Сокровища Нукуса. Продолжение осмотра I

May 21, 2017 18:44



Продолжим знакомство с сокровищами Нукуса в Музее личных коллекций, экспозиция здесь расположена на трёх этажах. Встречается много новых имён и незнакомых произведений уже известных художников. Напоминаю, что выставку продлили до 30 мая.

Игорь Савицкий приобретал и сохранял многое, что могло уйти в небытие или за рубеж. Со временем он стал собирать и московских художников, в творчестве которых был среднеазиатский период, а потом и полотна тех, кто был непризнан. Из того что здесь представлено, несколько очень мощных художников - это Карахан, Тансыкбаев, Волков, ну и вообще, как только входишь в первый зал живописи получаешь заряд позитивной энергии.



Людмила Галактионовна Бакулина (1905-1980), Батум, 1930-е. Холст, масло





Справа - Николай Павлович Тарасов (1896-1969). Девушки в парке, 1950-1960. Холст, масло

Урал Тансыкбаев - живописец, график, театральный художник, монументалист. Родился в казахской семье в Ташкенте. В 1920-х учился в студии Н.В. Розанова при ташкентском музее искусств и в Пензенском педагогическом техникуме. В 1938 оформил первый казахский балет для ГАТОБ имени Абая. В 1952-1954 выполнил 30 панно для павильона Узбекистана на ВСХВ в Москве. В раннем творчестве совмещал пластические эксперименты авангарда с плоскосностью и условностью народного искусства. После критики за формализм обратился к реалистическому пейзажу.



Урал Тансыкбаев (1904-1974). Чирчик. 1934. Холст, масло



Борис Александрович Голополосов (1900-1963). Уборка палубы, 1920-1930-е. Холст, масло



Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Южный город, 1936. Холст, масло

Один из талантливых, незаслуженно забытых художников, Николай Витинг учился у К.Ф. Юона (1927-1928), К.Ф. Морозова, Н.Ф. Фролова, К.А. Суряева при обществе "Цех живописцев" в Москве (1928-1932), у С.В. Герасимова и П. Я. Павлинова (1934-1942). С 1930-го года участник выставок. Член объединения "Цех живописцев", Объединения работников искусств (1931-1932), в 1942-1943 гг. работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Иллюстратор и оформитель ряда издательств Москвы. Наряду с живописью много работал в технике литографии и офорта.



Николай Иосифович Витинг (1910-1991). Слева - Портрет Хмелевского. 1927. Холст, масло. Справа - Девушка в жёлтом, 1929. Холст, масло



Сергей Сергеевич Колыбанов (1898-1975). Перед обедом, 1944. Холст на картоне, масло





Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Улица (Фотография), 1933. Холст, масло



Слева на стене - Волков Александр Николаевич (1886-1957). Сбор хлопка, 1930-1931



Урал Тансыкбаев (1904-1974). Окраина Самарканда, 1934. Холст, масло



Урал Тансыкбаев (1904-1974). Ходжикент, 1938. Холст, масло



Слева - Алексей Федорович Подковыров ( 1899-1957). Голова басмача, 1920-е



Николай Григорьевич Карахан (1900-1970). Строительство дороги, 1934. Холст, масло





Николай Михайлович Григорьев (1880-1943). Печальная песня, 1919. Холст, масло



Николай Михайлович Григорьев (1880-1943). У кофейни, 1920. Холст, масло



Николай Карахан. Две девушки у хауза. Холст, масло

В экспозиции несколько женских имён. Елена Коровай (1901-1974) родилась в Воронеже в семье обедневших дворян. Вскоре после рождения семья переехала в Харбин, где отец получил на КВЖД место начальника железнодорожного узла. Мать выступала, как драматическая актриса, в одном из театров Харбина. В 1913 году семья переехала в Петербург. С 1914-1917 гг. Елена училась в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, у И.Я. Билибина в Петербурге.В Самарканде и Ташкенте жила с середины 20-х до 1946 года. В 1955-1957 годах принимала участие её работы для Каракалпакского музея искусств в Нукусе.



Елена Людвиговна Коровай (1901-1974). Розовые женщины. Утро. Начало 1930-х

Надежда Васильевна Кашина (1806-1077) родилась в Перми в семье потомственного художника занимавшегося настенной росписью и иконописью. Училась в Пермском народном художественном училище (1920) у А.Каплуна, затем в Московском ВХУТЕМАСе (1921-1927) у Р.Фалька и С.Герасимова. Член-организатор художественного общества “Рост” (1928-1929), член группы “13” (1929). Участник выставок с 1928 г. Персональные выставки в Ташкенте (1957, 1973), Москве (1971), Перми (1973). С 1930 года жила в Узбекистане, в Самарканде, с 1932 - в Ташкенте. Живописец, график, иллюстратор, плакатист. Представленные произведения выполнены Кашиной во время ее первых поездок в Самарканд. Увлеченность экспрессионизмом художница выразила в полотнах, используя новые для себя впечатления от увиденных в Узбекистане ярких красок



Надежда Васильевна Кашина (1896-1977). У Шир-Дора. 1928. Холст, масло

На выставке несколько работ Фалька, и вот одна из них.



Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). На площади в Самарканде, 1943



Николай Георгиевич Карахан (1900-1970). Чайхана у хауза под карагачами, 1920-е. Холст, масло

Перед коридорами графики висит небольшая живописная работа "Девка-чернавка" Алисы Порет (1902-1984). Художница окончила Петербургскую Академию художеств, училась у Савинова, Кареева, Петрова-Водкина, но главным учителем считала П. Филонова. Будучи дружна с Даниилом Хармсом, Алиса Порет была его соавтором: они придумывали детские стихи, загадки. А.Порет работала в графике - иллюстрировала детские книжки.



Алиса Порет. Девка-чернавка. 1927. Холст, масло.

Очень хороший очерк о том, как Савицкий собирал коллекцию ШЕСТЬ СЕЗОНОВ И ВСЯ ОСТАВШАЯСЯ ЖИЗНЬ
Продолжение будет...

#выставка, Музей изящных искусств, Москва, #живопись, #Сокровища Нукуса

Previous post Next post
Up