Фоторепортаж с выставки "Алексей Щусев. 150"

Dec 28, 2023 17:28




Заканчивается юбилейный год архитектора Алексея Викторовича Щусева (1843-1949), но до 21 января 2024 года ещё продолжает работу выставка в МУАРе "Алексей Щусев. 150" . Масштабный проект занимает два главных выставочных пространства: экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской архитектуры, в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество Щусева. В залах представлена биография главного культурного героя уходящего года и история его наиболее важных произведений.

Отдельный зал отведен теме железнодорожных проектов. В зале "Новая Москва" представлены планы реконструкции столицы, проекты Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно‑промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В.И. Ленина. Особое внимание уделено двум знаковым проектам Щусева: гостинице "Москва" (со знаменитым асимметричным фасадом и многочисленными легендами, которые породило ее строительство) и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте.
1.


Дизайн экспозиции - с одной стороны, современный, стильный, а с другой - уважительный по отношению к историческим интерьерам Музея. Основный цвет фона - белый за одним исключением, подставки - перевёрнутые пирамиды, в центре экспозиции между авангардом и имперской классикой - дуговая скамейка. Особенно удачно представлена экспозиция в Аптекарсом приказе - белые своды, белые макеты храмов и металлические стеллажи.
2.


3.


В экспозиции только один цветной акцент - красный зал, в котором выставлены академические рисунки и дипломная работа Щусева. Зал напоминает конференц-зал Петербургской академии художеств, где и проходила его защита.
4.


5.


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу - горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет, и не очень известным ранее сооружениям железнодорожных линий Арзамас - Шихраны, Нижний Новгород - Котельнич и Казань - Екатеринбург.
6.


7.


НОВАЯ МОСКВА. В первые годы советской власти Алексей Щусев, как и другие специалисты, интересовавшиеся вопросами градостроительства, увлекся масштабными замыслами преобразования городов, которые были практически нереализуемы в условиях частной собственности. Символом этих поисков стал проект планировки советской столицы "Новая Москва", разрабатывавшийся в 1918-1924 годах. Он опирался на новейшие достижения мировой градостроительной науки и в то же время предусматривал сохранение исторически сложившейся структуры города и его уникальных древних памятников. Несмотря на то что проект так и не был утвержден, многие заложенные в нем идеи стали основой для всех последующих проектов планировки Москвы.
8.


9.


10.


11.


12.


ОТ АВАНГАРДА К "СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ". В 1920-х - начале 1930-х годов Алексей Щусев находился в активном творческом поиске. Он принимал участие в многочисленных архитектурных конкурсах и создал выдающиеся авангардные проекты Центрального телеграфа (1925), Библиотеки имени В.И. Ленина в Москве (1928-1929), памятника Христофору Колумбу в Сан-Доминго (1929). По его проектам в Москве были построены здания Наркомзема (1928-1933), Военно-политической академии (1929-1934) и многие другие. Позже зодчий так охарактеризовал годы экспериментов: «На искания путей затрачивалось много времени. Сказать, что я прошел мимо этого явления, нельзя. Мне казалось, что следует попробовать в натуре, насколько это новое течение жизненно… Строить что-нибудь сложное было трудно, а новое направление давало возможность при помощи железобетонного каркаса и почти без всякой отделки создать новый тип здания с производственным и свежим направлением».
13.


14.


МОСТЫ. Художественное оформление мостов - одна из сквозных тем в творчестве Алексея Щусева, неочевидная даже для специалистов. Архитектор при участии инженеров разработал несколько проектов переправ: железно-дорожный Романовский мост через Волгу у Свияжска, выполненный по заказу Общества Московско-Казанской железной дороги (1913), нереализованные мосты через Днепр в Смоленске (1930) и через Обводной канал в Москве (1935-1937), мост на реке Волхов в Новгороде - важнейший элемент воссозданного после разрушений Великой Отечественной войны городского ансамбля (1947). В 1935 году Щусев принял участие в конкурсе на проектирование моста Ататюрка в Стамбуле. На рисунке, выполненном художником E.Е. Лансере, представлено впечатляющее инженерное сооружение длиной почти 500 метров, изящно перекинутое тремя пролетами через бухту Золотой Рог. Высокие пилоны при въездах на мост в традициях классицизма увенчаны многофигурными скульптурными группами и египетскими обелисками.
15.


А.В. Щусев, рисунок Е.Е. Лансере. Конкурсный проект моста Ататюрка через бухту Золотой Рог в Стамбуле. Береговой устой, 1935. А.В. Щусев, В.А. Турчанинов. проект моста через реку Волхов в Новгороде. Фасады, план, разрез, 1947

ГОСТИНИЦА "МОСКВА". Проектирование и строительство гостиницы "Москва" пришлись на переломный момент в развитии советской архитектуры, когда перед зодчими была поставлена задача создания нового стиля путем "освоения исторического наследия". Согласно официальным источникам, утвержденный весной 1932 года проект был разработан молодыми архитекторами Л.И. Савельевым и О.А. Стапраном при консультации Алексея Викторовича Щусева, однако сам мастер говорил, что в основе их замысла лежал его эскиз. Грандиозное здание гостиницы в самом центре столицы было спроектировано в духе авангарда, а разработка архитектурного оформления, соответствующего новому идеологическому запросу, была начата во второй половине 1932 года, когда строительство уже велось. Помимо Щусева, который несколько раз возвращался к переработке проекта гостиницы, свой вклад в архитектуру здания внесли также И.В. Жолтовский, Н.Я. Тамонькин, А.В. Куровский, С.С. Эстрин, С.Ф. Кулагин, Ю.А. Дульгиер и другие. Итоговый вариант архитектурного решения был создан к середине весны 1934 года под руководством Алексея Щусева.
16.


А.В. Щусев. Проект гостиницы Москва. Перспектива фасада со стороны площади Свердлова (Театральной), 1933. Бумага, карандаш, тушь, уголь, акварель

17.


18.


19.


Н.Я. Тамонькин. Проект гостиницы Москва. Интерьер ресторана, 1950. Бумага обёрточная, карандаш, акварель, гуашь

АРХИТЕКТУРА ТРИУМФА. Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская "Академпроект" продолжала в военные и послевоенные годы.
20.


АКАДЕМИЯ НАУК. Осмыслению масштабного ансамбля Академии наук СССР Алексей Щусев посвятил почти 14 лет. Долгий процесс начался с победы в предварительном конкурсе, но после этого неоднократно менялись и проектное задание, и местоположение будущего сооружения, и художественно-стилистические установки в архитектуре.
21.


22.


МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева - Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. В Москве уже существовал музей такого профиля, основанный в 1934 году в качестве подразделения Всесоюзной академии архитектуры, однако зодчему удалось убедить председателя Совета народных комиссаров СССР В.М. Молотова в необходимости организации еще одного, общедоступного, архитектурного музея. Идея создания учреждения, хранящего и изучающего архитектурное наследие, сопровождала Щусева на протяжении многих лет. Впервые он высказался на эту тему в 1919 году: "Известия" опубликовали краткую заметку, в которой были сформулированы принципы комплектования архитектурных коллекций, во многом актуальные и в настоящее время. За годы руководства Государственной Третьяковской галереей (1926-1928) архитектор приобрел бесценный практический опыт в музейном деле.
23.


24.


25.


26.


Экспозицию аптекарского приказа, посвящённую церковному зодчеству, покажу отдельно.

Источники информации: этикетаж и кураторский текст на стендах, archi.ru, www.architime.ru

юбилей Щусева, архитектура, Щусев, музей архитектуры, выставки

Previous post Next post
Up