Божественные комиксы 12 века

Jun 23, 2017 18:02

В месте слияния двух рек, Великой и Мирожи стоит один из древнейших русских монастырей, основанный в начале 12 века, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. С того времени на территории монастыря сохранился лишь Спасо-Преображенский собор с чудными фресками того времени. Вся внутренняя часть собора плотно записана фресками по мотивам Евангелия. Не секрет, что в 12 веке народ не умел читать, а фрески, как говорящие рисунки в комиксах, выполняли просветительскую функцию, помогали понять Евангелие.



По ним можно было рассказывать историю воплощения, жизни, смерти и воскресения Христа. По этим фрескам можно готовиться к крещению, учиться понимать Евангелие и вспоминать главнейшие события из земной жизни Сына Божия.

Основателем монастыря называют архиерея Нифонта. По словам археолога Таисии Кругловой, "в начальной истории Спасо-Преображенского монастыря особую роль сыграли два новгородских владыки, последовательно занимавших архиерейскую кафедру в XII веке - Иоанн Попьян и Нифонт. Но лишь последнему достались победные лавры вследствие его последующей канонизации, в то время как имя другого, который, возможно, был основателем монастыря и первым строителем каменного собора, так и осталось в тени".



Когда-то Мирожский монастырь был большой и богатой обителью, одним из культурных центров города. Здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую.



Монастырь, по праву, превратился во владычную резиденцию. Все новгородские архиереи XII-XIII веков останавливались в нем во время своих периодических посещений Пскова.

Не раз монастырь разоряли и грабили, ведь он стоял вдали от городских крепостных стен. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми.

Но вновь и вновь обитель возрождалась.

В этот монастырь тянулись самые лучие и светлые поборники веры. Так, в начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, о котором я подробно рассказывала.

Так продолжалось вплоть до 19 века.

В 1922 монастырь закрыт большевиками, святыни и ценности обители были изъяты. Некоторые из них оказались в Псковском музее-заповеднике - здесь был помещен чтимый первый список Мирожской иконы, а также деревянная чаша св. Нифонта с которой он просил подаяние на строительство монастыря. В советское время в монастыре находилась экскурсионная станция.



С другого берега реки Великой.





Главные ворота монастыря.



Жемчужиной монастыря, без сомнения был и остаётся Спасо-Преображенский собор.



Он был построен новгородскими мастерами из чередующихся слоев известняковой плиты и плинфы (это плоский и широкий кирпич домонгольского времени). Спасо-Преображенский собор не имеет фундамента, он поставлен прямо на известняковую скалу на берегу р. Великой. Скала была выровнена подрезкой с южной стороны. С западной и, возможно, с северной стороны над скалой остался не срезанным однородный тонкий слой почвы от 2-х до 5-ти см толщиной. Начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы ХII века. Основной объем работ по возведении Спасо-Преображенского собора мог быть выполнен между 1132-м и 1135-м годами.



Решающим в датировке собора для большинства исследователей является летописное упоминание об этом под 6664 (1156) годом, в связи со смертью новгородского архиепископа Нифонта. В этом сообщении говорится о создании им церкви святого Спаса в Пскове над Великою рекою (Новгородская I летопись // ПСРЛ, СПб, 1841, Т. 3. С. 12; Новгородская IV летопись // ПСРЛ, СПб, 1848. Т. 5. С. 10.).

Надо сказать, что изначально собор был выше. За годы своей жизни он "ушёл в землю" более, чем на метр.





Облик Спасо-Преображенского собора пронизан родовыми, византийскими приметами единой христианской культуры: «По своей сути византийское искусство серьезно и чуждо любой шумной манифестации, не подчиняясь страсти или бурной эмоции. Оно остается верным этому состоянию с той твердостью, которая есть причина ее величия».

«Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является первоклассным произведением архитектуры середины XII столетия. Типологически в древнерусском искусстве он уникален - это настоящий крестово-купольный храм, однако рукава креста столь выделены по высоте, что он выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми, как бы примыкающими частями (восточные являются апсидами)».



Расписан храм был сразу по завершении строительства. Даже строительные леса были использованы художниками при росписи.
Художниками, расписывающими собор, несомненно, были греки. Этому свидетельствует и техника письма, и греческие надписи, сохранившиеся с того времени. Греческие художники, это, своеобразный знак качества. Русской школы росписи тогда ещё просто не было.
Основной фон, на котором располагаются фигуры - глубокий ультрамарин. Он выполнен дорогой краской, лазуритом, которую привозили из Афганистана. Создаётся ощущение, что небо висит над головой. И вообще, в палитре фресок использованы все лучшие и известные пигменты и краски того времени.











