Собор Василия Блаженного. Часть 2-я.

Feb 09, 2017 23:29

Покровский собор (1555 - 1561) - один из древнейших московских храмов - был построен при Иване IV Грозном в честь победы русского войска над Казанским ханством. Выдающийся памятник мировой архитектуры, более известный как Храм Василия Блаженного, давно стал визитной карточкой столицы и символом России.




В первой части рассказывалось о посещении первого яруса Храма, знакомстве в выставкой "Сокровища Покровского собора", с экспозициями об известных почитаемых московских Блаженных и реставрационных работах, проводившихся в Соборе.
2.


По узкой извивающейся лестнице поднимаемся на второй ярус Собора Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву, или Храма Василия Блаженного. В памяти от прошлого посещения сохранилась белокаменная лестница и белые стены, а здесь свод и стены кирпичные. Но лестница такая же крутая, ступени очень высокие.

3.


Службы в летней церкви проводились от Троицы до Покрова, с конца мая-начала июня до 14 ноября.
4.


Центральная Покровская церковь. Взятие Казани произошло перед праздником Покрова, поэтому Храм, посвященный этому событию, носит название Покровского. Старый иконостас не сохранился. В настоящее время установлен иконостас из разрушенного Собора Черниговских Чудотворцев московского Кремля.
5.


Под ногами у нас подлинный кирпичный пол, в котором есть тёмные кирпичи, по которым, возможно, ступал Царь Иван Грозный. Они более устойчивы к истиранию, чем более светлые - реставрационные.
В 1957 году начинается реставрация церкви и находят первозданную роспись под кирпич под более поздними изображениями Святых на стенах. Принимается решение восстановить ранние росписи. Можно представить, как выглядела церковь в разные века. Для этого оставлены фрагменты росписи XVIII и XIX столетий.
6.


Восстановлена храмозданная надпись на шатре и, благодаря проведенным работам, можно увидеть голосники.
7,


Под шатром между красными карнизами виден текст, состоящий из пяти рядов буквиц. Это закладная летопись, раскрытая в 60-е годы ХХ века. Точная дата окончания строительства собора стала известна благодаря этой храмозданной надписи. Она гласит, что собор освятили на день Петра и Павла в 1561 году. Выходит, что собор строили 6 лет. Однако, в ту пору работы велись не круглый год, а лишь в тёплое время года, во время строительного сезона. Сезон приходился на конец весны, лето и начало осени. В общей сложности собор строили около четырёх лет чистого времени (без учета зим). Высота букв закладной летописи разная - от 60 см до 1 метра. В среднем она составляет около 90 см. Разная высота буквиц нужна для того, чтобы с точки зрения человека, стоящего в храме, они выглядели одинаковыми.
8.


Внутренняя галерея позволяет обойти вокруг Покровского собора. Цветочная темперная роспись раньше была скрыта под масляными изображениями Святых. В XX веке роспись XVII века была открыта реставраторами. Она хорошо перекликается с цветочной росписью стен первого яруса, которая создавалась еще до того, как она была открыта.

Висящие в галерее светильники - это фонари, которые выносили во время Крестных ходов. Современные выносные фонари гораздо меньшего размера.
9.



Вход на застекленную наружную галерею в зимнее время закрыт. Благодаря подсветке, особенно в вечернее время создаётся ощущение открытого пространства.
10.


В церкви святых Киприана и Иустины (Адриана и Наталии) на верхних ярусах представлены ранне-христианские мученики, которые изображены в женском обличье: Инна, Римма и Пинна. Этими именами у нас называли женщин. Но они в древности были мужчинами. День памяти 2 февраля. Интерьер - 1780-е годы. Иконостас специально изготовлен для этой церкви. Хоругви с тремя древками для вынесения во время Крестных ходов.
11.


12.



Витражные окна в соборной Ризнице появились в конце XIX столетия во время реставрации.
13.



Имеется возможность увидеть подлинную стену XVI века, расположенную в меж-этажном пространстве. Это помещение осталось в результате упразднения церкви во имя Феодосии Девы, находившейся здесь. Её сначала пристроили к Собору, а потом частично разобрали и приступили к надстройке Соборной Ризницы. Через стекло вмонтированное в пол Ризницы, видно древнюю кладку.
14.



В Ризнице устроена выставка "Сокровища Покровского Собора". Потир - вклад первого царя династии Романовых, Михаила Федоровича, 1638 года. На основании в овалах имеется вкладная надпись. Евангелие 1692 года. Напрестольные кресты. Пелена по преданию, сшита дочерьми Князя Пожарского.
15.


16.


17.


18.


19.


20.


Иконы XVI века считается, что они происходят из первоначального иконостаса собора. Есть икона царского изографа Симона Ушакова, она выставлялась в Третьяковской галерее в 2016 году.
21.


22.


23.


24.


Церковь Преподобного Валаама Хутынского, в день памяти которого, 9 ноября, состоялся торжественный въезд Иоанна Грозного в Москву из казанского похода. Также отец царя Василий III перед смертью совершил постриг и взял иноческое имя этого святого.
25.


