Храмовое зодчество А.В. Щусева

Dec 29, 2023 19:41

Фоторепортаж с выставки "Алексей Щусев. 150"



Начало

Экспозиция в Аптекарском приказе представляет архитектора Алексея Викторовича Щусева как храмостроителя - от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Выставка насыщена проектной графикой и архивными материалами, которые сопровождаются макетами храмового зодчества. В этих проектах А.В. Щусев проявил себя как знаток истории отечественного зодчества и уже в начале ХХ века получил профессиональное признание как автор выразительных произведений национально-романтического направления модерна. Отдельное внимание в экспозиции уделено совместной работе Алексея Щусева с его соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и Никифором Тамонькиным.
Профессиональный кругозор А.В. Щусева сложился во время обучения в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт Петербурге и во время путешествий по древнерусским городам, пенсионерских поездок в Италию, Францию, Турцию, Тунис, а также посещения Всемирной выставки в Париже 1900 года. Большое значение в становлении мастера имело активное участие в работе Императорской археологической комиссии, руководившей реставрационными работами.



А.В. Щусев. Копия мозаики из конхи апсиды базилики монастыря Святой Екатерины на горе Синай - Преображение, 1910. Картон, карандаш, акварель, гуашь, золотая краска, белила

Непосредственное обращение А.В. Щусева к храмовой стенописи произошло в 1902 году в церкви Антония и Феодосия Печерских, для которой он разработал систему расположения росписей и орнаментальные мотивы. В дальнейшем при проектировании церковных интерьеров архитектор неоднократно заявлял, что наиболее достоверным образцом для его храмовых сооружений может служить стенопись церкви Спаса на Нередице (1198).



А.В. Щусев. Копия неизвестной вмзантийской росписи Богоматерь с Архангелами Михаилом и Гавриилом в конхе апсиды, 1910. Картон, карандаш, акварель, гуашь, золотая краска, белила

Уже зарекомендовав себя высоким профессионалом, А.В. Щусев выполнял эскизы настенной живописи для построенных другими архитекторами сооружений (церкви Преображения и Святой Нины в имении великого князя Георгия Михайловича Романова Харакс в Крыму, домовой церкви Школы народного искусства Ее Величества Александры Фёдоровны в Петрограде, которые не были воплощены.



А.В. Щусев. Архитектурные фантазии на тему домонгольских храмов, эскиз церкви в стиле новгородско-псковской архитектуры, эскизы театральных персонажей на тему русского средневековья, 1915. Бумага, карандаш

Определяющую роль в творческой судьбе А.В. Щусева сыграло привлечение его графом А.В. Олсуфьевым к проектированию храма Сергия Радонежского на Куликовом поле (1902-1908), который задумывался как памятник исторической битве войска князя Дмитрия Донского и ордынского хана Мамая. Во время работы над этим храмом-памятником А.В. Щусев сформировал авторский подход, позволявший во имя создания выразительного архитектурного образа объединять в гармоничное целое разные по происхождению мотивы домонгольского зодчества и приемы архитектуры модерна.



ХРАМ-ПАМЯТНИК НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ (1902-1908, реализация 1913-1917). В начале ХХ века граф А.В. Олсуфьев пожертвовал свою землю на Куликовом поле для строительства храма-памятника в честь преподобного Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В 1902 году А.В. Олсуфьев привлек к проектированию A.В. Щусева, который в этот период разрабатывал проект перестройки его дома в Санкт-Петербурге. В 1904 году было получено согласие императора Николая II на возведение Сергиевской церкви на Куликовом поле. Стенопись не была реализована. Иконы для иконостаса в 1914 году написали художники Д.С. Стеллецкий и В.А. Комаровский. Образа погибли во время Великой Отечественной войны.



Церковь Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Макет, 2023



А.В. Щусев. Проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле



ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ОВРУЧЕ (1904-1908, реализация 1907-1910, освящение 1911). Уже в первой реализованной работе в области церковного строительства А.В. Щусев столкнулся с нетипичной задачей - необходимостью воссоздать храм Святого Василия Великого в Овруче конца XII века на основе изучения руин древней церкви, исследования результатов археологических работ, а также сравнительного анализа известных архитектурных памятников домонгольского времени. Успех работы в Овруче ввел А.В. Щусева в число наиболее уважаемых архитекторов того времени. Освящение Васильевской церкви в Овруче, при котором присутствовал император Николай II, стало важным событием в церковной и культурной жизни России первого десятилетия XX века.