Безупречное чувство ритма, скорее реалистический, нежели условный стиль монументальных росписей, тонкая тональность в изображении ликов и объемность в построении композиций - все это отличительные, характерные черты мирожских фресок. Подчеркнутая линеарность складок одежд, иногда даже огрубленность этих линий - здесь не самоцель, но необходимый прием, чтобы удержать эту пространственную живопись в плоскости стены, а в труднодоступных для взгляда местах помочь в образном решении. Последнее характерно для изображения апостолов и особенно пророков в барабане. Сложный разворот фигуры или свитка сразу создает тот или иной характер.







Интересно, что эти фрески сохранились благодаря тому, что когда-то их просто... замазали и написали поверх новую роспись. Расписывали собор в 18 веке палехские мастера и, когда уже в советское время задумались над реставрацией собора и попытались расчистить эту роспись, то, неожиданно, под этим слоем нашли ещё один.



Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны в храм попал снаряд. Но не разорвался, а просто выбил кусок кладки и упал на пол.





В соборе продолжаются реставрационные работы. И на этот момент он остаётся музеем, в то время, как сам монастырь уже давно передан Псковской Епархии.
Музей работает только в сухую погоду, так как содержание фресок требует особого температурного режима.

image Click to view



В дни больших наводнений вода заливала собор и он, подобно Калязинской колокольне стоял посреди воды.
Уровень, на который поднималась вода можно увидеть на отметках, сделанных на стене притвора.





На территории монастыря, кроме Спасо-Преображенского собора, находятся деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.
В основании этого строения - погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого, тоже деревянного дома.



А так же, церковь архидиакона Стефана (17 век).







Росписи в церкви новые. Необычный каменный иконостас, создан современным иконописцем архимандритом Зиноном.





Главной святыне Мирожского монастыря была чудотворная икона Божией Матери 13 века. Но, узнав о целительной и помогающей силе этой иконы, Иван Грозный пожелал иметь её у себя. К сожалению, следы иконы так и не обнаружены. В монастыре же остался первый список с этой иконы. Сейчас он находится в городском музее, а в церкви остался ещё более новый список.



Чем же интересна эта икона? На ней изображена Божия Матерь "Оранта" с воздетыми вверх руками, а по бокам от Богородицы изображения псковского князя Довмонта и его супруги Марии, дочери Александра Невского. Оригинал иконы был выполнен по заказу супружеской четы.

Князь - невысокого роста, одет в богатое княжеское одеяние: ярко-красное платье, подпоясанное поясом; перекинутый через левое плечо плащ, на ногах кожаные сапоги. Он изображен человеком преклонного возраста, с залысиной и спадающими на плечи поредевшими волосами, с остроконечной небольшой бородой, едва доходящей до груди, со слегка выступающим из-под складок одежды животом. Поднятые руки обращены к Богоматери и Спасителю. Выражение лица строгое, губы плотно сжаты, лицо испещрено глубокими морщинами. Он задумчиво смотрит вдаль. По правую руку от Богоматери находится женское изображение, над головой которой помещается надпись: «Благоверная княгиня Мария Домантова жена дщерь (т.е. дочь) Великого князя Александра Невского». Голова княгини покрыта полосатым покрывалом. Богатое женское одеяние плотно окутывает рослую фигуру. Руки княгини также подняты вверх. Глаза опущены. Лицо зрелой женщины строгое и печальное. Но она выглядит гораздо моложе своего мужа.



В церкви есть иконописная мастерская, где можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.

Через Святые ворота, которые находятся под притвором церкви святого Стефана, можно выйти на берег реки Великой.



Сейчас в монастыре совсем немного братии, они с удовольствием встречают паломников, сами трудятся на благо монастыря, ухаживают за садом, пишут иконы, благоустраивают территорию.



Адрес монастыря: 180002, Россия, г.Псков, Мирожская набережная, 2

На поезде проезд с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. В Пскове от вокзала 1,5 км пешком либо на автобусе №2 до остановки Мирожский монастырь.

Сайт монастыря: http://mirozha.ru/index.html

Партнеры тура по Псковской области:



































travel russia, #pskov, #путешествия, #россияначинаетсяздесь, #псков, путешествия по России, #псковскаяобласть, #visitpskov, trПсков, travel, #russia, #путешествиявроссии

Previous post Next post
Up