Богом зданные

Jun 17, 2017 18:02

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, а чаще - свинство.
И.Бродский



Именно эти строки Бродского вспоминались мне в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Утро было хмурым и дождливым, серые тучи низко висели над белыми стенами монастыря и на их фоне ярко выделялись голубые, в звёздах, купола Покровской церкви, надстроенной над пещерной Успенской церковью, давшей название монастырю.





История обители начинается в 1473 году, когда иеромонах преподобный Иона Псково-Печерский основал в пещерах церковь Успения Пресвятой Богородицы.



Вид обители. Отпечатано в литографии Ив. Селезнева, 1839 г.

Наверное, это единственный монастырь и единственная крепость , ибо Псково-Печорсий монастырь долгое время совмещал обе эти функции, построенные в низине. Посмотрите на рельеф стен. Такого больше нигде не увидеть.





Протяжённость крепостных стен - 810 метров, они укреплены десятью башнями.





По внутренней стороне стены устроены гульбища - специальные укрепления, с которых во время военных действий вели наблюдение и отстреливались от неприятеля. Теперь, как и прежде, по гульбищам можно обойти всю обитель.





Стены монастыря выдержали множество осад. Его пытались взять поляки в 1581-1582 годах, они же, в 1611-1616 годах. В то же время монастырь выстоял против шведов под командованием короля Густава II Адольфа и опять же, шведы попытались взять монастырь уже в Северную войну, в 1701 и 1703 годах.



Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, это единственный монастырь в России, который никогда не закрывался. По условиям Брестского мира территория, на которой он расположен, отошла Эстонии и это спасло обитель от закрытия и разорения, которым подверглись другие монастыри на территории СССР.



Монастырь в 30-е гг. ХХ в.

И вот, мы проходим мимо Михайловского собора, построенного на народные деньги в 1815-1827 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Луиджи Руска



Между этими двумя фотографиями почти 100 лет.



Монастырь в 30-е гг. ХХ в.



и идём к Святым вратам под Петровской башней.





Входим в Святые врата и слева видим внутрениие врата, Никольский храм и звонницу, примыкающие к одноименной башне. Они построены в 1564-1565 годах.
Нам нужно пройти в тот сводчатый проём у основания стены.



И перед нами открывается чудная панорама внутренней части монастыря.



Этот путь, по которому мы спускаемся к Покровскому храму и к Пещерам, называют "кровавым". Когда-то у Святых врат, Иван Грозный в гневе убил игумена монастыря, Корнилия. Убил по оговору, не разобравшись и не рассудив. И голова монаха покатилась вниз оставляя кровавую дорожку, а Иван Грозный, устыдившись, взял убитого настоятеля на руки и сам отнёс к церкви Успения.



В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. - СПб., 1842; “Синодик”, с. 422; Описание... с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа “Кровавым путем”.

Игумен Корнилий управлял монастырём в трудные, 1529-1570 годы. В те времена Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами. В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.
Он строил и укреплял и Псково-Печорский монастырь, много времени уделял литературным трудам и хроникам того времени.
В монастыре никогда и никому не отказывали в помощи, будь то православный или неверующий.

Ныне мощи святого мученика Корнилия покоятся в Успенской церкви.
По традиции Псково-Печерского монастыря ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) в шесть часов утра у мощей преподобномученика Корнилия совершается братский молебен. Из года в год, из века в век молятся ему иноки.

Памятник св.Корнелию у стен монастыря.



По Богом зданным Пещерам нас провёл один из братьев монастыря, иеромонах Хрисанф.

Богом зданные пещеры были открыты в 1392 году, в год смерти Сергия Радонежского.
Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века "один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене "Богом зданной пещеры". Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое".
Эта надпись, "Богом зданной пещеры", и сейчас над входом в пещеры. Но, конечно же, это уже рукотворная надпись.



Удивительно, но в этих пещерах можно передвигаться в полный рост.
Я была в Киево-Печорской лавре. Там пещеры рукотворные, очень низкие и тесные. Здесь же, пространство вокруг позволяет свободно дышать и ходить. И сам песчанник какой-то тёплый. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Когда-то в пещерах жили монахи. Но теперь это монастырское кладбище. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

Вход в Пещеры укреплён кирпичной кладкой. Иеромонах Хрисанф рассказал, что это сделано по указанию службы безопасности царя Александра I, в 1824 году, когда узнав от настоятеля монастыря, архимандрита Венедикта, о строгой подвижнической жизни о. Лазаря, Государь пожелал лично видеть старца в убогой его келье и в сопровождении настоятеля отправился к нему за благословением и для келейной беседы.

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.





По легенде, когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена в Богом зданной пещере. “В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О.Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище”. (Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893, с. 7-8).



От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря.



В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды. Ни одна из них не похожа на другую.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.
Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах.



По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И, именно об этом чУдном старце, Иоанне, я получила в подарок книгу Архимандрита Тихона.



Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.
Примечательно, что в Пещерах совсем нет запаха тлена, запаха смерти, не смотря на то, что гробы с умершими стоят совершенно открыто.





Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. И, по словам иеромонаха Хрисанфа, после смерти А.С.Пушкина рассматривалась возможность захоронения его тела в Богом зданных пещерах, но Государь решил иначе и Александр Сергеевич был похоронен в Святогорском монастыре.





В пещерах нет электрического освещения и люди проходят по ним, неся в руках свечи.
Надо сказать, что посещение пещер паломниками отрицательно сказывается на их состоянии. Даже мы заметили капельки воды на пещерных стенах. Уникальный микроклимат пещер страдает от дыхания и тепла тел большого количества людей. Поэтому Пещеры "отдыхают" и восстанавливаются два дня в неделю, в понедельник и в пятницу.

Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору.

На этой горе находится сад с плодовыми деревьями.





На месте старой разрушенной часовни Антония и Феодосия, в 1995 году был освящён деревянный храм в честь Псково-Печерских преподобных.
Эта церковь принадлежит к простейшему и древнейшему типу деревянного зодчества Руси - клетским храмам. Основную часть храма составляет обычная клеть - простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Такие храмы строили на Севере при основании новых монастырей.





Даже окна слюдяные, а не из стекла.



Близ кровли Успенского храма, с западной стороны, под тенью одного из дубов, лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой далеко выдается из нее.
С последнего открывается живописный вид через монастырь и восточную ограду, вдоль по течению Каменца, на отдаленные луга и покрытые лесами горы. Здесь-то, по преданию летописца, изборские звероловы видели пустынника Марка - первого старца Печерского.





Со Святой горы открывается прекрасная панорама всего монастыря.









С близкого расстояния можно рассмотреть кровлю Успенской церкви, как бы выходящую из земли и маковки с крестами.









Со Святой горы спускаемся по лестницам к братским корпусам.





Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.





Сама Успенская церковь, старейшая церковь монастыря - центр молитвенной жизни братии.



В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери "Умиление", которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.



В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.



В этом же соборе можно увидеть икону нерукотворного Спаса, изображения которой часто встречаются на календарях и брошюрах.





И икону Успения Пресвятой Богородицы не привычного формата, вытянутую в ширину.





Слева, к востоку от Успенского собора, находится звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку. Это одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа.





Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
Самый большой колокол, для которого даже расширили проход, располагается во втором проёме звонницы. По словам иеромонаха Хрисанфа, деньги на этот колокол были пожертвованы Петром Первым.



Сразу, напротив Звонницы, находится трёхэтажноездание Ризницы. Оно примыкает к Сретенскому храму. Имеет три яруса и завершается небольшим синим куполом с золотыми звёздами. На этажах расположены склад, собственно ризница и библиотека.



В ризнице хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров. Все эти ценные предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в монастырь в 1973 году при наместнике Алипии (Воронове). Из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (остальные 62 пропали).

История возвращения этой коллекции весьма примечательна. Вся подготовка велась "окольными путями", чтобы не раздражать советских чиновников. И все эти предметы были вернули монастырю в самый последний момент, т.к. через год они бы уже стали неотъемлемой частью художественно-исторических коллекций ФРГ и их возвращение было бы невозможным.

По восточную сторону Благовещенского храма, находится двухэтажное каменное здание с фронтоном, на четырех колоннах. Этот корпус называется братским.
В Нижнем этаже - кухня, а в верхнем - трапезная и келии для братии.





И мой рассказ о монастыре будет неполным, если я более подробно не остановлюсь на описании Михайловского собора, который воздвигнут в 1827 году и служит величественным памятником чудесного избавления Пскова от нашествия Наполеона.
6 октября 1812 года, во второй раз, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,- тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре. 7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк был взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича Витгенштейна. Этим Псков был избавлен от опасности.
На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса П. Х. Витгенштейна.





Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году

Михайловский собор, массивный, выполненный в классическом стиле, - крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре. Он стоит на высоком месте, в отличие от других построек обители, находящихся в "долу между гор", поэтому из всех монастырских куполов только позолоченный купол, увенчанный большим крестом, можно заметить издали на подъездах к монастырю.



В мужской Печерский монастырь в городе Печоры можно добраться от г.Пскова: по трассе Е-77 (А-212) двигаться в направлении Эстонии 32 км, за Изборском по указателю повернуть направо и ехать еще 23 км до г.Печоры, где продолжать движение по главной улице до тех пор, пока не увидите золотые купола храмов.

Или: поездом до Пскова, затем с Автовокзала (200 м от ж/д вокзала) автобусом до Печор.

Адрес: 181500 Псковская область, г. Печоры, ул. Международная д.5.



Больше информации можно найти на сайте Свято-Успенского Псково-Печерскиого монастыря и в официальной группе ВКонтакте.

Партнеры тура по Псковской области:



































travel russia, #pskov, #путешествия, #россияначинаетсяздесь, #псков, путешествия по России, #псковскаяобласть, #visitpskov, trПсков, travel, #russia, #путешествиявроссии

Previous post Next post
Up