Церковь Святого Василия в Овруче. Макет, 2023

ТРОИЦКИЙ СОБОР УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ (1905-1908). Троицкому собору Почаевской лавры, Покровскому собору Марфо-Мариинской обители, Спасской церкви в Натальевке и другим воплощенным и нереализованным проектам, отмеченным особой образностью, композиционной гармонией, A.В. Щусев сумел придать не только выразительный облик, но и ощущение многовековой истории, тень давно прошедшего времени.



Мозаический образ Святой Троицы в окружении Небесных сил на северном фасаде также был реализован по эскизу А.В. Щусева. Во время проектирования архитектор планировал украшение внутреннего пространства храма росписями, предполагал декорировать тябловый иконостас орнаментами в стиле модерн. В результате художник В.С. Щербаков создал живописные образы в алтаре, расписал западный притвор, где обращает на себя внимание цитирование поволжских настенных росписей XVII века и иконографических мотивов из Четырехчастной иконы середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля и Успенского собора в Свияжске конца XVI века.





МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ (1908-1911, освящение 1912). Марфо-Мариинская обитель на Ордынке в Москве была основана великой княгиней Елизаветой Федоровной после гибели ее мужа, великого князя Сергея Александровича. А.В. Щусев получил этот заказ благодаря содействию М.В. Нестерова, который был приглашен расписывать церковь обители. В 1908 году архитектор начал проектирование Покровского храма, ограды и часовни. При создании проекта одноглавого четырехстолпного Покровского храма с щипцовым завершением и обширной трапезной А.В. Щусев вновь обратился к образам средневековой новгородской и псковской архитектуры, обогатив проект цитатами из белокаменного резного убранства владимиро-суздальских храмов. Образ западного фасада определила окруженная рельефными изображениями надвратная мозаическая икона «Спас Нерукотворный», которая была изготовлена по эскизам М.В. Нестерова в мастерской В.А. Фролова в конце 1910 года.



Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Макет, 2023

М.В. НЕСТЕРОВ. «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ». Надвратный образ «Спас Нерукотворный», украшающий западный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители, создавался М.В. Нестеровым параллельно с работой над иконой Богородицы для восточного фасада Покровского храма. Обе иконы были воплощены в технике мозаики в мастерской В.А. Фролова в конце 1910 года. Композицией, орнаментом плата, крещатым нимбом, украшенным драгоценными вставками, образ Спаса очевидно ориентирован на фрески новгородской церкви Спаса на Нередице (1199), на древние иконы Спаса Нерукотворного. Карандашный эскиз, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, доказывает, что М.В. Нестеров также вдохновлялся иконографическим изводом «Спас Мокрая Брада». Хранящийся в Музее архитектуры эскиз «Спаса Нерукотворного», выполненный М.В. Нестеровым в смешанной технике на картоне в натуральную величину, вероятно, предназначался для кратковременного размещения на фасаде Покровской церкви с целью представить будущий образ заказчице храма великой княгине Елизавете Федоровне. Об этом, в частности, говорит тщательное воспроизведение абриса верхней части эскиза, соответствующее фигурному киоту на фасаде храма, а также следы бытования на верхних границах основы.



На фасаде мозаический образ Спаса Нерукотворного соотнесен с расположенными по сторонам от него белокаменными резными изображениями грозди винограда - символа крестной жертвы Христа, райских птиц и растений, которые создают впечатление древних частично сохранившихся белокаменных рельефов, а также с расположенной над ним выполненной в рельефе фразой из притчи о добром пастыре и наемнике: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется…»



М.В. Нестеров. Спас Нерукотворный. Эскиз в натуральную величину, 1910(?). Холст на картоне, масло, подрамник - дерево



Н.Я. Тамонькин по эскизу А.В. Щусева. Шрифтовая композиция каменной резьбы над мозаикой портала Покровского храма, 1908-1909. Бумага, карандаш, уголь



Н.Я. Тамонькин по эскизу А.В. Щусева. Шрифтовая композиция каменной резьбы над мозаикой портала Покровского храма, 1908-1909. Бумага, карандаш, уголь







Н.Я Тамонькин. Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель в Москве. Западный фасад, 1946. Картон, карандаш, гуашь



М.В. Нестеров. Диптих Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария. Эскиз росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908. Бумага, гуашь, темпера, карандаш, белила. ГТГ



