Портал в XVI век на Красной площади.

Feb 07, 2017 12:33

Главная площадь Москвы в ярких огнях иллюминации, искрясь и развлекая народ музыкой, катанием на коньках и веселой ярмаркой, живет своей праздничной новогодней жизнью. Казалось бы, рядом с этим бесшабашным весельем тускнеют исторические здания города. Но нет, праздники проходят, а красота древнего Собора Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву, или Храма Василия Блаженного, стоит в веках и становится только ближе и понятнее сердцу.




Зайдя внутрь, перемещаешься на несколько столетий вглубь времени и ощущаешь прикосновение к тайнам прошлого. Снаружи не доносятся звуки - толстые стены, построенные на века, берегут ценнейшие фрески и иконы и хранят еще много тайн в своих глубинах. Существующее ныне живописное и декоративное убранство собора - это результат исследовательской и реставрационной деятельности нескольких поколений музейных сотрудников и специалистов самого разного профиля.
2.



В Покровском соборе сохранилась иконопись и монументальная живопись, отражающая разные этапы его существования за более чем четырёх-вековую историю. Здесь можно увидеть фрески XVI в., темперные росписи XVII в., монументальную масляную живопись XVIII-XIX столетий, а также редкие памятники русской иконописи.

3.


Собор построен в середине XVI века. Изначально он был симметричным, но его очень быстро начинают перестраивать. Через 27 лет после смерти Василия Блаженного, к нему пристраивают одноименную Церковь с северо-восточной стороны. Церковь была построена на месте захоронения Святого - у стен Покровского собора.

4.


Первоначальные главы и роспись не сохранились, поскольку в конце XVI века был страшный пожар, в результате которого они были утрачены. Вероятно, изначально, главы были другими по форме и цвету. Это было предположено на основании изучения летописи 1596 года, в которой говорилось, что появились главы "розные образцы", что означает фигурные, и, возможно даже, цветные.

5. Вспомнилась увиденная раньше гравюра, где есть всход в Собор без крыльца (справа).


Книга Адам Олеарий Описание путешествия в Московию, Татарию и Персию... Амстердам, 1727 год. Открыта на гравюре "Шествие на осляти", изображающей крестный ход в Вербное воскресенье.




Разноцветными купола стали в конце XVIII века. В царствование Екатерины II была проведена реставрация. Были найдены древние росписи, из которых стало понятно, что главы Собора ранее были и зелеными, и лужеными, то есть серебряными, и в какое-то время даже разноцветными. Митрополит Платон, бывший тогда Митрополитом Московским, благословил именно так восстановить роспись глав. Потом они неоднократно перекрашивались и обновлялись.

6.


Представьте себе, что перед нами нет нарядного крыльца, в собор в XVI веке вели только ступени. Крыльцо было построено позднее, в середине XVII века в традициях архитектуры того времени. Сдвоенные арки, заканчивающиеся гирькой - это всё элементы XVII века.

7.


В XVII веке закрыли галерею, которая до этого была открытым гульбищем вокруг второго яруса. Это было обусловлено суровостью климата. Застекленной галерея стала только в XIX веке. Остекление было мелко-решетчатым, только в 2005 году, во время реставрации, стекла стали сплошными, создавая ощущение открытого пространства, особенно вечером, когда включена подсветка.

8. Фрагменты росписи стен, скопированные реставраторами на ткань, для восстановления.


Флористическая живопись стен в XVI веке отсутствовала, первоначально роспись была как бы имитацией под кирпичную кладку. А цветочная роспись, благодаря которой Собор стали называть "пёстрым", появилась на сотню лет позже. Наиболее яркой она была в XIX веке. Тогда цветами были расписаны все наружные стены Собора. А в XVI веке Собор был строгим, красно-белым. Присутствовала только позолота на шатре центральной церкви в виде спиралей и колец.

9. Кольца (60 см), изразцовые звёзды и спирали, позволяющие оценить размер и фактуру внешних украшений Собора. Кольца и спирали сняты с шатра при замене. Изразцы 1970-х годов.



