Собор во имя Святителя Николая в Бари. Верхняя базилика

Sep 22, 2019 23:56



Внутренний двор и южный фасад. В центре - норманнская башня

После православной службы в крипте у нас оставалось немного времени на осмотр верхней базилики. Погода как-то особенно благоприятствовала нам и служила правильным фоном для грандиозной и величественной архитектуры этого комплекса. Кажется, что как раз именно так должны были выглядеть византийские храмы.
1. Базилика и, вообще, весь комплекс произвели на нас впечатление целостности и единства. Однако, существуют три основных версии строительства базилики. Согласно одной, в ходе строительства произошли существенные изменения. По другой версии, сама базилика представляет собой перестроенный дворец византийского наместника. По третьей версии, несомненным является наличие единство замысла в строительстве, длившимся целое столетие и завершённом в 1197 году освящением храма. Аббат Илья, главный строитель базилики, предложил оригинальное архитектурное решение, сочетающее элементы византийского зодчества и романского стиля.



Южная верхняя галерея

2. Все стены базилики были возведены ещё при аббате Илье, а большая часть работ по его отделке осуществлена при его преемнике аббате Евстафии (1105-1123).



3. В юго-восточном портале расположена усыпальница Спарано из Бари (1294), главного канцлера Карла I и Карла II Анжуйских, именем которого названа одна из главных улиц Бари. Напротив находится гробница родственницы Спарано - Иоанны. В период правления Карла II Анжуйского церковь достигла наибольшего расцвета.



Фамильная усыпальница Спарано

4.



5. Наилучшее обозрение интерьера базилики - из центрального нефа храма. Базилика разделена на три нефа двенадцатью гранитными колоннами диаметром 0,8 м. Длина каждого нефа - 58 м, ширина центрального нефа - 26 м, а боковых - 9 м.



Базилика Святого Николая. Интерьер. Общий вид

6. Многочисленные реставрационные работы проводились, начиная с XVII века, когда была реконструирована крыша. Но лишь в 1928-1930 годах базилика обрела современный облик. Были устранены все изменения, произведённые после XVI века. К сожалению, были утрачены старинные фрески. И если бы не их утрата, сегодня можно было бы видеть то, чем восхищались девять веков назад.



7. Круглосводчатые арки соединяют колонны между собой и поддерживают верхние галереи - эмпоры. Три огромные арки сооружены ещё в XV веке для укрепления храма после сильного землетрясения 1456 года.



Центральный неф. Арки и потолок

8. Эмпоры - помещения, отводившиеся в первых христианских храмах для женщин знатного происхождения. Но уже в римский период эмпоры перестали использоваться по первоначальному назначению и служили только для украшения храма.



9. Если посмотреть вверх от центрального нефа, открывается великолепный вид. Стропила потолка скрыты живописным плафоном Карла Роза из Битонто.



Потолок правого поперечного нефа: папа Урбан II, переносящий Мощи Святителя Николая. Вверху - Барийский собор (1098) и освящение базилики (1197). Внизу - воскрешение паломника и установление чудесной колонны.

10. Украшением центральной апсиды является, в первую очередь, киборий (1110-1220), т. е. балдахин из камня с великолепными романскими капителями. В одной из задних капителей среди византийского орнамента помещена голова барана, а по углам - головы птиц с изогнутыми клювами. Две передних капители украшены фигурами ангелов.



Центральная апсида

11. Пол украшен византийско-мусульманской мозаикой (1013), в центре расположена великолепная кафедра аббата Ильи (1098) - трон епископа древнего византийского стиля. Наиболее значительным изменением в базилике  было размещение у стены апсиды - мавзолея Боны Сфорца (1593) - королевы Польши в результате брака с королём Сигизмундом I. При ней Польша пережила свой золотой век, ею были произведены фундаментальные изменения в области права, свободы вероисповедания и в аграрных реформах. Бона изображена в центре, а по краям - два епископа: Святой Николай, покровитель Бари, и Святой Станислав, покровитель Польши. Две женских фигуры держат герб Польского королевства (слева)  и герб Бари (справа). В 1928 году было предложено перенести мавзолей, но уважение к истории взяло верх, и всё осталось на своих местах. Интересно, каким образом светская дама, хоть и королева Польши (она была и королевой Белоруссии) удостоилась чести быть погребённой в таком месте? Она, ведь, не святая. О Боне Сфорца можно почитать здесь.