М.В. Нестеров. Эскизы образов иконостаса Троицкого собора в Сумах: Николай Чудотворец, Архангел Гавриил, Богоматерь с младенцем, Христос, Архангел Михаил, Троица. 1913. Бумага, гуашь. ГТГ



М.В. Нестеров. Эскизы для царских врат иконостаса Троицкого собора в Сумах, 1913. Бумага, гуашь. ГТГ



К.С. Петров-Водкин. Эскизы к витражу Троица для Троицкого собора в Сумах, 1915. Бумага, акварель



К.С. Петров-Водкин. Троица. Эскиз витража для Троицкого собора в Сумах, 1916. Бумага, акварель. Екатерининский музей изобразительных искусств



Спасская церковь в имении Ракитное Курской губернии. Макет, 2023



А.В. Щусев. Спасская церковь в имении Ракитное Курской губернии. Проект, 1911. Калька на батисте, карандаш, тушь



А.В. Щусев. Спасская церковь в имении Ракитное Курской губернии. Западный фасад. Эскизный проект, 1911. Картон, акварель, белила, гуашь

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ГОСТИНИЦА ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ В БАРИ. Заказ на проект получил молодой зодчий А.В. Щусев по протекции св. Елисаветы Феодоровны, для которой зодчий строил в 1908-1912 годах Марфо-Мариинскую обитель. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья. Ансамбль построек выполнен в стиле псково-новгородского зодчества XV века.



Церковь Святителя Николая Мирликийского и гостиница для паломников в городе Бари, Италия. Макет, 2023

ЭСКИЗЫ РОСПИСИ ЦЕРКВИ В ИМЕНИИ ХАРАКС В КРЫМУ (1910; роспись не осуществлена). В 1904-1908 в крымском имении Харакс Великого князя Георгия Михайловича по проекту архитектора Н.П. Краснова был возведен дворец и усадебные постройки. В 1908-1912 году в ознаменование счастливого излечения старшей дочери Нины от дифтерита также по проекту Н.П. Краснова неподалеку был построен небольшой четырехстолпный храм, в традициях средневековой архитектуры Кавказа, освященный в честь небесной покровительницы дочери равноапостольной Нины и Преображения Господня. A.В. Щусев был приглашен исполнить проект оформления внутреннего пространства церкви. Камерный интерьер мастер предлагал решить в «византийском» стиле с элементами модерна. Внутреннее пространство храма, структурированное орнаментальными фризами, должны были украсить золотофонные мозаики. В куполе А.В. Щусев предлагал поместить заключенную в круглый медальон полуфигуру Христа Пантократора. В парусах на лазурном фоне предполагались золотые медальоны с полуфигурами Архангелов.



А.В. Щусев. Проект оформления южной стены церкви в имении Харакс в Крыму, 1910. Бумага на картоне, карандаш, акварель, золотая краска, белила

В апсиде на золотом фоне должен был находиться образ Богородицы на престоле с младенцем Христом. Юный Христос в царском венце и золотых одеждах на эскизе восседает на коленях Богородицы, как на троне. По сторонам от Богородицы располагались Архангелы в белых одеждах с рипидами в руках, обращенные ко Христу и Богоматери. Верхняя часть конхи апсиды была украшена орнаментальной «византийской» сенью. Напротив алтаря над западным порталом предполагалось поместить мозаику с изображением св. Нины и святого воина (вероятно, св. Георгия), которые указывали на храм с шатровым завершением и крестом на фасаде. Образ храма мог быть условным изображением церкви в Хараксе, в таком случае св. Нина и св. Георгий как бы даровали христианам эту церковь. Автор эскизов неоднократно использовал выразительный мотив - белых голубей, пьющих из источника.



А.В. Щусев. Проект внутренней отделки церкви в имении Харакс в Крыму. В куполе - полуфигура Христа Пантократора, в конхе апсиды - Богородица на престоле с младенцем Христом, по сторонам от неё Архангелы, 1910. Бумага на картоне, карандаш, акварель, золотая краска, белила. Научно-исследовательский музей при РАХ



А.В. Щусев. Проект церкви в имении Мансуровых Глазовка Тамбовской губернии. Из издания Ежегодник общества архитекторов-художников, 1909

юбилей Щусева, архитектура, Щусев, музей архитектуры, выставки

Previous post Next post
Up