Внутри кокошника можно увидеть звёзды, сложенные из лепестков поливных полихромных изразцов. Это было также цветным украшением красно-белого Собора в те времена. В экспозиции музея есть изразцы и элементы кровли, украшения наружной части Собора.

10. Изразцы, снятые с шатра в целях его дальнейшей реставрации, а также изготовленные для замены.



На одном, специально повернутом обратной стороной изразце посетители могут увидеть хорошо сохранившуюся печать изготовителя. Строгановское училище в 1898 году впервые изготовило партию изразцов для реставрации Покровского собора.

11.


В Соборе на первом ярусе зимой можно погреться, включено отопление. Нижний ярус и раньше был отапливаемым. А на втором - настоящая морозилка. Фрески собора и иконы приспособились к постепенному охлаждению зимой и постепенному нагреванию летом. Стены толстые, каменные полы отлично передают холод, и зимняя обувь, в которой мы гуляем по улице часами, выдерживает в помещении от силы 15 минут. Зато жарким летом там, наверное, приятная прохлада.

12.



Дресс-код работников музея зимой - валенки, пуховые платки, теплые жилетки, зимние пальто, специально пошитые для сотрудников Покровского собора, шерстяные варежки.
Мои зимние ботинки начали пропускать холод уже через полчаса. Спасло то, что экскурсия не стояла на месте, а перемещалась по удивительным внутренним залам Храма. Когда видишь такую красоту, заботливо сохраненную и отреставрированную в соответствии с духом тех времен, забываешь обо всем.

13. Иконостас Церкви Василия Блаженного с иконой Смоленской Божьей Матери XVI века и Иконой Василия Блаженного на фоне Кремля из первоначального иконостаса.




Церковь Василия Блаженного. Построена в 1588 году на месте захоронения Василия Блаженного. Василий Блаженный, московский чудотворец, был юродивым, это такое особое служение Богу. Есть сведения, что он мог исцелять больных и предсказывать будущее. Будучи почитаемым верующими, он завещал после смерти похоронить себя у стен строящегося Покровского Собора. Что и было исполнено, когда уже шел третий год строительства Храма. Позже, после канонизации Святого, был разобран угол Собора и пристроена эта церковь. Мощи Василия Блаженного никогда не извлекались, они находятся под местом, где установлена рака, глубоко под землей.

14.



Все убранство церкви более позднего создания, конец XIX столетия. Иконостас был изготовлен заново к 350-летию создания Собора, в 1905 году, в стиле ярославской иконописной школы. В него включают две иконы из старого иконостаса. Это Икона Смоленской Божьей Матери XVI века и Икона Василия Блаженного на фоне Кремля XVIII века. Богослужения в церкви Василия Блаженного проводились ежедневно, а на втором ярусе - только летом. Поэтому прихожане чаще именовали Покровский Собор как Собор Василия Блаженного.

15.



В XIX веке официально стал называться "Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву".Здесь был оборонительный ров, тянущийся вдоль всей территории Кремля. Собор был действующим до 1929 года. В 1923 году здесь был образован историко-архитектурный музей, расположенный на втором ярусе. В 1990 году службы в соборе были возобновлены и проводятся каждое воскресенье в Церкви Василия Блаженного, большие службы проводятся на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и в день памяти Василия Блаженного.

16. Макет Собора.



На первом ярусе стоит макет Собора, на котором можно точно рассмотреть расположение всех церквей и их глав, представить, как симметрично бы выглядел Собор в XVI веке без крыльца и других более поздних пристроек.

17.



Подклет - середина XVI столетия. Каждая церковь являлась самостоятельной, имела свой приход и проводила свои службы.

18.Георгий Победоносец. Икона XVI века. Дерево, левкас, темпера.



