Игра P.O.L.L.E.N от небольшой финской студии Mindfield Games вышла два года назад. Это инди-проект в форме космического приключения, созданный под виртуальные шлемы, и за это время все, кто хотел, ее попробовали и отписали. Поэтому мой отзыв ничего не значит. Но тем не менее, я все равно напишу, ведь у меня с этой игрой свои, особые отношения - я купил ее год назад и из-за плохой оптимизации чуть не сломал компьютер, потравив больше 20 часов на две локации. Ситуацию удалось решить только теперь. Когда я сменил компьютер...
Авторы игры решили сделать ее стиль в духе модного нынче ретрофутуризма 80-х, когда еще живы были СССР, станция "Мир" и надежды на покорение космоса, поэтому использовали для завязки тот же прием, что в игре Prey (2017). Они, видимо, слышали, что в 60-е бытовали представления о возможности сотрудничества США и СССР в "космической гонке". Поэтому игра происходит в альтернативной реальности, которая берет за точку изменений провал покушения на Кеннеди. Это привело к тесному сотрудничеству двух сверхдержав в освоении космоса, из-за чего уже в 1995 г. человечество добралось до спутника Сатурна Титана. Мы играем за безымянного инженера, который должен отправиться туда на исследовательскую станцию М, где почему-то не выходит на связь интернациональная группа из пяти ученых. Разумеется, все быстро переходит к интриге - при посадке на Титан мы слышим неразборчивые слова радиопередачи ученых, которые не хотят контактов. Недолгая прогулка по поверхности Титана, воссозданной со всей суровостью и мрачностью кроваво-багряных песков с черными реками азота, прерывается странной бурей, пробившей нам скафандр, аки у Мэтта Деймона в "Марсианине", которая вынуждает нас спрятаться на станции. После этого самая напряженная и самая лучшая часть игры заканчивается и до конца игры мы будем изучать станцию в попытках найти ответы на вопросы.
Прежде всего стоит отметить, что Pollen целиком оправдывает свою научно-фантастическую роль. Речь, правда, не о серьезной научной фантастике со сложными техническими и математическим выкладками или сложном научном обосновании сюжета, а о стиле. Приверженность авторов игры классике жанра доказывает то, что она буквально нашпигована отсылками к классике этого жанра.
Причем отсылки эти введены очень тонко, настолько, что вряд ли будут заметны непосвященному. Так, начинается игра с теста на вопросы, среди которых звучит вопрос из "Бегущего по лезвию": "По вашей руке ползет пчела. Что вы будете делать?" Сама база М принадлежит компании Rama Industries, и на ней буквально все, что только можно, украшено ее названием и логотипом - видимо, это отсылка к классике фантастики, книге "Свидание с Рамой" Артура Кларка. По базе разбросаны самые разные книги - одни из них, судя по всему, вымышлены, другие - реальны. Среди реальных книг - много классики фантастики: например, "Сирены Титаны" Курта Воннегута или даже "Пикник на обочине" Стругацких. Вымышленные книги тоже не отстают и пародируют известных авторов - как, вам, например, пародия на 11/22/63 Стивена Кинга: в альтернативной реальности убили Джона Кеннеди, и мир продолжил холодную войну? Одного из ученых-исследователей звали Йион Лем - понятно, что это отсылка к Станиславу Лему и его персонажу Йиону Тихому. Да и Карен Ковальски не у персонажа ли "Бегущего по лезвию" взяла фамилию? И особенно много отсылок к фильму "Космическая одиссея 2001" Стэнли Кубрика - даже дизайн скафандров и восьмиугольных коридоров взят оттуда почти один в один. Наконец, самое действие и гейм-дизайн напоминают, по отзывам игроков, такие игры как SOMA и Adr1ft (последняя ведь тоже про космос и тоже делалась под VR, а вдохновлялась не "Космической одиссеей", а "Гравитацией").
