Парусные корабли Средиземноморья

Dec 09, 2013 14:46


Коги-коки-нао-каракки

Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой.
          Н. М. Языков. Пловец (1829)

Итак, мы установили, что в XIV веке на Средиземном море получило широкое распространение одномачтовое судно с прямым парусным вооружением - ког. Однако было бы большим заблуждением считать, что итальянские кораблестроители откинут весь накопленный веками опыт строительства многомачтовых купеческих судов ради нового, пусть и более прогрессивного, но все же тихоходного судна с небольшим водоизмещением. Начались работы по совмещению на одном корабле достоинств старой навы и кога. Это привело к созданию в середине XV века нового типа парусных кораблей - каракки.

Процесс этого перехода был сложным, с возвратами к прежним типам кораблей и созданием новых, на принципиально иных принципах. При этом явно проявлялись региональные особенности и традиции кораблестроения. Процесс в Испании протекал совсем по иному, чем, скажем, в Генуе или Венеции. Но все же существовали некоторые общие тенденции.

Первоначально ког (кок) строили по клинкерной технологии, т.е. верхний пояс обшивки делали с некоторым напуском на нижний. В отличие от средиземноморской традиции коги были плоскодонными судами. Они имели, как уже упоминалось выше, одну мачту с прямым парусом и навесной руль в корме. Однако в таком виде коги просуществовали недолго. На судостроительных верфях Средиземного моря корабельные мастера стали вновь обращаться к оправдавшим себя прежним достижениям традиционного средиземноморского кораблестроения. В первую очередь стали отказываться от клинкерного корпуса и вернулись к набору встык, карвель. Клинкерный способ оправдывал себя для небольших судов, но он не обеспечивал необходимой герметичности корпуса при переходе к крупным кораблям. (Самый крупный корабль клинкерной постройки знаменитый флагманский корабль Генриха V Grace Dieu (1414) был, пожалуй. последним кораблем этого типа в крупнотоннажном кораблестроении.)



Достроечные работы на корабле Grace Dieu в 1418 г., река Хэмбл, Великобритания

Появился новый тип корабля - coca, который хотя внешне мало отличался от прежнего кога, но строился уже в карвель и имел две, а то и три мачты. Однако, и кока продержалась недолго. Так, в источниках Барселоны не встречается упоминание такого типа кораблей как cocche уже после 1437 года. Скорее всего, кока по мере роста ее размеров превратилась в корабль, который получил название нао.

Термин нао впервые появляется в 1343 году в Хронике Альфонса XI Кастильского (Crónica de Alfonso Onceno) при описании осады Альхесираса (Algeciras), в которой участвовал флот Королевства Арагон и корабли флота Генуи. Хронист пишет, что с моря осаду осуществляли 50 генуэзских и кастильских галер и десять галер Арагона (galeas), а также 40 военных парусных кораблей из Кастилии (quarenta naves de Castiella , et estas eran de guerra). Деятельность этого флота обеспечивали другие корабли и суда (naves et baxeles), которые доставляли провиант (traían las viandas), а также небольшие маневренные сабры и леньо (et zabras, et leños), которые обеспечивали их защиту. Во время разыгравшегося шторма два больших нао (dos naos grandes) потерпели крушение и были выброшены на берег вместе с грузом провианта.

Повторю, что здесь речь идет о нао как типе парусного судна, а не как родовом термине «корабль» для двухмачтовых парусников с прямым парусным вооружением, таких, которые в большом количестве представлены в миниатюрах к Кантигам (песням) Девы Марии. Эти кантиги были составлены при дворе короля Кастилии и Леона Альфонса X (некоторые полагают, что самим Альфонсом) и в конце XIII века сведены в четыре манускрипта.



Альфонсо Х, Cantigas de Santa Maria (1290) Manuscript, Biblioteca Nazionale Centrale, Флоренция

Кое-что о таких нао, навах или нефах мы уже писали раньше. Пятнадцатый век характеризовался торжеством парусных кораблей именно этого типа.

О том, как от нао на Средиземном море перешли к каракке - поговорим в следующий раз.

каракка, кантиги, парусные суда, ког, кока, нао

Previous post Next post
Up