Музы русских художников. Продолжение

Feb 25, 2018 17:39



Начало осмотра
Продолжим осмотр выставки "Жёны" на втором этаже, где собраны картины, написанные после 1917 года. Здесь в экспозиции советские признанные мастера соседствуют с художниками эмиграции.



Как всегда в Музее русского импрессионизма, хочется отметить отличную развеску полотен и прекрасное освещение.



Художница Гертруда Галлер родилась в семье поволжских немцев, училась в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове. С 1920 года - жена Николая Загрекова. В 1921 году супруги уехали через Ригу в Германию к дальним родственникам Гертруды. Её судьба после развода с Загрековым в 1942 году неизвестна, а Николай Загреков с 1938 по 1944 год входил в группу художников Inselgruppe (Островная группа), не выставлявшихся при нацизме. В дальнейшем его творческая судьба в качестве художника и архитектора складывалась в Германии  вполне благополучно.



Николай Загреков (1897-1992). Портрет жены, 1928. Частная коллекция

Три портрета жён Роберта Фалька очень разные, но все хороши. На романтичном портрете девушки у окна - художница и поэтесса Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972) - третья жена Роберта Фалька с 1921 по 1929-й. Раиса Идельсон начала писать стихи в 7 лет. В 1918 году училась у Кузьмы Петрова-Водкина, затем во ВХУТЕМАСе, участница многих выставок.



Роберт Фальк (1834-1958). Девушка у окна, 1924. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленка

На изысканном портрете - четвёртая жена Роберта Фалька Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910-1992), переводчик, педагог и искусствовед. После долгих сеансов, проходивших зимой у окна, Ангелина Щекин-Кротова слегла с воспалением легких. Фальк был в то время в опале, картины его не выставлялись, семья остро нуждалась, и жена держалась до последнего, понимая, насколько важно живописцу не оставлять творческих исканий.



Роберт Фальк (1886-1958). В белой шали. Портрет жены художника А.В. Щекин-Кротовой, 1947. ГРМ

Ольга Васильевна Кончаловская (1878-1958) - дочь живописца Василия Сурикова, с 1902 жена Петра Кончаловского, автор известных воспоминаний.



Пётр Кончаловский (1874-1956). Портрет О.В. Кончаловской в синем, 1919. Коллекция Петра Авена



Вера Александровна Белкина (урожд. Попова, 1891-1960) - пианистка, педагог.



Вениамин Белкин (1884-1951). Портрет жены, ок. 1920. ГРМ

Нина Константиновна Бальмонт-Бруни (1900-1989), переводчик, литератор, дочь поэта К.Д. Бальмонта и Е.А. Андреевой-Бальмонт, жена художника Л.А. Бруни, мать художника И.Л. Бруни.
В 1916-1920 годах жила в Миасском заводе, куда приехала с матерью. В 1919 году окончила Миасскую гимназию Романовских и в этом же году вышла замуж за Л.А. Бруни, тем самым приобрела двойную фамилию Бальмонт-Бруни, в браке родила 7 детей. В 1920 году уехала с семьей в Москву, работала переводчицей в различных издательствах. Затем семья уехала в Оптину пустынь и подолгу жила там.



Л.А. Бруни. Портрет жены



Выразительный портрет Веры Казимировны Кетлинской (1906-1976) - писательницы. С 1926 года - жена Евгения Кибрика. Её самый значительный роман "Мужество" лёг в основу многосерийного фильма и оперы "Город юности".



Евгений Кибрик (1904-1978). Портрет жены художника Веры Кетлинской, вторая половина 1920-х. Галерея Галерея

Замечательный и необычайно грустный портрет Ксении Шольп (1894-1941/42), она была художницей, училась у Петрова-Водкина во ВХУТЕМАСе. Как и Леонид Чупятов, умерла от голода во время блокады Ленинграда.