Кафедра аббата Ильи, архиепископа Бари (1098) - справа. Мавзолей Боны Сфорца - у стены апсиды

12. В правом поперечном нефе располагался серебряный алтарь, который укрывал Мощи Святителя Николая несколько веков. Алтарь был подарен царём Сербии Урошем II в 1319 году. Он заменён в эпоху барокко.



Правый поперечный неф

13. На правой стене видим икону "Святой Николай Темнокожий", особо почитаемую паломниками. На иконе лик Святителя - тёмный, а руки - светлые, Хотя известно, что архиепископ города Миры Святой Николай не был темнокожим, он  был греком по происхождению. Интересно, что Бари (латинское название Barium) основали греки как торговую колонию, Рим же завоевал его в 317 году до Р.Х. Уже в апостольское время здесь существовала христианская община. По преданию, апостол Пётр направил в этот южный италийский город епископа Мавра, принявшего при императоре Траяне мученичество.



14. Очень большую ценность имеют фрески на апсиде, написанные в 1304 году Иоанном из Таранто. Фреска справа изображает Святого Мартина, епископа Туркского, национального святого Франции, которому посвящена капелла. Слева от неё находится изображение другого святого, возможно Святого Людовика из семьи Карла II. В центре  - изображение Распятия.



Правая апсида (капелла Святого Мартина) с фресками Иоанна из Таранто

15. Над алтарём капеллы находится триптих (1451) кисти византийского художника Рико из Кандии - изображение Богородицы страстной со Святым Николаем справа и Святым евангелистом Иоанном слева. Взгляд Иисуса обращён к ангелу, который предрекает ему распятие, другой ангел несёт орудия страстей.



Триптих Рико из Кандии (1451 год)

16. В правом нефе находится великолепный деревянный амвон. Он расположен на правой ближней к аркам колонне.



Амвон XVII века

17. Современный вид амвон приобрёл при украшении храма в XVII веке.



18. В базилику можно войти через боковой портал в правый неф.



19. Капители колонн - почти все XI или начала XII веков. Они украшали дворец византийского наместника.



Капитель в боковом нефе

20. В левой апсиде не сохранились фрески. Освобождённое после реконструкции пространство занимает большой орган базилики.



Левый неф базилики

21. В алтаре Святого Севастьяна расположена красивая картина в окладе, принадлежащая кисти Вартоломео Виварини - венецианского художника, работающего в Апулии во второй половине XV века. Это одна из наиболее выдающихся работ венецианца, находящихся в Апулии. На картине изображена Богоматерь с младенцем на троне в окружении Святых Иоакима  и Людовика с одной стороны, и Святых Николая и Петра, с другой.



22. Своды базилики.



23.



24. В левом нефе находится статуя Святителя Николая (1794), которую 8 (21) мая два рыболовецких судна вывозят в море (примерно в 150 метрах от берега ), где её приветствуют на лодках многочисленные паломники.



25. Капелла реликвий находится в правом нефе. Самые ценные реликвии базилики происходят из двух источников - от паломников и крестоносцев, возвращавшихся из Святой Земли (1096-1102), и от щедрот Карла II Анжуйского (1285-1309). В капелле эти святыни размещены на больших витринах вдоль главнй стены.



Капелла святых реликвий

26. Рака для мощей Святого Николая была изготовлена моряками на борту корабля сразу после переноса мощей из Мир Ликийских. Она напоминает моряцкие лари для продовольствия. Рака помещена в специальный хрустальный ларь. Интересно, что российские космонавты доставили частичку раки в космос, после чего её половину поместили в церковь в Звёздном городке, а вторую половину вернули в базилику.



Деревянная рака, в которой барийские моряки перевезли в 1087 году мощи святого Николая

27.Анжуйский крест - самая ценная реликвия благодаря своей древности. В его средокрестие вмонтирован греческий реликварий IX-X веков с частицей Животворящего Креста Господня.



Греческий реликварий IX-X века внутри анжуйского креста (1301)

28.



Справа - реликвия св. апостола Фомы (происходит из Эдессы, 1102 год)

29.



Вторая реликвия слева на верхней полке - Святой Шип из тернового венца Спасителя. Дар Карла Анжуйского (1301). Справа на нижней полке - анжуйская дарохранительница (1301), переделанная в  мощевик святого Севастиана

29. Выходим из базилики совершенно потрясённые всем увиденным и переполненные огромным объёмом информации, а чтобы разобраться со всем этим и как-то осмыслить, пришлось написать все эти рассказы о нашей поездке в Бари.



30. Как оказалось, в городе Бари есть ещё много интересного. Хотелось бы побывать там ещё...



Бари, Италия, базилика Святителя Николая

Previous post Next post
Up