Пожалуй, дизайн и художественная часть окружения - это лучшие элементы игры. Не сразу становится понятно, но станция сделана в духе ненавязчивого ретрофутуризма 80-х. Правда, по нынешним временам эта стилизация очень тонкая, но все же и тут есть много пластмассовых боксов, магнитофонные и записи и катушки во всех углах, слайды и даже игровые автоматы, но компьютеры исключительно кнопочные и вокруг ни одного ПК. Сама станция нарисована и прописана весьма подробно и детализировано, несмотря на относительно небольшой объем в десяток-другой комнат, из-за чего игра проходится буквально за 3-4 часа. Если, конечно, компьютер потянет - игра неважно оптимизирована, и потому даже на максимальных настройках дает более чем скромную картинку с "зазубринами", зато потребляет не менее 8 ГБ оперативной памяти - чудовищно прожорливо для своего объема.
Игровой процесс здесь крайне простой и напоминает знаменитую Gone Home - симуляция ходьбы и постижение окружения путем исследования от первого лица. Заявление о том, что игра "высокоинтерактивная" - не выдумка. Игра действительно "высокоинтерактивная" в том смысле, что здесь практически каждый предмет можно взять в руки. Взять, осмотреть, повертеть в руках, почитать. Нельзя только взять, если это не определено алгоритмом. Есть и множество внеигровых возможностей - поиграть в дартс, поиграть на игровом автомате, приготовить курочку в микроволновке и т.п. Для продвижения же по сюжету надо выполнять ряд крайне простых, хотя и не совсем очевидных действий, которые не вызывают труда - поставить батарейки на насос и откачать воду из прохода, пройти маленький лабиринт в вентиляции, поднять тяжелый ящик антигравитационным лучом.
Основной элемент геймплея, как ни забавно, не очень нужный для прохождения - постижение истории через записи членов миссии. Для этого придется регулярно читать их личные записи и слушать аудиокассеты, разбросанные по станции. Вот только реализовано это как-то странно. Аудиокассеты почему-то надо брать с собой и вставлять в намертво прикрепленные к месту магнитофоны - взять последние с собой почему-то нельзя. Возможно, авторы полагали, что игра актеров и их тексты настолько великолепны, что игрок прям-таки возжаждет прослушивать эти кассеты по несколько раз за игру. Вот только почему тогда нельзя собирать найденные документы? Возиться с переносом кассет и их вставкой в магнитофоны быстро надоедает, тем более что непосредственно для продвижения они не нужны - максимум, в них попадаются смутные подсказки для прохождения. В Lifeless Planet этот же ход был решен куда разумнее - при приближении к магнитофону просто можно было прослушать запись, а потом пойти дальше.
Что же мы узнаем из этих записей? О, страшные дела творятся на этой базе, несмотря на приятную атмосферу немного ностальгического сай-фая. Завязка сюжета, разумеется, в исчезновении всех ученых на станции, от которых остались только покрытые странной черной пыльцой комбинезоны. Из записей можно понять, что это как-то связано с экспериментом над выращиванием растений и разведением пчел - не зря же игра называется "Пыльца", а все действие набито ассоциативными связями с пчелами и медовыми сотами, которые даже напоминают восьмиугольные боксы станции. Разумеется, непонятное нечто в итоге вырвалось из-под контроля и погубило наших исследователей.
Вдобавок в игру введен еще один необычный элемент - действие тут идет в двух "реальностях". При нахождении какого-нибудь прыгающего предмета, отдающего странным голубым светом, его надо повертеть в руках. Если увидеть пыльцу - она перенесет нас в другую "реальность", то ли альтернативную, то ли временную - в которой уютная и красивая станция показана мрачной, темной, обесточенной и явно заброшенной, да еще со следами жизнедеятельности и борьбы блокированных ученых. Что это значит - непонятно, возможно, это переходы во времени. В любом случае, мы не встретим ни одного человека, а при желании можно и вернуться назад.
