Дальше по набережной стоит известная усадьба канцлера графа Александра Андреевича Безбородко.
Истории этой дачи и всего квартала посвящен целый
выпуск КН, подробно почитать можно там.
В этом квартале бьют минеральные железистые ключи, целебные свойства которых оценил еще Петр I. Заболоченный район прозвали Полюстрово (от лат. poluster - «болотистый») и начали эксплуатировать. Действительный тайный советник Григорий Теплов в 1770 году испросил у Екатерины II для себя этот участок специально для того, чтобы лечиться не отходя от дома. В 1820-х графы Кушелевы-Безбородко устроили здесь модный курорт с лечебницей и ваннами, который процветал полвека. Даже после того, как в 1868 году он сгорел, воду продолжали разливать в бутылки и продавать в аптеках города. Современный завод «Полюстрово» находится по соседству - на шоссе Революции.
Знаменитая ограда из 29 львов, засветившаяся в фильме "Приключения итальянцев в России"
Купив в 1782 году усадьбу на Неве, Александр Безбородко сразу решил ее переделать. Дом прежнего хозяина не устраивал его старомодным «готическим» стилем. Усовершенствовать постройку был призван итальянец Джакомо Кваренги. Последователи Кваренги по всей стране возвели немало похожих на дом Безбородко зданий. Трехчастное симметричное построение (основной корпус плюс два флигеля), скромный декор, а главное, портик с треугольным фронтоном в центре фасада давно уже воспринимаются как сугубо русский тип старинного дома, или, вернее, образец того, каким и должен быть классицизм. Именно Кваренги смог не только создать доступный перевод южных форм на язык русской зимы (высокие крыши, печи, толстые стены), но и разработать на основе приемов Палладио своего рода набор легко тиражируемых образцов, следы которых можно отыскать даже в советской архитектуре 1950-х.
Напротив усадьбы в 1773-77 гг. построена двухъярусная парадная терраса-пристань, декорированная четырьмя скульптурами сфинксов и вазами. Во второй половине XIX века все четыре сфинкса были украдены. А в годы Великой Отечественной войны и вся пристань была разрушена. Только в 1959-1960 гг. была произведена реставрация пристани (по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлина) с воссозданием утраченных скульптур.
Смольный собор утром чудо как хорош!
За усадьбой начинается территория обанкротившегося ФГУП "Завод "Россия" - оборонного предприятия, выпускавшего радиоэлектронную продукцию, в том числе локаторы для аэропортов. Всю территорию завода выкупила девелоперская компания "Теорема" и будет строить здесь, как обычно - многофункциональный торгово-офисный комплекс. Правда, обещают сохранить и даже отреставрировать уцелевшие здания и часть парка, относящиеся к усадьбе Безбородко.
Первое из уже готовых и функционирующих зданий комплекса - бизнес-центр "Бенуа", переделанный из одного из заводских корпусов. Здание покрыто черной пленкой и украшено эскизами театральных костюмов Александра Бенуа. Очень эффектно смотрится ночью, с подсветкой.
А это - все, что осталось от комплекса построек Охтинской бумагопрядильной мануфактуры (1844, 1852-1854 гг., арх Роман фон Генрихсен). Все, кроме водонапорной башни, из списка объектов культурного наследия
вычеркнули и тут же снесли.
Последний старый домишко в округе, его дни, наверное, тоже сочтены.
Здесь, где Нева делает резкий поворот на юг, начинается другой исторический район - Большая Охта. С начала 18 в. тут располагались поселения работных людей Охтенской судоверфи, и вплоть до 1940-х годов это была неблагоустроенная рабочая окраина.
Путеводитель "Ленинград" (1986 год): По контрасту с быв. Смольным монастырем, отличающимся прихотливостью декоративных форм и сложностью силуэта, современный ансамбль южной части Свердловской наб. воспринимается особенно строгим по композиции. Его основу составляют шесть протяженных 9-этажных корпусов, расположенных в две линии между Невой и Большеохтинским пр.; в разрывах между ними поставлены два башенных 12-этажных дома (1969-1971 гг., арх. А. В. Васильев, А. И. Козулин и др.). Проектировщики удачно использовали имеющийся здесь перепад уровней от проспекта к берегу, доходящий до трех метров, для устройства между домами уютных двориков с цветниками, террасами, мостиками и гранитными лестницами. В целом ансамблю присущ крупный масштаб; формы зданий намеренно обобщены, а ритму и силуэту придана особая четкость в расчете на обозрение всей композиции набережной с больших расстояний. Первые этажи домов занимают крупные магазины и другие учреждения культурно-бытового обслуживания.
С 86 года мало что изменилось, разве что новостроечная башня слева нарушает "строгий по композиции" советский силуэт.
Широченная пешеходная часть набережной. Машины грохочут где-то там, за зеленой полосой, а тут рай для велосипедистов, роллеров и прочих гуляюще-катающихся.
На покрытых газоном склонах перед домами стоят всякие забавные фигурки. Какие-то эскимосы :)
А рядом не то Гоголь, не то стрелец. Тут, кстати, как раз видно, как "проектировщики удачно использовали имеющийся здесь перепад уровней от проспекта к берегу, доходящий до трех метров, для устройства между домами уютных двориков с цветниками, террасами, мостиками и гранитными лестницами".
Взгляд с этой точки на район от ЛМЗ до обанкротившегося завода "Россия". Закрытые рекламой заводские корпуса - то место, где будет новый деловой квартал. Зеленый кусочек между двумя промышленными участками - усадьба Безбородко.
Пристань со сфинксами и левый флигель усадьбы покрупнее.
Набережная тем временем приближается к Большеохтинскому мосту. Справа на противоположном берегу высится бумагопрядильная мануфактура барона Штиглица (ныне известная как Прядильно-ниточный комбинат им. С.М.Кирова), а между разводными пролетами моста виднеются купола Александро-Невской Лавры. На пешеходной зоне стоит стела советских времен, символизирующая, наверное, название района - Красногвардейский.
Свердловская набережная заканчивается у впадения в Неву реки Охты. Тут и я закончу вторую часть описания прогулки.