Недавно вышла монографии А.Л. Баталова «Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры». В ней выражена такая мысль, что многопрестольность Собора, скорее всего говорит о том, что он был построен по канонам итальянской архитектуры и в итальянской технике. В XVI веке религиозные сооружения не строились из кирпича, из него возводились только оборонительные укрепления. Кроме того, аналогов подобного строительства культовых сооружений той эпохи не обнаружено. Речь идет о строителе, взращенном в школе итальянского ренессансного общества, который, вероятно, был приглашен царем Иваном Грозным для возведения этого храма.

А как же известные по летописям зодчие Барма и Постник? Русский летописец XVII века сообщает о двух зодчих: «…дарова ему [Ивану Грозному] Бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу». Как русские зодчие могли построить такой собор? Может быть, они учились у итальянских мастеров? Таких сведений нет. Некоторые исследователи считают их одним лицом, тоже на основании найденных записей летописцев: «сын Постникова, по реклу Барма».

Имя зодчего, построившего Покровский собор, напрямую в связи со строительством, не упоминается. Это еще одна тайна Покровского собора, которую предстоит открыть ученым, археологам и исследователям истории Собора.

19. Памятник зодчим Барме и Постнику в Казанском кремле.


Перед походом на Казанское царство в 1552 году Царь даёт обет в случае, если поход будет успешным, в честь победы построить храм. Что и было им исполнено.

20.



Три хоругви - их несут на древках во время Крестного хода. Они весили более 40-50 кг и их, в силу такой тяжести, носили втроем, держа за три древка.

21. Здесь можно увидеть древки, прикрепленные к хоругви, находящейся в Церкви Священномученников Киприана и Иустины, расположенной на верхнем ярусе собора.




22. Хоругви, представленные в первом ярусе



В музее они с 2011 года, до этого находились в хранилище. Дело в том, что в 30-е годы музейные сотрудники вынуждены были их спасать от переплавки, на которую шла вся церковная утварь. Они замазали хоругви смесью сажи и оливкового масла, придав им вид, не представляющий интереса для переплавки. Хоругви двухсторонние, в зеркало, расположенное за ними, можно увидеть обратную сторону. Две из них выполнены в виде шлемов с бармицей, посвящены они воинскому походу на Казанское ханство. На них можно увидеть Икону Казанской Божией Матери и других Святых, связанных с Покровским Собором.

23.


24.


25.


Роспись на первом ярусе - это конец XIX века и масляные краски. Сделана роспись в стилистике XVII века, что хорошо перекликается с росписью на верхнем ярусе.

26.


Это маленькое помещение подклета было соединено с Церковью Василия Блаженного аркой, а в противоположной арке была рака святого Иоанна Блаженного. Прихожане через эту арку проходили и могли поклониться мощам Иоанна Блаженного. Находится оно в подцерковье восточной Церкви Троицы.

27.


При реставрации были вскрыты окна, находившиеся здесь при постройке храма. При этом частью росписи XVIII века пришлось пожертвовать.

28.


Церковь Иоанна Блаженного находится в реставрации. Эта дверь с иконой Святого ведет в помещение, где она расположена. В ней, в будущем, тоже будут проходить богослужения и она будет доступна посетителям музея.

29.


В следующем помещении южного подклета очень захотелось потрогать руками кирпичные стены, но я воздержалась. И правильно сделала. Наш гид заметила, что именно здесь стены особенно страдают от желающих попробовать их на ощупь.

В толстых стенах существуют узкие прорези, напоминающие бойницы. На самом деле это продухи, благодаря которым воздух циркулирует в пространстве.

30.


Затем нам рассказали, что такое голосники - сосуды, служащие для улучшения акустики. Они не усиливают звук, а делают его чище. Их вмуровывали в стены на большой высоте - от 13 до 21 метра.
С 1930-х годов находится в экспозиции Собора этот голосник. При реставрации были изучены голосники Покровского собора и представленный голосник не похож ни на один из них. Голосники Покровского собора имеют форму кувшина с носиком и ручкой. Их можно увидеть на сводах верхнего яруса. Этот же голосник имеет другие размеры и форму и, скорее всего, привезен в музей из другого храма, возможно, разрушенного в 30-е годы прошлого века.

