Следующая часть прогулки будет идти вдоль реки Охты. Вид на Охту и Большеохтинский пр. с Малоохтинского моста, о как! :)
Земли в устье реки Охты - возвышенные и недосягаемые для наводнений, с хорошей гаванью для стоянки судов, защищённые водными рубежами, издревле были одним из наиболее благоприятных для обитания районов в низовьях Невы. И на протяжении многих лет шведы и новгородцы бились за них с переменным успехом. В 1300 г. шведам удалось завладеть этим участком и даже поставить здесь крепость Ландскрона (венец земли). Спустя всего год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел под общим командованием сына Александра Невского князя Андрея Городецкого. Затем, до конца 16 в. на этом месте было русское поселение Невское устье. В 1611 г. земли опять были завоеваны шведами, и построена новая крепость -
Ниеншанц, вокруг которой образовался довольно крупный город. Окончательно в русское владение эта территория перешла в 1703 г., когда крепость была взята штурмом русских войск под командованием Петра I и фельдмаршала Б. Шереметева. Петр переименовал Ниеншанц в Шлотбург (город-замок) и переселил сюда плотников из Вологодской, Архангельской и Ярославской губерний. В 1828 г. территория бывшего Шлотбурга была включена в состав Санкт-Петербурга. Ещё лет за двадцать до этого к Морскому ведомству перешли земли на мысу в устье Охты. В 1809-14 годах здесь под руководством англичанина В.Ф. Стоке возвели пять эллингов для строительства судов. С 1931 г. на верфи, получившей название
Петрозавод, строились буксиры, пассажирские теплоходы, плавмастерские, а в годы войны - тральщики, тендера, плашкоуты. Петрозавод окончательно закрыли только в годы перестройки.
Слева - территория бывшего судостроительного завода "Петрозавод", на месте которого планируется строить "Охта-центр". На Петрозаводе строили и ремонтировали различные речные суда, здесь и сейчас стоят всевозможные посудинки. Справа - Малоохтинский мост, 1984 г. постройки, завершивший создание автомагистрали по правому берегу Невы. Берег Охты вдоль Большеохтинского пр. был благоустроен еще в 1960-х годах, сейчас здесь приличной ширины зеленый луг, место выгула детей и собак.
До середины XX века Охта представляла собой пригород, застроенный небольшими, чаще деревянными домами. Одна из местных достопримечательностей - возведённое около 1828 г. здание Съезжей части, объединявшей полицейский участок и пожарную команду, с высокой башней-каланчой.
Рядом с пожарной частью, там, где раньше была церковь Сошествия Святого Духа, стоит памятник Петру I (открыт 25 сентября 1911 г., скульптор И.Я.Гинцбург). Установкой памятника жители Охты отметили 190-ю годовщину основания Охтинских поселений. «Петру I-му - благодарные охтяне» - было выбито на постаменте. Разрушенный после революции памятник восстановили в 2003 г.
ЦКБ машиностроения (1972 г.) и Комаровский мост (1960 г.).
Вид с Комаровского моста в сторону Невы.
И оттуда же в обратную сторону.. По центру - здание городского центра но начислению и выплате пенсий и пособий (1978-80 гг.), состоящее из двух цилиндрических башни, из которых одна используется как хранилище документов, а во второй сосредоточены вертикальные коммуникации. Эти башни соединяет и "обвивает" третий объем - S-образный в плане. Слева виднеется краснокирпичная заводская башенка, но к ней мы подойдем поближе чуть попозже.
Слева от Комаровского моста небольшая площадь и выезд на Большеохтинский мост. Царство проводов. Время 9:35 утра, движение потихоньку оживляется.
Идем мимо ЦКБ и дальше по бережку.
Тут раньше был пешеходный мост "Красный судостроитель", названный так по близрасположенному предприятию. В 2003-04 годах его зачем-то разобрали, но вроде как в ближайшем будущем восстановят. На той стороне реки, в густых зарослях, расположено Малоохтинское старообрядческое кладбище, которому будет посвящен отдельный рассказ.
Все время, что я иду вдоль Охты, параллельным курсом размеренно плывет косяк уток
Вода в Охте жуткая - зеленая, стоячая, вся в разводах и черт знает чем. Почти все берега в пределах города застроены промышленными предприятиями, и поэтому нижнее течение сильно загрязнено стоками. И все это попадает в Неву...
В старинных заводских корпусах ныне размещается ООО «Балтпромарматура», чья история тесно связана с историей арматурного завода «Знамя труда», который был образован в результате постепенного слияния ряда промышленных предприятий, происходившего более полувека. В 1877 г. на этом месте создается АО «Русско-Финляндское легкое пароходство». К 1912 г. часть близрасположенных земель приобретается Русско-американским акционерным металлическим обществом с целью строительства литейных цехов. В 1913 г. оба этих общества преобразуются в Судостроительный и механический завод «Охта». После революции "Охту" национализируют и объединяют с расположенным на Петроградской стороне чугунно-меднолитейным и механическим заводом «Лангензипен и К», новое предприятие получает название Литейно-арматурный завод «Знамя труда» № 5 им. И. И. Лепсе. В Отечественную войну 1941-1945 гг. завод переходит на выпуск литых заготовок для снарядов и мин. В перестроечные годы пошел обратный процесс: единое объединение разваливается на отдельные предприятия, и из "Знамени труда" вычленяется «Балтпромарматура».
Что же касается самого здания, находящегося, к слову, под охраной как объект культурно-исторического наследия, то ни точный год постройки, ни его автор не известны.
Еще выше по течению, на мыску у слияния Охты и Оккервиля, стоит заброшенный и ветшающий особняк, памятник истории и культуры федерального значения "Уткина дача".
Это здание в стиле классицизма построено в 1790 году по проекту не то Н. Львова, не то Дж. Кваренги (у историков нет на этот счет единого мнения). Участком в разное время владели шведский полковник Оккервиль, стольник Петра I Степан Нелединский-Мелецкой, генерал А.И.Ушаков, возглавлявший при Анне Иоанновне Тайную канцелярию, и А.А.Полторацкая. В 1829 г. после смерти Полторацкой усадьбу купила княгиня А.П.Шаховская, во втором браке Уткина. В последней четверти XIX века эта усадьба с благотворительной целью была передана человеколюбивому обществу, председателем которого состоял сенатор Уткин. Главное здание возвышается на небольшом холме и состоит из круглой ротонды, увенчанной куполом и расходящихся под прямым углом корпусов вдоль рек Оккервиль и Охта.
С другой стороны стоит дугообразный двухэтажный служебный корпус. Фасад служебного корпуса декорирован широко расставленными дорическими колоннами. В центре между служебными и главными корпусами находился фонтан. Остатки его существуют и поныне. Некогда здесь был прекрасный парк, о нем свидетельствуют лишь немногочисленные деревья и кустарники.
В 1920-е годы здание дачи принадлежало Комиссариату здравоохранения, и в нем располагалось малоохтинское отделение 2-ой психиатрической больницы. В 1936 году одна часть здания была перестроена под квартиры, а вторую стал занимать"Детский очаг" Володарского райжилсоюза. Сейчас служебный корпус стоит бесхозный и разваливается, а в барском доме - аварийный коммуналки.
Берега вокруг усадьбы покрыты буйной растительностью, скрывающей здание от глаз со всех сторон. Взглянем с пешеходного Уткина моста на слияние Охты и Оккервиля и заводскую башенку и будем возвращаться назад, к Неве.
Информация:
АП №29,
Русский фортификационный сайт,
Энциклопедия Петербурга,
Река Нева,
Путеводитель "Ленинград"