Интерактивность - это хорошо. И исследование - это хорошо. И немного пугающий сюжет - это хорошо. И возможность походить по пустой базе в двух режимах - это тоже хорошо. Но вот только быстро становится понятно, что настоящей интриги тут нет. Вертеть многочисленные предметы можно, но это не нужно для игры и не приносит особого удовольствия. Многочисленные записи о страшной сути Сущности или подкидываемые нам страшненькие рисунки не вызывают никакого страха - атмосферы хоррора, даже в форме космического ужастика, тут просто нет. Геймплей откровенно прост и примитивен - с помощью нехитрых действий надо просто пройти по базе из бокса в бокс довольно-таки небольшой базы. Персонажами, несмотря на то, как они любят ужасаться и тосковать, интересоваться не хочется. По факту кое-как можно проникнуться разве что историей инженера Карен Ковальски, которая прожила на станции несколько месяцев в блокаде в полном одиночестве и разбросала больше всего своих кассет. Благодаря объему своих дневниковых записей и тоске по дому она единственный более-менее раскрытый персонаж игры. Остальные - просто имена, о которых что-то сказать могут разве что личные вещи в их комнатах. Еще немного интересен наш соотечественник, медик Василий Романчек. Он, в соответствии со стереотипами, едва ли не алкоголик, который в каюте держит пластиковые бутылки с водкой и даже самогонный аппарат. Да еще он откровенно болен разными болячками и без конца курит, к тому же у него был некий трагичный эпизод на спутнике Европа, о котором он не любит вспоминать (видимо, еще одна отсылка к "Космической одиссее" Кларка). О остальных мы и этого не узнаем.
И я присоединяюсь к сонму рецензентов, которые утверждают, что сценарий игры просто непродуман. Действительно, в сюжетном плане нас ожидал печальный пшик. Хотя нам пытались создать чувство интриги и интереса, все уперлось в изучение более чем смутных записей, из которых крайне трудно понять, что вообще произошло на базе и почему стоит опасаться некой Сущности, которая то убивает людей и даже кошек, то заставляет их... сильно скучать по дому? Что? А закончится все настолько неинтересно, что даже спойлеров можно не опасаться - вместо того, чтобы держаться от Сущности подальше и наладить связь с Землей для вызова помощи, наш герой попрется прямо к ней, сольется в экстазе, после чего будет ролик на 10 минут (буквально!) с наркотическим трипом, полностью взятым из "Космической одиссеи" Кубрика, и наш счастливый герой (только ли он?) полетит на Землю... Вместе с пыльцой. И одним сценаристам ведомо, хорошо это или плохо.
Концовка, разумеется, не открывает нам ничего - откуда взялась эта пыльца, почему она так себя ведет, зло она или благо, что в итоге стало с главным героем и т.д. Сравните это с Lifeless Planet, где, несмотря на затянутость интриги и многие недосказывания, мы все же получили ясный и недвусмысленный ответ о главной тайне сюжета - гибели жизни на целой планете. Действие, лишенное какой-либо ярко выраженной точки кульминации, тем не менее, поддерживало напряжение до самого конца, благодаря чему сюжет напомнил нам о важной и опасной проблеме единения человека с природой и ответственности за свои ошибки при вступлении в новый, незнакомый и противоречивый мир. Это куда более глубокий и трагичный вывод, который намного лучше бездумного копирования финала "Космической одиссеи" - ведь смысл сцены фильма был четко ясен, а концовка игры из-за отсутствия пояснений только внешне выглядит глубоко и философично, но на деле лишена смысла.
Ничего удивительного в этом нет. Игра, напомню, создавалась для виртуальных шлемов. А потому и действия там были важнее сюжета, как и полагается для демонстрационных игр. Та же Adr1ft была не лучше, только с более красивой графикой. Жаль, правда, игрока об этом сразу не предупредили. Да и свобода действий в игре слабовата - инди просто не может дать адекватный ее объем для насыщенного действия.
Тем не менее, игру не назовешь совсем провальной. Приятный дизайн и продуманное окружение создают хорошую и запоминающуюся атмосферу. Простейший геймплей тоже не отторгает и сильно упрощает прохождение. Игра к тому же очень короткая, без отвлечения на чтение и посторонние дела ее можно пройти за несколько часов - да и с отвлечением она много времени не займет, особо разгуляться тут просто негде. Тем более, если в начале она стоила чуть ли не 25 долларов в день своего выхода, то теперь - всего 249 рублей в Стиме, столько же, сколько любая другая небольшая пристойная адвенчура. Стоит ли в это играть? Не знаю, решать вам. Могу подтвердить только одно - небольшое исследовательское приключение на Титане не займет у вас ни много времени, ни много усилий.