Леонид Чупятов (1890-1941). Портрет Ксении (К.П. Чупятовой), 1920-е. Частная коллекция

Вера Гвоздёва в 1920 году вместе с мужем бежала в Финляндию. С 1921 года поселилась в Париже, где занималась декоративно-прикладным искусством и конструированием женской одежды. В 1935 году Шухаевы вернулись в СССР. Вера Фёдоровна работала главным художником по тканям на Московском текстильном комбинате. С 1937 года 8 лет провела в заключении на Колыме по обвинению в шпионаже. Такая же участь постигла и Василия Шухаева.



Василий Шухаев(1887-1973). Портрет В.Ф. Шухаевой, 1921. Коллекция Петра Авена

Очень выразительна картина, написанная ещё до эмиграции, Борисом Григорьевым "Мать и дитя", где запечатлена жена художника Елизавета Георгиевна (урожд. Элла Мария Антонина фон Браше, 1883-1969) с трехлетним сыном Кириллом. Из семьи прибалтийских помещиков. В 1901-1907 училась в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве. В 1907 вышла замуж за Б.Д. Григорьева. В том же году переехала с мужем в С.-Петербург. В 1913 у них родился сын Кирилл.
В сентябре 1919 семья нелегально пересекла на лодке Финский залив и после недолгого карантина в Териоках (Финляндия, ныне Зеленогорск) уехала в Берлин, а оттуда в 1920 - в Париж. В 1926 супруги купили участок земли в Кань-сюр-Мер близ Ниццы и поселились на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла»). В дальнейшем проводили там лишь краткие периоды между путешествиями (в том числе в США и по странам Латинской Америки).
Была знакома со многими русскими и западноевропейскими деятелями культуры, состояла в переписке с семьями Бурлюков, Евреиновых, Замятиных, Рахманиновых, Шаляпиных, с С.Ю. Судейкиным, В.Ф. Булгаковым и др. После смерти мужа занималась его наследием. Похоронена в Кань-сюр-Мер. Портреты художницы неоднократно писал ее муж.



Борис Григорьев (1886-1939). Мать и дитя, 1918. Международная арт-галерея Эритаж



На картине изображена Серафима Ивановна Лычёва (1906-1992) - гражданская жена и постоянная модель Александра Дейнеки в 1930-е - 1950-е.



Александр Дейнека (1899-1969). Портрет С.И.Л. в соломенной шляпе, 1935. ГРМ

Узнаваемая модель Наталья Константиновна Бернадская (1908-1978) в 1931 году стала женой Юрия Пименова. В молодости Наталья Пименова была профессиональной машинисткой и стенографисткой, затем вместе с мужем работала как театральный художник.



Юрий Пименов (1903-1977). портрет Н.К. Пименовой, 1943. Частная коллекция

Мария познакомилась с художником Александром Самохваловым в 1950 году в Ленинградском художественом училище им. Мухиной, и в том же году вышла за него замуж. Под его руководством начала заниматься живописью.



Александр Самохвалов (1894-1971). Портрет М.А. Клещар-Самохваловой, 1957. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

Приезжай ко мне в Принстон,
Тебя ожидают покой и отдых.
Мы будем читать Толстого,
А когда тебе надоест, ты поднимешь
На меня глаза, полные нежности,
И я увижу в них отблеск Бога.
Этот сонет, адресованный жене советского скульптора Сергея Коненкова Маргарите, был написан Альбертом Эйнштейном. О её удивительной судьбе я уже рассказывала. Листок со стихотворением нашелся среди вороха газетных вырезок уже после смерти Маргариты Коненковой от истощения в 1980 году. Сегодня уже не вызывает сомнений, что женское очарование Маргариты помогло ей войти в окружение и Роберта Оппенгеймера, чтобы вникнуть в подробности разработок ядерного оружия в США. Именно «особыми заслугами» Маргариты перед государством можно объяснить и безболезненное возвращение Коненковых на родину после 22 лет пребывания за рубежом. Скульптор не только избежал подозрений в шпионаже, но и сразу получил просторную мастерскую на улице Горького (ныне Тверская).