31. Голосник


Помещение выстроено без опорных столбов, стены как бы сами себя удерживают. На своде кирпичи более мелкие по сравнению с кирпичами стен. Для строительства Собора использовали более 20-ти разнообразных кирпичей разной формы: стандартные, маломерные и гигантские - 56 см длиной. Много подлинной кирпичной кладки, выравненные реставраторами стены находятся в доступности посетителей, которые являются их главными разрушителями.

32. Кирпичи, использованные при строительстве Собора и оконная решетка.


В нишах, служивших в те времена своеобразными сейфами от пожара, расположены предметы старины. Эти ниши закрывались на замок, часто на такой, имеющий три ключа. Зачем закрывали замок на три ключа? - спросили нас. Чтобы только собравшись вместе, три хранителя ключей могли отпереть замок. Так надежнее.

33.


В музее есть икона Святого Василия Блаженного на фоне Кремля XVIII века и её оклад, выполненный через 100 лет после написания иконы, в XIX в. На них видны отличия - стена на окладе, которая появилась после войны 1812-го года, на самой иконе отсутствует.

34.


В 2011 году в этой части подклета впервые была представлена экспозиция о московских Юродивых Василии Блаженном и Иоанне Блаженном.

35.



Василий Блаженный был нагоходцем и изображался изначально нагим. Иоанн Блаженный был веригоносцем. Его изображения в длинных одеждах и с войлочным колпаком в голове говорят о том, что вериги носили скрыто, под облачением. Поскольку подвиг этот был тайным.

36.


В витрине представлены вериги Иоанна Блаженного, за исключением венца, который подобен тому, что носил Святой. Умер Иоанн Блаженный в 1589 году и был тоже захоронен у стен Покровского собора, по его завещанию, чтобы его похоронили неподалеку от могилы Василия Блаженного.

37. Избранные святые. XVII в. Дерево, левкас, темпера. Изображены в верхнем ряду слева св. Мария Египетская, в нижнем ряду справа св. Василий Блаженный, св. Максим Блаженный.


В XVI веке Максим Блаженный был не менее известен, чем Василий Блаженный. Церковь Бориса и Глеба на Варварке, у стен которой он похоронен, теперь носит имя Максима Исповедника.

38. Нам показали уникальный покров на раку Василия Блаженного, выполненный в XVI веке.



Возможно, согласно легенде, швеи могли видеть Василия Блаженного лично. В 1589 году Покров был сшит в мастерских царицы Ирины Годуновой по велению царя Фёдора Иоанновича. По контуру идет вкладная летопись, на которой это указано. Венец Святого и весь покров были украшены числом более 3-х тысяч зерен жемчуга, а на венец украшало восемь драгоценных камней. Ценности были изъяты в 1922 году и покров стал таким, каким мы его видим в настоящее время.

39. Икона с изображением св. Мученицы Ирины и св. Василия Блаженного. XVII век. Дерево, левкас, темпера, серебро, золочение, гравировка, чеканка.



К Василию Блаженному о чадородии обращались бездетные пары, желающие иметь детей. Царица Ирина Годунова с царем Фёдором Иоанновичем приходили к Василию Блаженному, совершали молитвы о ниспослании наследников у его раки. И в наши времена в Храм приходят верующие с этими проблемами.

Вторая часть экскурсии - верхний ярус собора Василия Блаженного - в следующем рассказе.

Такое интересное путешествие вглубь веков стало возможным благодаря директору музея "Покровский собор" Татьяне Григорьевне Сарачевой, сообществу moscultura и tushinetc.

Ссылки: Сайт: http://www.shm.ru/museum/hvb/ www.saintbasil.ru
Страница в Facebook: https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral/
Страница ВКонтакте: http://vk.com/club51240869
Инстаграм:http://instagram.com/Saint_Basils_Cathedral/

музеи, Храм Василия Блаженного, Москультура

Previous post Next post
Up