Runaway 3: A Twist of Fate (2009)

Oct 16, 2023 10:43

Три года фанатам Runaway пришлось ждать, пока появится третья часть, которая закроет сюжет, полуоборванный в прошлый раз. И хотя студия Pendulo обещала его уже вскоре после выхода Runaway 2, все было не так-то просто. Лишь в 2009 г. игра вышла под громким названием Runaway 3: A Twist of Fate, и только через год удалось выпустить ее в русской локализации. Я играл в игру уже спустя несколько лет, так что перешел к ней сразу после второй части - и вот буквально на днях спустя десять лет я повторил этот путь! Тем более, что (слава тебе господи!) игра еще не настолько устарела, чтобы ее нельзя было запустить на десятке…



Для всех, кто играл во вторую часть, начинается игра довольно неожиданно - Брайан Баско, наш любимый герой, мертв! Его девушка Джина хоронит его на кладбище и проливает скупую слезу над его надгробием… Но что это? Похоже, похороны фальшивые и нашего авантюриста пора вытаскивать из-под земли!



Завязка, как всегда - не новая, но довольно эффектная. Однако придется очень серьезно подождать, прежде чем нам объяснят, что вообще происходит. Авторы решили намеренно подогреть ожидания развязки предыдущей части. По идее, мы ждали, что Брайан вместе с друзьями отправится обратно в Океанию, вступит в битву со злым полковником Кордсмайером, спасет свою девушку Джину и освободит кого следует. Однако из пролога становится понятно, что Брайана обвинили в убийстве полковника и посадили в психбольницу на экспертизу, где он, видимо, и погиб - как мы уже поняли, не до конца… И что это все должно значить?



Ладно, об этом после, а пока играем. Тем более, что новый Runaway оказался подчеркнуто модным-современным. Сразу при запуске вы можете выбрать профиль с аватаркой и под ним начать игру. Интерфейс сделан намеренно под тач-пад, как уже тогда стало модно. Добавились достижения и прочие мелочи. В общем, Пендуло опять идет в ногу со временем! При этом игра так и осталась двумерная с трехмерными персонажами и внешне не поменялась - разве что стало еще больше кат-сцен, которые сделаны в 2D так, как будто это и впрямь 3D.



Загадки вроде не поменялись, но теперь стали еще более логичными и правдоподобными, сливочным маслом смазывать механизмы больше не надо, а главное - теперь больше не придется по десять раз повторять действия и проводить испытания для затягивания хронометража. Все довольно логично, хотя и не всегда интуитивно понятно. Ключом открывают дверь, в холодильнике морозят, в перчатке воду носят… Но что же с сюжетом? Играем уже два уровня и нам пока только объясняют, как Брайан сбежал из психбольницы - и то не до конца.



Только к середине становится понятно, что наш сюжет пытается сочетать сразу две истории - рассказать, как закончилась предыдущая часть и одновременно показать последствия. И это откровенно разочаровало. Я был в восхищении от авантюрных приключений Runaway 2, где было не очень-то много экшна, но зато много приключенческой атмосферы похождений в духе Индианы Джонса. Я был безусловно заинтригован и мне было интересно, как Брайан победит Кордсмайера. Однако теперь меня надули еще круче, чем в прошлый раз. К этому супербоссу Брайан попадает в ходе откровенно издевательски нарисованной кат-сцены, победа будет пересказана на словах, а собственно разборки с генералом будут проведены за десять минут на двух отрисованных фонах. И все?! Да, и все. Дальнейшая история целиком посвящена последствиям.







Это откровенно печалит, так как усидеть на двух стульях у авторов получилось плохо. Runaway 3 неплохо смотрелся бы как отдельное произведение, развивающее историю персонажей, но он слишком тесно завязан на предыдущую часть. Поэтому игра постоянно пересказывает и даже показывает нам куски предыдущих двух частей, хотя если вы в них не играли, вы вряд ли так уж много поймете. А основной сюжет здесь - это, в общем, криминальный… детектив? Комедия? Остросюжетный фильм? Трудно сказать. В общем, Брайан бежит из психбольницы в ходе крайне лихо закрученной комбинации, потому что его преследует настоящий убийца. Джина должна ему помочь спастись и действует вместе с его новыми друзьями - но почти до самого конца не встречается с Брайаном напрямую. Поэтому герои проводят свое расследование, которое укладывается всего в один довольно короткий уровень, а потом идут разборки с бандитами и еще одна хитрая комбинация, в которой мы, кстати, встретимся с итальянской мафией из самой первой игры.



