Музы русских художников

Feb 24, 2018 16:29



В Музее русского импрессионизма проходит поистине уникальная выставка "Жёны". На ней впервые собраны вместе, в одной экспозиции, 48 портретов возлюбленных великих русских художников. Среди них Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие. Приятный сюрприз устроен у заглавной картины выставки "Васильки" Игоря Грабаря.  На скамейке с забытой шалью, с корзинками васильков, можно сфотографироваться. Именно эти цветы мы видим на картине, на которой Игорь Грабарь изобразил сразу двух своих жён.
Я бы назвала эту выставку более романтично "Музы русских художников". Тем более, что такое настроение создаёт и оригинальное оформление: рядом с портретами под стеклянными колпачками стоят природные ароматы - аромат моря, полевых цветов, запах свежести после дождя, а если встать на нарисованные на полу следы, то включается звук и можно услышать отрывки писем.

Так сложилось, что до сих пор о русских музах европейских художников, мы знаем значительно больше, чем о музах русских художников: Ольга Хохлова и Пикассо, Елена Дьяконова (Гала) и Сальвадор Дали, Лидия Делекторская и Анри Матисс, Надя Ходасевич и Фернан Леже, Анна Ахматова и Амадео Модильяни, Аристид Майоль и Дина Верни...
Музы русских художников оставались в тени своих творческих мужей, и вот теперь появилась возможность узнать и о них.



На выставке представлены полотна из 17 частных коллекций и 15 музеев из разных российских городов и других стран.



На третьем этаже собраны дореволюционные портреты.



На втором этаже - портреты, созданные после 1917 года. Сначала покажу картины третьего этажа.
Одна из самых неожиданных работ - портрет второй жены Нестерова Екатерины Петровны. Михаил Нестеров был женат дважды. Первая жена умерла юной и оставила дочь Ольгу, которая училась в Киевском институте благородных девиц. Её классная дама Екатерина Васильева стала второй женой художника. Нестеров был в неё трогательно влюблен и не понимал, что эта юная красавица в нём нашла. Но она искренне полюбила талант живописца, а потом и самого художника, несмотря на большую разницу в возрасте.



На картине Сергея Виногарадова позирует художница Ирина Казимировна Войцеховская, ученица Виноградова по Строгановскому училищу. Вскоре после написания этой картины она вышла замуж за своего преподавателя.



С.А. Виноградов. Алупка, 1915-1917. Частное собрание

На "Портрете жены" Осипа Браза - Лолла Эдуардовна Браз-Ланцгоф, дочь представителя Deutsche Bank в Петербурге. Училась в женской петербургской гимназии Шаффе и была лучшей подругой Любови Блок - жены поэта Александра Блока и дочери химика Дмитрия Менделеева. Увлекалась живописью и даже входила в список художников Петербурга. Видимо, знакомство Осипа и Лоллы состоялось в одном из петербургских художественных кружков. У Осипа и Лоллы родилось двое сыновей. О смерти жены и детей от тифа Осип Браз узнал в Соловецком лагере.



Осип Браз. Портрет жены, Лолы Эдуардовны, 1907 год. Собрание Музея изобразительных искусств Карелии

На картине Федота Сычкова, главной темой для которого был деревенский быт, - петербургская барышня в красном под зонтиком Лида Анкудинова. После революции художник с женой уехали в деревню, в Пензенскую губернию, где и провели всю жизнь.



Федот Сычков. Портрет Л.В. Сычковой, жены художника, 1903

Жена художника Кустодиева Юлия Прошинская была выпускницей Смольного института. Кустодиев трогательно любил её, писал многочисленные портреты и считал, что вытянул "счастливый билет". Так и было!
Когда в 1916 году у художника диагностировали опухоль спинного мозга, жена стала не только другом и музой, но и верной сиделкой. Тогда ей пришлось принять мужественное решение. Она настояла во время операции, чтобы художнику оставили руки. Следующие 15 лет Кустодиев провёл в инвалидном кресле, но это не помешало ему написать самые яркие и зрелые работы.
"Да, отец, не ошибся в выборе спутницы жизни, она была достойна его. Я хочу, чтобы все это знали, ибо без её повседневной помощи и ухода он не мог бы жить, не мог бы работать!" - вспоминала позднее дочь художника Ирина.



Борис Кустодиев. Портрет жены с дочерью Ириной. ГТГ

Прекрасен портрет верной спутницы Валентина Серова Ольги Трубниковой, полностью посвятившей себя мужу и подарившей ему шестерых детей. Константин Коровин, лучший друг художника, был восхищен этой скромной женщиной и при возможности одаривал её драгоценностями, браня Серова, что тот не покупает Ольге Фёдоровне украшений.



Валентин Серов. Портрет О. Трубниковой, 1885. ГТГ

Со своей первой (из четырёх) женой Елизаветой Сергеевной Потехиной Роберт Фальк познакомился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Потехина происходила из старинного дворянского рода. Родители с обеих сторон не одобряли брак, но молодые люди пошли против их воли. Перед венчанием Фальк крестился и принял имя Роман, правда, после развода он снова стал Робертом. В браке родился сын Валерий, всего пара была вместе 11 лет. Елизавета Потехина часто позировала для многочисленных портретов мужа и сама была художницей. Портрет написан в период романтического увлечения художника, свадьба состоялась только через два года.



Роберт Фальк. Лиза на солнце, 1907. ГМИИ РТ, Казань

Аристарх Лентулов писал жену Марию Петровну многократно и в самой разной манере, начиная от академической. Интересно, что для этого портрета он использовал сочетание с коллажем - наклейки из кружев и бересты.



