О, ветер старины, я слышу голос твой,
Взволнован, как матрос, надеждою и болью,
И знаю, там, в огне, над зыбью роковой,
Трепещут паруса, пропитанные солью.
Г. В. Иванов. «Тяжелые дубы, и камни, и вода...» (1921)
Конечно же парусные суда существовали на Средиземном море всегда. Однако в исторической литературе информация, посвященная парусникам XIII-XV веков - сплошная каша. Чтобы нам эту кашу еще раз не пережевывать, отметим несколько позиций, сразу же фильтрующих из истории парусных судов всякую фантастическую ересь.
1. Латинское парусное вооружение завоевало позиции на Средиземном море в IX веке, до этого все корабли несли в основном прямые паруса. Пожалуй, самым древним изображением латинского паруса является иллюстрация к псалму 88 в Хлудовской псалтири, которая находится в Историческом музее в Москве. Псалтирь относят к 843-47 гг.
Начиная с IX века прямые паруса практически исчезли на средиземноморских судах. Основным типом парусных судов стали тариды, или таретты, о которых мы подробно
писали в отдельной главе нашего рассказа.
2. В самом начале XIV века произошло событие, которое вернуло прямые паруса на Средиземное море. До наших дней информация об этом событии дошла благодаря «Хронике» флорентийца Джованни Виллани. Хроника написана не на латыни, как было принято в те времена, а на итальянском народном языке. Вот что мы читаем в записи на 1304 год:
In questo medesimo tempo certi di Baiona in Guascogna co lloro navi, le quali chiamano cocche, passarono per lo stretto di Sibilia, e vennero in questo nostro mare corseggiando, e feciono danno assai; e d’allora innanzi i Genovesi e’ Viniziani e’ Catalani usaro di navicare co le cocche, e lasciarono il navicare delle navi grosse per più sicuro navicare, e che sono di meno spesa: e questo fue in queste nostre marine grande mutazione di navilio.
«Люди из гасконской Байоны на кораблях, которые называются коги, прошли через Севильский пролив [Гибралтар - g._g.] и вошли в наше море как пираты, совершив очень большие разрушения. Немедленно вслед за этим генуэзцы, венецианцы и каталанцы начали использовать коги и перестали ходить на больших навах, что сделало их плавание более безопасным и менее дорогим и явилось великим переломом в мореплавании.»
Giovanni Villani - Nuova Cronica, гл. LXXVII
Историю кога мы подробно
описали в наших записках.
3. Практически одновременно с когами на Средиземном море появился еще один тип парусных кораблей - нао. Этот термин был принят у испанцев. Итальянцы называли его нава, французы - неф. Следует четко себе представлять, что мы говорим в данном случае о типе корабля (нао, и т.д), а не о термине, который возник значительно раньше и означал просто родовое понятие корабль. Чтобы лучше себе уяснить эту разницу, нужно просто представить себе эволюцию нашего русского термина корабль. Если в ранней истории этот термин относился ко всем морским судам, то на определенном этапе он стал в узком смысле относиться также и к трехмачтовым линейным военным парусникам с прямым вооружением. Как писал А.Глотов
Корабль - морское судно; но свойственнее принадлежит сие наименование линейным военным кораблям, поелику все прочие морские суда имеют каждое свое название или под общим именем судна разумеются.
Глотов А. «Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля», Спб, 1816 с.252.
(Подробнее об эволюции термина корабль можно
прочитать в наших более ранних записях).
4. До появления нао и кога как определенных типов кораблей, в XII и XIII веках все чисто парусные суда на Средиземном море назывались либо navis (навы) либо bucius (бусы) (исключения делались для тариды, о чем мы уже говорили). Так в венецианских Статутах (Cli statuti marittimi venezianii) мы встречаем без различия друг от друга такие термины, как navis, banzonus, buzus navis, buzo, buzonavis.
Изображение венецианской навы XIII века из Capitolarium nauticum pro navis (1255), воспроизведено в Levi, Navi Veneti.
И навы, и бусы имели такое же парусное вооружение, как и галеры того времени, т.е. они несли косые латинские паруса. Если на судне было две или три мачты, то ближайшая к носу (фок-мачта) была самой высокой, ее длина приблизительно равнялась длине корабля по палубе. Реи (антенны) были еще длиннее, так что когда их спускали на палубу, то их ноки выходили за пределы корабля. Чтобы парусное вооружение соответствовало погоде, для фок-мачты имелись четыре различных паруса (мы подробно обсуждали этот вопрос, когда рассматривали парусное вооружение галер). Для управления судном использовали рулевые весла, а не подвешенный за кормой руль, который появился лишь в XIV веке (в Северной Европе, как мы
знаем, первое изображение штевневых рулей относится к 1160-1180 гг. (барельеф на купели Винчестерского кафедрального собора))
5. При всех преимуществах, которые имели латинские паруса на Средиземном море, у них был ряд существенных недостатков. Во-первых, они плохо работали при сильном попутном ветре, а шквалы с кормовых углов даже могли угрожать безопасности судна. Поэтому на такой случай на купеческих судах с латинским вооружением начали ставить небольшой прямой парус, подобный парусу tréou, который использовался для галер (см. об этом парусе
здесь). Во-вторых, необходимость спускать на палубу тяжелейшую антенну всякий раз, когда приходилось менять галс, требовала большого числа моряков, а это существенно удорожало морские перевозки на купеческих судах. Этот маневр на судах с прямыми парусами, например на когах, совершался значительно быстрее и требовал меньше матросов. Кроме того, операция взятия рифов при усилении ветра было значительно легче, чем смена паруса в подобных ситуациях на судах с латинским вооружением. Таким образом, на коге требовалось практически в два раза меньше матросов для управления парусами и рулем, чем на бусе.
Продолжим в следующий раз.