Получилось с одной стороны даже и неплохо, вполне на уровне франшизы, а с другой - это, пожалуй, наиболее слабая из всех трех частей. Сюжет нельзя назвать непродуманным, он довольно заковыристый и интересный, но он все же вышел слишком запутанным. Ну еще бы. Начало игры - по факту ее середина. Как Брайан сбегает из психлечебницы, нам предстоит проиграть аж в двух больших игровых флэшбэках. Только потом идет продолжение расследования, причем флэшбэков опять-таки ОЧЕНЬ много - в рассказах, видеороликах, визуализации и т.д. Неудивительно, что в этой запутанности после внимательного прохождения можно различить кое-какие сюжетные дыры. Внимательно пройдя игру, я так и не нашел ответа на вопросы, как Тарантула нашла трантонит, если сам Брайан его спрятал и не помнил, куда. Как она поняла, что доктор Беннет выяснил невиновность своего подопечного… И как в конце она поняла, что Брайан жив и придет к ним? Ах да - а на кой черт вообще в психбольницу проник Курган и чего он хотел? Нелогично-с, нелогично-с… Видно, что в студии сценаристы о таких вещах не успели подумать…





Вообще многое вызывает нарекание, из-за чего игра в целом смотрится слабее. Особенно использование персонажей. Самый харизматичный псих Габбо по большей части сидит да дает советы. У него есть неслабая сцена с экшном, но потом он весь остаток игры лежит связанный за кадром. Также несколько уровней, включая начальный, проходятся за Джину. Авторы явно учли критику еще первой игры, в которой она была по большей части бесполезна для главного героя и не участвовала в сюжете. Ну теперь это исправлено - но все равно, Джина получилась куда более бледным и банальным персонажем, чем наш Баско, и в ней трудно что-то отметить особенное, кроме пригодившихся навыков стриптизерши. Также абсолютно непонятно, куда делось трио Суши, Сатурно и Рутгера - их близкий друг, с которым они вроде как намеревались ехать на остров, попал в такую беду, а о них ни слуху, ни духу. Куда делся также профессор Саймон и болван Джошуа из предыдущей игры?



В общем, большая часть этих проблем исходит из того, что третья часть пытается одновременно по-быстрому закрыть сюжет второй и в то же время развернуть нам продолжение. Это, конечно, смотрится довольно криво и немного разочаровывает. Наверно, не надо было прогибаться под вечно всем недовольных критиков, которые требовали возвращения к криминальному сюжету вместо приключенческого.



Но все же прежние плюсы игры есть - яркая атмосфера, отличная рисовка, закрученный сюжет, море смешных приколов и хлестких диалогов, реализм и остросюжетная кинематографичность в одном флаконе… А к этому добавились и новые преимущества. Прежде всего, по-прежнему в игре очень яркие персонажи. Все, включая какую-то деревенщину с кладбища, выписаны отлично и хорошо запоминаются. Кроме того, авторы всегда любили вставлять в игры фриков, поэтому тут логично решили пойти в этом до конца и целых два уровня происходят в психбольнице. Ну а где еще найти более ярких персонажей, как не здесь? Практически каждый псих чем-то да уникален - сумасшедший активист, который разговаривает лозунгами, молчаливый мим с развитым воображением, два престарелых автостопщика на вымышленной машине - и, конечно, самый харизматичный из них, неунывающий Габбо, который может сбежать когда захочет и победить в бою кого попадется. Вдобавок львиная доля героев здесь смеха и узнаваемости ради срисована с культовых знаменитостей. Сам харизматичный Габбо - со Стива Бушеми, доктор Беннет - с Уильяма Дефо, актер-официант Иона Джонсон - с Граучо Маркса, а потом еще и Траволты! В общем, авторы, как и обычно, предаются беззастенчивой любви к масскульту на каждом шагу.