Аристарх Лентулов. Портрет женщины в полосатом платье. Портрет М.П. Лентуловой на фоне берёзы, 1915. Коллекция Фёдора Лентулова

Александр Шевченко написал портрет своей жены - художницы Надежды Сергеевны Псищевой, когда она была уже неизлечимо больна туберкулёзом и вскоре скончалась.



Александр Шевченко. Портрет женщины в красном платье, 1913. ГРМ

Специально для выставки основная коллекция Музея пополнилась работой скульптора Павла (Паоло) Трубецкого "Мать и дитя", где изображена его жена Элин Сундстрём и уже умерший единственный сын.



Паоло Трубецкой. Мать и дитя, 1908

Этот двойной портрет в какой-то мере отражает личную жизнь художника, реставратора и искусствоведа Игоря Грабаря. Среди букетов васильков изображены сёстры Мария и Валентина Мещерины, каждая из которых побывала женой художника. С сёстрами Игорь Грабарь познакомился в подмосковной усадьбе Дугино, родовом имении Мещериных. Там он часто гостил у своего друга, художника Николая Мещерина. Рыжая Валентина стала женой художника, как только ей исполнилось 20 лет.
"Дорогая моя мамочка, могу тебе сообщить весьма необыкновенную и даже просто невероятную новость: я женюсь! Чудесная девушка, очень славная, добрая, умная и талантливая, и любит меня очень, как и я её. На Красной горке обвенчаемся здесь, в Дугине, т. е. в церкви соседнего села", - писал Грабарь в одном из писем к матери.
В браке родились двое детей, дочь Ольга и сын Мстислав. Через несколько лет после рождения сына Валентина ушла из семьи, и детей воспитала её сестра Мария, ставшая женой Грабаря.



Игорь Грабарь. Васильки, 1914. Частная коллекция

Ещё для одного известного мастера, Михаила Врубеля, жена была неиссякаемым источником вдохновения. Артистические образы выдающейся оперной певицы, любимицы Саввы Мамонтова Надежды Забелы-Врубель не раз появлялись в работах художника. Один из таких примеров - майолика "Девушка в венке" из Абрамцева.



Михаил Врубель. Девушка в венке,1900-е. Музей Абрамцево

Портрет супруги Кузьмы Петрова-Водкина передаёт образ нежной возлюбленной художника. Они прожили вместе 32 счастливых года. Петров-Водкин встретил свою будущую жену Марию-Жозефину в окрестностях Парижа. Художник был так очарован дочерью хозяйки пансиона, что попросил разрешения написать ее портрет, а через некоторое время он здесь же, за работой, сделал ей предложение. Мара стала ему верной спутницей на всю жизнь, а после его смерти издала книгу воспоминаний "Мой великий русский муж".
"С чистым сердцем я могу сказать, что сдержала клятву, данную мужу. Я нашла возможность жить для него и после смерти", - так супруга Кузьмы Петрова-Водкина писала в воспоминаниях.



Кузьма Петров-Водкин. Портрет жены, 1906. Таллин, музей Кадриорг

На картине Исаака Бродского пейзаж выступает в качестве фона для портрета жены художника. Дочь Лии Марковны, художница Лидия Бродская, писала о матери:"Она была образованной, умной, красивой женщиной. Писала стихи, любила музыку, живопись, сама рисовала и писала красками, была членом Союза художников" .



Исаак Бродский. Портрет Лии Марковны Бродской, 1916. Частное собрание

Александр Богомазов пишет невесту - художницу Ванду Витольдовну Богомазову Монастырскую, позже она будет вместе с мужем создавать агитационно-революционные росписи.



Александр Богомазов. Портрет жены, 1907-1908. Частная коллекция



Николай Матвеев (1855-1939). Портрет жены, 1880. Симферопольский художественный музей

Со второй женой Натальей Нордман-Северовой Илья Репин прожил 15 лет в гражданском браке. Крестница Александра II знала 6 языков, увлекалась фотографией, танцами и театром, боролась за права женщин, ратовала за 8-часовой рабочий день, пожимала руку швейцарам в гостиницах и поздравляла с праздниками лакеев. Супруга Ильи Репина - феминистка, вегетарианка, обладала выдающимися литературными способностями. Она написала поваренную книгу для голодающих, осуждая сытую буржуазию. Самого Репина потчевала котлетами из сена. В репинском доме обедали за одним столом с прислугой, кроме того, было принято самообслуживание, о чём гостям сообщалось на специальных табличках: "Прислуга - позор человечества", "Не ждите прислуги - ее нет", "Сами снимайте пальто и калоши".
Восхищение неординарной личностью собственной жены он запечатлел на многих ее портретах: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем. Но в конце жизни отношения между художником и его музой стали напряженными. Весной 1914 года Нордман-Северова уехала на лечение в Швейцарию, где в июне, отказавшись от финансовой помощи Репина и его друзей, умерла в больнице для бедных. После смерти жены художник изменил образ жизни: порядки, заведённые в доме, и вегетарианство остались в прошлом.



Илья Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой, 1909. Новгородский музей.

Портрет жены дополняет бронзовый бюст Натальи Борисовны Нордман-Северовой работы Репина (1902, из музея-усадьбы "Пенаты").



Еще одна муза и актриса немого кино Вера Судейкина, вторая жена Сергея Судейкина, даже составила список "Обязанностей жены художника", где так и сказано: "Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью". На выставке представлена работа художника "Моя жизнь", где изображены две его жены, его любовник и, возможно, несколько возлюбленных первой супруги. Сцена выглядит театральной цитатой - то ли из итальянской комедии масок, то ли из сюжета о комедиантах...



Сергей Судейкин. Моя жизнь, 1916. Собрание В. Дудакова

Осмотр картин на втором этаже продолжим в следующей части...







Источники информации
rusimp.su , buro247.ru

женские образы, живопись, Москва, Музей русского импрессионизма, выставка

Previous post Next post
Up