О Марии Матиос, УПА и исторической реальности.

Feb 28, 2011 00:40

Мария Матиос.Нация/Пер. с укр.Е.Мариничевой,С.Соложенкиной;Под общ.ред.Е.Мариничевой. - М.:Братонеж,2007. - 320с.
Книгу мне подарила - уже довольно давно - Елена Мариничева. В нее входит, помимо давшего ей название сборника новелл, роман "Даруся сладкая".
Мария Матиос - третий современный украинский автор, произведения которого я прочитал. "Полевые исследования украинского секса" Оксаны Забужко мне не очень понравились - роман показался мне претенциозным. А вот произведения Тараса Прохасько мне понравились чрезвычайно - я писал о них: http://furlus.livejournal.com/349276.html .
И теперь - Мария Матиос. Действие всех произведений, включенных в книгу, происходит в Буковине, конкретнее, - в Гуцульщине, которая нам известна в основном по гениальному фильму Параджанова "Тени забытых предков". Тема романа и большей части новелл связана с повстанческим движением в Западной Украине конца сороковых-начала пятидесятых годов и с репрессиями в отношении жителей территорий, оккупированных Советским Союзом в 1939-1940 годах.
Я не готов отрешиться от политических и исторических предпочтений и сосредоточиться на художественных особенностях произведений писательницы.
Начну с семейных воспоминаний. Мой дядя ( мамин брат ), в честь которого я был назван, в самом начале войны попал в плен, оказался в лагере военнопленных около Львова, сумел освободиться и вплоть до прихода в 1944 году Советской армии скрывался - его прятала местная девушка Стефания Полячук. Ему пришлось пройти через тяжелые испытания, в частности, он был схвачен "бандеровцами", занимавшимися планомерным отловом скрывающихся советских военнопленных, и - это воспринимается как чудо - ему удалось бежать, когда его вели на расстрел. Перед приходом советских войск Стефания уговаривала его бежать с ней на Запад ( была такая возможность ); он отказался - семья его оставалась в Тбилиси, и влился в ряды Советской армии. После этого он смог снова писать родным, которые с 41 года не имели о нем сведений. В марте 1945, за полтора месяца до окончания войны, мой дядя погиб ( кажется, на территории Австрии ). В середине пятидесятых Стефания приезжала в Тбилиси ( мне тогда было года два, и я ее совсем не помню ) и многое рассказала - моим дедушке, маме, тете. Тетя ездила к ней во Львов, они переписывались, но потом переписка ( по неизвестным мне причинам ) прекратилась. В 1976 я с мамой, тетей и кузиной отдыхал в Ужгороде. На обратном пути мы на день заехали во Львов и попытались отыскать Стефанию ( мы знали старое название улицы, на которой она жила - Доминиканская ). Нам сказали, что она за несколько лет до этого умерла.
По письмам дяди, "бандеровцы" - это немецкие прислужники, убивавшие всех советских людей.
Сейчас много пишут об УПА, ОУН, Бандере, Шухевиче, Мельнике и пр. Но - крайне трудно найти объективную информацию. Боролись ли украинские националисты с немецкими оккупантами или, наоборот, сотрудничали с ними? Кто повинен в львовской резне? Участвовало ли УПА в истреблении евреев? Или принимало евреев в свои ряды? Сколько было жертв волынской резни? Каковы масштабы послевоенных депортаций ( цифры колеблются от сорока до пятисот тысяч )? Сколько мирного населения погибло от рук повстанцев?
Я выскажу собственное, не претендующее на абсолютную истину, суждение, основанное на прочитанной мной скудной и противоречивой литературе.
ОУН была террористической организацией фашистского типа, типологически схожей с хорватскими усташами, румынской Железной гвардией, Глинковской словацкой народной партией. Для меня не очень большое значение имеют факты сопротивления оуновцев немцам или нацистские репрессии против украинских националистов ( арест Бандеры, расстрел оуновцев в Киеве ): да, и мельниковцы, и бандеровцы не были германскими марионетками, они желали не подчинения Украины Германии, а независимой Украины. Но это не мешало им быть фашистами, свидетельством чему является их неприязнь к демократии и либеральным идеям, шовинизм, культ вождя, приверженность к террористическим методам борьбы, организация этнических чисток. Несомненно участие оуновцев в Холокосте. Безусловным актом геноцида является волынская резня.
Также несомненным является бесчеловечный характер советской политики в Западной Украине и в 1939-1941 годах, и после войны. Реакцией на эту политику было народное сопротивление, в том числе и вооруженное. Организаторами и идеологами этого сопротивления стали фашизоидные террористы ОУН-УПА.
Теперь о произведениях Марии Матиос:
Это трагические повествования о жестокости, репрессиях и народном сопротивлении. Но хочу обратить внимание на абсолютно апологетическое изображение повстанцев. Читатель, воспитанный на традиционных представлениях, испытывет шок, сопоставимый с шоком, который испытывает знающий историю читатель "Унесенных ветром", когда выясняет, что все положительные герои романа вступили в Ку-Клукс-Клан, члены которого изображены как рыцари и герои сопротивления.
Очень любопытен взгляд на историю в романе "Даруся сладкая". Гуцулы, сельские жители, без всякой симпатии относившихся к румынскому господству, с самого первого дня воспринимают советские войска, "москалей" как оккупантов. Лишь вскользь упоминаются несколько крикунов, встретивших советские войска жовто-блакитными знаменами, которых - всех - потом репрессировали. Так ли было на самом деле? В послесловии к книге - в целом очень тенденциозном - украинский историк Юрий Шаповал пишет: "Местное население поначалу встречало советские танки радостно, под сине-желтыми национальными знаменами. Радость была искренней, поскольку смена режима для местного населения означала прежде всего деполонизацию и дерумынизацию всех сфер общественной жизни. Однако политическая эйфория скоро иссякла". В Галиции даже начались спотнтанные расправы украинского населения над польскими помещиками и чиновниками. А у Марии Матиос даже евреи сразу скорбят и даже уходят в Румынию, хотя известно, что большинство евреев приняло новую власть. В романе скороговоркой говорится о немецкой оккупации, но ясно, что немцы не причиняли вреда местным жителям. А как же с местными евреями? Об этом не написано. Только в описании событий 1944 года - второй приход Советской армии - написано: "На местах, где раньше стояли еврейские корчмы - всего семнадцать в селе и окрестностях, - страшно чернели пепелища". Что, их уничтожили только в 1944?
Вообще освещение еврейской темы достаточно любопытно. И тут опять мне кажется уместным параллель с романом Маргарет Митчелл. Там южане часто вредят друг другу, среди них есть очень не симпатичные люди, да и героиня романа Скарлет О'Хара не подарок, но у них всех есть одна особенность - они могут быть жестоки и несправедливы друг к другу, но трепетно относятся к чернокожим. Своеобразный южный миф. И вот современный украинский миф - украинцы, в частности, гуцулы могли быть жестокими друг к другу, но только не к евреям. Нет нужды говорить, что это не соответствует реальности.
***
Лучшими в книге я считаю новеллы "Юрьяна и Долгопол" и "Отец и мать просили..."
В первой есть попытка показать правду и противоположной стороны и весь ужас как повстанческого террора, так и эмгэбэшных репрессий. Во второй - сила ненависти, порождающая бесстрашие и упорство.

Книги

Previous post Next post
Up