Огромное счастье, что хотя игра вышла уже в период заката жанра, в 2010 г., у студии Lazy Games остались возможности пригласить по большей части тех же актеров озвучки и сохранить преемственность. Все справились на пять. Игру озвучило больше 20 профессиональных актеров и это чувствуется. Многим пришлось исполнить по две, три, а то и пять ролей - и это совершенно не портит слух, потому что трудно увидеть сходство в голосе веселого психа Майки и сурового военного Кордсмайера. Бориса Репертура в роли дурака Джошуа по-прежнему не узнать. Единственная неприятная замена, к сожалению, коснулась лично Брайана. Вместо Сергея Бурунова его озвучивал Константин Карасик. Справился неплохо, но все же после Runaway 2 персонаж несколько потерял в харизме и экспрессии. Впрочем, по сюжету так оно и есть.





Геймплей стал гораздо проще. Теперь с помощью специальных инструментов можно не только подсветить все активные зоны, но и посмотреть прогресс действий - на каждом уровне их 12. Если хочется, можно получить и подсказку через игровой сервис лично от Джошуа, который торчит в компании Пендуло и делает вид, что он тут главный эксперт. Он не опустится до диктовки прямого прохождения, но даст прозрачную подсказку. Впрочем, по-настоящему сложны из-за некоторых моментов только первые два уровня, а остальные проходятся на удивление быстро и легко. У меня на игру ушло всего часов 10 или 12, то есть, пара дней.





К сожалению, при всей красивости отрисовки по-настоящему атмосферных мест немного. Только кладбище в прологе, да последний уровень полунуарного Нью-Йорка. Все это та старая-добрая стереотипная Америка, которую мы видели во всех играх студии, знаем, помним и любим. С гипсовыми статуями в европейском духе и памятниками ветеранам Гражданской войны, темными подворотнями Большого яблока, психбольницей размером с Пентагон, шикарным пентхаузом обычного психиатра и самой культовой кинопремией американских киношников - Золотой цыпленок (в дубляже - Золотой бройлер). В психбольнице да небольшом коттедже уже далеко не так интересно. Да, это тебе не курортный островок, Аляска и морское дно из предыдущей игры. И тем более не обширные пустыни индейцев и заброшенный городок Дикого Запада из первой части.



Ну да ладно. Игру по-прежнему спасает юмор - шуточки Баско, ломание четвертой стены, визуальные скетчи, едкие комментарии в субтитрах действий игрока и много чего еще. Особенно, конечно, веселит пародия на «В поисках утраченного ковчега». Кроме того, игра, отлично понимая, сколько буйств вызовет обман игрока, заранее перестраховывается и практически все претензии, что вы хотите сказать, уже выговорил псих с лозунгами прямо на финальных титрах - что к этой части, что к предыдущей.



Третья часть, которую ждали фанаты, вышла покороче, попроще и немного послабее предыдущей. То ли денег было мало, то ли идей, а скорее и того, и другого. Но это было достойное окончание серии и хороший качественный квест в лучших традициях жанра, который уверенно держал планку франшизы. Искренне жаль, что авторы так и не рискнули выпустить к нему продолжение, и авторы решили сделать полуремейк/полусиквел своих «Голливудских монстров». Впрочем, может оно и к лучшему. Уже в «Yesterday» студии стала стремительно заканчиваться оригинальность, а потом в их трехмерных проектах практически исчезнет и юмор. Конечно, чудеса иногда случаются - те же Роберт и Джоуи из «Beneath a Steel Sky» вернулись спустя 25 лет в обновленном формате, и вполне достойно - но если неунывающий Брайан и вернется когда-нибудь, то не факт, что тем же самым и на том же уровне.

Пойду скачивать «The Next Big Thing» - в свое время я так и не удосужился его пройти. Будет интересно и ностальгично оценить прошлое, да еще зная первую версию игры.


.рубрика: когда компьютеры были большие, adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up