их много, они часто меняют свой облик (один только Брайан сменил имидж за игру раз пять!) и вообще, тут не пожалуешься на недостаток контента и дешивизну. Фонов тут потрясающе много, наверно, под сотню штук, и каждый выписан так старательно, что хоть сейчас распечатывай и ставь в рамку. Я просто не представляю, сколько сил, труда и времени ушло на эту высококачественную рисовку вплоть до самых прорисованных деталей. И это касается даже откровенно проходных мест, годных только на кат-сцены! Просто фантастика.
Первый Runaway подкупал юмористической атмосферой. Тут это тоже хорошо соблюдено и даже развито. В игре по-прежнему просто грандиознейшее количество шуток - диалоги, гэги, маленькие скетчи, смешные надписи и многое, многое другое. Тогда еще авторы игры вряд ли подозревали, что будут делать серьезный до оскомины нуарный комикс типа Blacksad… Мое любимое место - когда Брайан выходит со счастливой лыбой от местной красотки и скачет, как горный козел во время брачного периода. Я лично хохотал до колик. Кроме того, у серии есть неплохой плюс: тут, пожалуй, лучшая озвучка актеров за всю серию (при том, что озвучивали актеры не из первой части). И уж точно лучшая озвучка Брайана Баско, при том, что и в первой игре она была очень качественная. Идеальное соответствие образам персонажей.
Но главное достоинство в игре - это ее сюжет, который еще в первый раз затянул в себя с головой. Без всяких шуток, это лучший сюжет за всю трилогию и один из самых крутых сюжетов, что мне попадались. Такую историю было бы не грех даже экранизировать в виде приключенческого фильма с некоторым бюджетом… В свое время он вызвал много нападок и критики за то, что авторы резко повернули в приключенческий жанр вместо криминальной авантюрной комедии, как раньше. На мой взгляд, это было обыкновенное занудство зажравшихся критиков - сюжет тут гораздо лучше и интереснее первой части, где мы довольно долго разгонялись, да и копирование местами было.
Если первая часть была остросюжетной криминальной комедией в духе старых фильмов 1980-90-х, то тут у нас более современная версия приключений, но сделанных в духе узнаваемых похождений Индианы Джонса. Это вполне очевидно - в сюжете есть экзотические джунгли, старые племена Гавайев, четко выраженные злодеи-военные во главе с очередным военным социопатом, а основная борьба идет за мистические артефакты. При этом, в отличие от горы подражателей, Runaway делает это без эпигонства и со своим собственным почерком. Но сам источник вдохновения несомненен - мало того, что тут есть шутка рядом с трупом в кожаной куртке и с хлыстом, так в игре даже есть настоящий персонаж, похожий на Индиану Джонса. Это телеведущий Дик Грасик, который на камеру участвует во всевозможных приключениях, хотя на деле банальный телеактер - наглый, самоуверенный и бездарный. Тут еще и явный пинок в сторону популярных телешоу об экстремалах в дикой природе типа передач с участием Беара Гриллса.
Персонажи это вообще сильное место игры. Они и в прошлый раз были весьма яркими, а уж тут и вовсе авторы проработали буквально каждого. Запоминаются все - подозрительный немец, явный ветеран люфтваффе; положивший жизнь на исследования фанат медведей; загадочный хам и суперповар Арчибальд; жестокая и харизматичная убийца Тарантула; и многие, многие другие - персонажей тут масса, всех и не перечислишь, и почти каждый из них тот еще фрик, который не может не впечатлить. Но конечно, самым ярким получился совершенно эпизодический полуяпонец Джошуа - самый яркий фрик из первой части, который искал в пустыне инопланетян. И таки нашел - более того, в этой игре все построено именно вокруг них! Вот вам еще и один, главный оммаж к приключениям а-ля Индиана Джонс. Разумеется, теперь понятнее стало, что это за важный артефакт, который должен найти Брайан Баско и его друзья еще со времен первой игры?