На картине - чаепитие за самоваром, изображены дочь Николая Фешина, и жена художника Александра Николаевна Фешина (урождённая Белькович, 1892-1983) - писательница. До 1913 года она училась у Николая Фешина в Казанской художественной школе, в том же году вышла за художника замуж. В 1923 году вместе с мужем и дочерью уехала в США, в 1933 они развелись. В 1937 году опубликовала единственную книгу.



Николай Фешин (1881-1955). Миссис Фешина с дочерью, 1925. Частная коллекция

На портрете изображена Надежда Сергеевна Надеждина (урожд. Бруштейн, 1908-1979) - танцовщица и балетмейстер, создатель и руководитель ансамбля "Берёзка" (с 1948 года). В 1925-1934 - артистка Большого театра.



Владимир Лебедев (1891-1967). Портрет Надежды Надеждиной, 1927. ГРМ



Портрет первой жены А.Тышлера Анастасии, - один из двух, которые почему-то нельзя фотографировать.



А.Г. Тышлер. Портрет Анастасии Степановны Тышлер, 1926. ГРМ, Отдел личных коллекций

Александр Монин - имя не очень известное, но портрет его жены выделяется среди других ироническим взглядом на модель. Алая футболка, кожаный мяч, гантели, кегли и название "Физкультура - залог здоровья!". Ольга Монина в самом деле преподавала физкультуру.



Александр Монин (1896-1969). Физкультура - залог здоровья! (Портрет жены художника О.Н. Мониной). Коллекция Романа Бабичева

Молчаливую печаль Екатерины Барковой (племянницы Сергея Рахманинова), первой жены Александра Осмеркина, подчеркивают ажурная шаль, наброшенная наподобие мантильи, и испанский веер. В тонких чертах сквозит обреченность, но дама прожила более 90 лет, оставив воспоминания о своём муже и Маяковском.



Александр Осмёркин (1892-1953). Портрет Е. Барковой, 1925. ГРМ



Мария Никифоровна Бурлюк (урожд. Еленевская, 1894-1967) - пианистка, издатель, мемуаристка, коллекционер. Училась в Московской консерватории. С 1912 года жена Бурлюка, в 1920 году вслед за мужем эмигрировала в США и вместе с супругом основала "Издательство М.Н. Бурлюк". Неожиданная для Бурлюка, "буржуазная" картина, написана яркими сочными красками.



Давид Бурлюк (1882-1967). Госпожа Бурлюк в своём саду, 1940-е. Частная коллекция

Несколько картин размещены отдельно на первом этаже в зале постоянной экспозиции музея. Ранняя работа всемирно известного конструктивиста Александра Родченко - портрет жены и соратницы Варвары Степановой, одного из крупнейших мастеров русского авангарда.
Почти год роман Варвары Степановой и Родченко, встретивших друг друга в Казанской художественной школе, развивался на расстоянии, в письмах. Родченко жил в Казани, Степанова - то в родительском доме в Костроме, то в Москве у первого мужа, архитектора Дмитрия Федорова (развод она получит в 1923 году).



Александр Родченко (1891-1956). Портрет Варвары Степановой Очарованный паж, 1915. ГМИИ
Константин Чеботарёв (1892-1974). Портрет Александры Платуновой, жены художника в интерьере. Середина 1920-х. Галерея Галерея
Николай Трошин. (1897-1990). Портрет Ольги Дейнеко. Конец 1920-х - начало 1930-х. Частная коллекция



Леонид Акишин (1893-1966). Семейный портрет, 1931. ГРМ



Константин Юон, 1875-1958. Утро в деревне. Хозяйка, 1924. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Источники информации
rusimp.su
buro247.ru

женские образы, живопись, Москва, Музей русского импрессионизма, выставка

Previous post Next post
Up