Сокровища Нукуса. Только один зал

May 20, 2017 20:05




Эта выставка в Пушкинском несёт такой объём информации и такой заряд впечатлений, что разложить по полочкам всё сразу не удаётся. Особенно, если учесть, что собрание произведений живописи и графики 1920-1930-х годов в Нукусе считается вторым в мире по объему и значимости после собрания Государственного Русского музея. Удивительно, что коллекция собрана одним человеком в советское время, вот до революции таких примеров было много.

Музей в Нукусе, столице Каракалпакии или как сейчас принято называть республики Каракалпакстан в Узбекистане, основан в 1966 году и назван именем его создателя - археолога, этнографа и художника Игоря Витальевича Савицкого (1915-1984). Он приехал в Каракалпакию из Москвы в 1950 году в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в качестве художника и остался в Нукусе навсегда, занявшись коллекционированием. Собирал, помимо археологии, работы как местных, узбекских, так и российских художников - искусство периода авангарда и поставангарда. В начале выставке в Отделе личных коллекций  - две его экспедиционные работы.




Эти сокровища мало кто видел, хотя искусствоведы и любители авангарда знали о существовании этой коллекции. Я узнала о ней по книге "Авангард, остановленный на бегу". Большая удача по нынешним временам, что на выставке разрешается фотографировать, при этом подсветка и развеска картин благоприятствуют съёмке. Настолько мощная энергетика картин, что поместить их в одно сообщение не хочется и не получается. Вот например, только один зал...




Рядом висят две беспредметные живописные "Композиции" Ивана Кудряшова, двигавшего в своё время авангард в массы в Оренбурге, 1925-го и 1961-го, поскольку в поздние годы Кудряшов делал повторы ранних своих работ.
Иван Алексеевич Кудряшов - выдающийся русский живописец-супрематист, создатель собственного варианта абстрактного ("космического") искусства, педагог. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912); МУЖВЗ (1913-1918), в мастерской П.В. Кузнецова; Государственных свободных художественных мастерских (1918-1919) у К.С. Малевича; пользовался советами И. В. Клюна.
Жил в Москве. В 1918 работал над оформлением агитавтомобилей к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Благодаря своему отцу, работавшему конструктором у К.Э. Циолковского, приобщился к идее космических полетов. Его основные произведения, хранящиеся в крупнейших музеях страны и за рубежом, обрели хрестоматийную известность. Но обстоятельства судьбы, разрозненность наследия и недостаток документальных данных долгое время не позволяли расшифровать произведения этого мастера.



Иван Кудряшов (1896-1972). Композиция, 1925



Климент Николаевич Редько (1897-1958,1956?). Овернские крестьяне, 1933. Холст, масло



Соломон Борисович Никритин (1898-1965). Портрет девушки в красном, 1935. Холст, масло



Константин Истомин (1887-1942). Московский пейзаж. 1922. Холст, масло



Ирина Дмитриевна Штанге (1906-1991). Дождь,1930. Фанера, масло



А.А. Рыбников (1887-1949). Апокалипсис, 1918. Холст, масло

А есть совсем другое.  Владимир Комаровский в императорской России носил графский титул, учился в Париже, занимался иконописью. В сухой биографической справке перечислены факты: "подвергался арестам по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1922, 1925, 1931, 1934, 1937. Расстрелян". Автор религиозно-теоретической работы "Письмо об иконописи" (1930).



Владимир Алексеевич Комаровский 1883-1937. Автопортрет, 1920-е. Фанера, масло

Продолжение будет...

Выставка, музей, авангард, живопись, Москва

Previous post Next post
Up