Что до загадок, то тут Runaway верен себе - это классический поэнт-энд-клик, где надо собирать предметы и использовать их на чем попало. На сей раз, в отличие от первой части, логика загадок стала более вменяемой и практически исчез ужасающий пиксельхантинг. Но все равно игра очень заковыристая, так как многие действия приходится повторять, чтобы выявить последовательность, многие предметы непонятно, зачем нужны, и часто подбирается совсем не то, что нужно. Так что задачек в духе «прикрепи к вилке песочные часы» тут довольно стандартны. Вершиной контринтуитивности я считаю необходимость… просто зайти в каюту обратно, из которой мы уже вышли - чтобы отнести полученные в инвентаре вещи. Хопа!!! Подите догадайтесь до такого… В целом надо отдать авторам должное, вроде бы вменяемыми, но при этом запутанными загадками они затягивали действие как могли и по полной использовали свои фоны. В итоге даже последний финальный уровень из каких-то четырех фонов придется проходить час или два, чтобы окончательно установить последовательность. Под конец это даже напрягает, особенно когда приходится по несколько раз обыскивать активную точку, так как она срабатывает только в нужный сюжетный момент.
Зато действие получилось очень длинное и насыщенное, да еще и в совершенно разных локациях. Сначала Брайан очень долго пытается выяснить правду на острове, знакомится с местными аборигенами, обыскивает всевозможные закоулки этого райского уголка и даже проникает на американскую базу под чужой личиной. Одно это занимает много и много часов. Потом он оказывается на Аляске, где тупо ради веселья и хронометража нужно накормить нашего спутника суши. И только после этого вперемешку с экшн-сценами мы продвинемся по сюжету и вернемся в синий океан, где предстоит очень сильно поломать голову, чтобы добраться до нужного артефакта.
Но особенно, конечно, впечатляет почти ненужный для сюжета, но очень яркий уровень в самом конце игры, который проходит на пиратском корабле. Пусть там всего четыре фона, откровенно издевательски написанные диалоги и изрядно затянутые действия - но зато впечатляет, что все это один очень большой оммаж классической серии «Monkey Island». Мало у кого получается хорошее подражание - и тут оно вышло на пять: глупые пираты, смешение пиратской эпохи и современности (вдобавок еще и логично обоснованное), шутки в духе LucasArts - короче, все получилось на пять.
И все было бы не просто хорошо, а полностью великолепно, если бы не эта ГРЕБАНАЯ ДЕСЯТКА, на которой пройти игру просто невозможно. Во-первых, в большинстве случаев она просто не запускается, требуя какой-то там то ли видеодрайвер, то ли еще что-то в этом духе. С трудом мне удалось найти версию, которая таки идет на десятке, но тут оказалось, что она безбожно глючит, причем самым подлым образом. Регулярно при совершении абсолютно сюжетного действия - применения видеокамеры в пещере, употребления вина на яхте и т.д. - игра просто зависает. Звук идет, а персонажи стоят без движения, потому что там какой-то глюк с графикой. Таких моментов за игру не меньше полудесятка, и хотя в интернете удалось найти сохранения, играть из-за этого полноценно просто невозможно. Один из последних глюков так меня выбесил, что пришлось удалить к чертям весь этот позор и досматривать финал на ютубе. Разумеется, авторы не будут выпускать новую версию, а найти современную стабильную версию игры под Стим можно, но только английскую, без шикарных голосов отечественной озвучки. А раз так, то в этом нет никакого смысла.
Когда я впервые играл в «Runaway 2», меня искренне удивило, что игра не закончилась хэппи-эндом. Более того, она вообще НЕ закончилась - в конце герои только готовились к последнему этапу операции, и перед титрами нам написали классическое «Продолжение следует». Это было неожиданно и довольно эффектно. Поэтому в третью часть я сел играть с большим ожиданием. Увы, на сей раз хитрые испанцы меня крупно обманули. Но это уже совсем другая история…
Мне очень жаль, что я не смог пройти эту игру целиком сам, и что такие игры вообще больше не выходят. На мой взгляд, это едва ли не вершина авантюрных квестов 2000-х годов, которая по техническому качеству и великолепному сюжету является чуть ли не эталоном, на который надо ориентироваться всем. Яркое, смешное, веселое и приковывающее внимание до конца приключение с необыкновенными поворотами, веселым экшном и ярчайшими персонажами. Увы, даже сами авторы не смогли выдержать до конца собственную планку. Сначала они стали откровенно добавлять мрачности в следующем Runaway, потом начали делать полусерьезные ужастики с непродуманными сюжетами в
Yesterday, вдобавок щедро добавляя туда эпигонство, а закончили абсолютно серьезными и растянутыми нуарными детективами типа «Blacksad» и «Vertigo». Посмотрим, что там будет в их игре про Тинтина… Впрочем, это все отдельный разговор. Но в любом случае эта игра есть и остается, и она для меня будет лучшим проектом студии и одним из лучших квестов, которые ярко показывают возможности и плюсы этого жанра.