Иконостас XVI века был составлен из икон, привезенных в Москву в 1920-е годы из разрушенных храмов. Сотрудниками музея были отобраны подлинные иконы XVI века в местах хранения, куда их свозили на подводах. Иконостас собран из нескольких церквей в Костромской губернии. Древний иконостас отличается от более поздних отсутствием богатого убранства, позолоты и большим количеством икон. Иконы соборного иконостаса уцелели и находятся в экспозиции Исторического музея, а сами каркасы, рамы иконостаса, были утрачены. Роспись изображениями Святых на этой церкви была уничтожена, искали более ранние слои, но вместо них оказалась побелка.
26.


Зато мы можем рассмотреть архитектуру купола.
27.


28.


29.


Юго-восточная церковь Александра Свирского освящена В 1552 г. В день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Епанчи на Арском поле. Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание - четверик - переходит в небольшой восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом. Церковь расписана под кирпичную кладку, как было принято в XVI веке. Можно увидеть четыре голосника, расположенные не так высоко. Иконостас этой церкви с прекрасными иконами, восстановлен в 1930-е годы.
30.


Церковь Николы Великорецкого в честь образа Николая Чудотворца, обретенного городе Хлынове на реке Великой. В 1555 г. по велению царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом из Вятки в Москву и посвятили ей один из приделов строящегося Покровского собора.
31.


32.


33.


34.


"Тощая" свеча, внутри пустая, выдолбленная в дереве, и имеет тонкие стенки. Сверху вставлялись обычные свечи.
35.


Портал центральной церкви сложен из фигурных кирпичей разных размеров.
36.


Фрагмент галереи, в стиле XVI века. Портал в центральную церковь.
37.


Вскрыт слой цветочной росписи XVII века и специально оставлен для осмотра.
38.


Церковь Входа Господня в Иерусалим

39.


След от снаряда, который попал в Покровский собор 2 ноября 1917 года. Снаряд через окно частично повредил также иконостас.
40.


Во время Великой отечественной войны Храм был замаскирован специальным покрытием, иконы со второго яруса были демонтированы и снесены в подклет, но не вывозились. Окна были заложены кирпичом. Пострадал только крест церкви Григория Армянского, который был задет тросом аэростата. Музей был закрыт 24 июля 1941 года и открылся 7 сентября 1947 года для посетителей.

В первые годы советской власти в храме устраивались выставки, посвященные основоположникам марксизма-ленинизма, съездам ВЛКСМ, "О религии" и это была как бы плата за сохранение музея. Были попытки уничтожить собор, но его отстояли. Во время экскурсии прозвучали имена людей, понимавших ценность Покровского собора для будущих поколений.

Архитектор Дмитрий Петрович Сухов в 1930-е годы занимался реставрацией памятников московского Кремля. Много лет посвятил Д.П.Сухов восстановлению облика Храм Василия Блаженного. Он считал, что Покровский Собор - такое же высокое произведение русского гения, как „Слово о полку Игореве“ или как живопись Андрея Рублева.

Петр Дмитриевич Баранович, архитектор - реставратор, по чертежам которого был восстановлен Казанский собор на Красной площади, создан музей Андрея Рублева и музей Коломенское. Из напечатанного в газете 05.11.07 разговора журналиста с его дочерью, Ольгой Петровной Барановской я узнала, что он многое сделал для спасения Собора Василия Блаженного.

Цитата из интервью с О.П.Барановской: «Он мне рассказывал, как спасал храм Василия Блаженного. Каганович говорит: «Петр Дмитриевич, обмеряйте Василия Блаженного - мы будем его сносить». Или его хотели в Америку продать. И Петр Дмитриевич: «Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!» - разного наговорил, вышел из кабинета и хлопнул дверью. Дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти».
41.


В настоящее время в Покровском соборе можно не только побывать на экскурсии, но и послушать пение ансамбля духовной музыки, привести детей на уникальные музейные занятия "Строим Покровский собор вместе", принять участие в творческих тематических конкурсах и арт-фестивале "Рисуем Покровский собор". Проводятся также мероприятия в "Ночь музеев" и на День Покровского собора 12 июля. В киоске можно приобрести сувениры. Есть книги по истории Покровского собора, а также брошюры, выпущенные на семи иностранных языках. В музее организованы "Исторические встречи в Покровском соборе" - лекции с сентября по май, раз в две недели с участием приглашенных лекторов.
42.


Большое спасибо директору музея "Покровский собор" Татьяне Григорьевне Сарачевой за интересную экскурсию. Присоединяйтесь к самому культурному сообществу moscultura и участвуйте в его жизни. Отдельная благодарность tushinetc за приглашение.

Ссылки: Сайт: http://www.shm.ru/museum/hvb/, www.saintbasil.ru
Страница в Facebook: https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral/
Страница ВКонтакте: http://vk.com/club51240869
Инстаграм:http://instagram.com/Saint_Basils_Cathedral/

музеи, Храм Василия Блаженного, Москультура

Previous post Next post
Up