В этом году недели перед отпуском оказались такими сложными и напряжёнными, что к большой покатухе мы оказались абсолютно не подготовлены. Тогда мы решили просто сесть в машину и ехать докуда доедется. Доехалось до Монголии))
Ездили мы 33 дня, как и в прошлом году. Вернуться должны были на несколько дней позже, но почти в самой дальней точке маршрута пришлось срочно сворачиваться и гнать в Питер. Таким образом за 33 дня мы проехали 16563 км. Это наш рекорд за всё время автопокатушек и вряд ли мы когда-нибудь проедем больше. Впечатлений, конечно, много, больше всего, разумеется, по Монголии.
Машинка наша молодец. Выдержала и шестнадцать с половиной тысяч километров пути, и дороги Ольхона, и монгольские степи. Правда, ушатали мы её капитально.
Коротко про основные вехи поездки. Проехали мы через 18 российских регионов, перемахнули через Уральские горы и большие реки: Волгу, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, Бирюсу, Ангару, Селенгу…
Из больших городов побывали в Красноярске, Иркутске, двух Уланах - Удэ и Баторе, Абакане и Томске. Из мелких посетили Судиславль, Алапаевск, Ирбит, Ялуторовск, Ишим, Мариинск, Слюдянку, Усть-Баргузин, Хархорин, Цэцэрлэг, Шушенское, Минусинск, Невьянск и Верхотурье. Наверняка, ещё что-то забыла.
Проехали пол-Сибири, которая на большей части оказалась покрыта болотами, озёрами и полями, а вовсе не дремучими лесами с медведями и пушным зверем, как я себе её представляла. Хотя медвежьи леса с быстрыми таёжными реками мы тоже увидели.
Объехали Байкал по большому полукругу, посмотрели на священное море с разных берегов. Как ни странно, больше всего прониклись распиаренным Ольхоном.
Побывали в нескольких национальных парках, поотмокали в горячих источниках, поднялись к красноярским столбам, посетили четыре скансена, прокатились на Нерпочке по КБЖД, искупались в Байкале и в других реках и озёрах по пути, побывали в разных дацанах, забирались на вулкан и на самую высокую конную статую в мире, смотрели на звёзды в тажеранской степи.
Наконец-то увидели яков и попробовали знаменитого байкальского омуля (вкуснотища).
Выстояли в жестоких пробках в Улан-Баторе. Попали под дикий ливень, который прямо на глазах смывал дороги. Самым ярким моментом для меня стала сильнейшая гроза в Монголии, когда молния ударила между нашей машиной и пасущимися яками.
Да, мы много всего увидели и много где побывали. Но до всего этого нужно было ещё доехать…
День 1. 09.07.24, вторник.
Из Питера до Перми мы решили так же, как ехали в прошлом году: по А114 через Вологду на Ярославль, затем Кострома - Шарья - Котельнич - Киров - Пермь. Дороги там, за редким исключением, ровные, малозагруженные. Да и стоянки, которыми мы пользовались в прошлом году, пришлись нам по душе, и мы были рады побывать там вновь.
В первый день пробег планировался большой, и мы завернули только в Данилов. Старинный городок стоит почти на трассе, да только всегда нам не хватало времени сюда заглянуть.
Много времени Данилов не отнял. Мы посмотрели на краснокирпичный храм в возрождающемся Даниловском Казанском женском монастыре (N 58° 10.863'E 40° 8.818'). Стоит церковь на горушке и отлично видна с трассы. Что любопытно: построенный к 1915 году храм был освящён только в первый год советской власти, в 1918 году.
Второе место было интереснее - поле древней сечи (N 58° 10.379' E 40° 8.276'). Считается, что здесь в Смутное время, в начале ХVII века, наша дружина «повалила» немало изменников и ляхов, мстя за то, что те, как писал историк Карамзин, «всё жгли и губили: жён, детей, старцев». Место так и назвали - "Повалишка".
В 2010 здесь был установлен Памятный знак в виде поклонного креста и камня-валуна. Правда, установлен он на несколько сот метров севернее того места, где происходила битва и где при разработке карьера экскаваторщики нашли останки погребённых. Причем многие из них (в основном молодого возраста) были похоронены не по русскому обычаю - в общем рве. Также здесь был найден наконечник копья, подобные найдены в Иваниках, Понкове и самом Данилове.
Немного размяв ноги, поехали дальше на восток.
Первый сюрприз поджидал нас в Ярославле. Мы свернули на объездную, переехали через Волгу, как вдруг навигатор стал показывать, что мы находимся где-то в болоте на правом берегу и не движемся с места. Причину мы поняли сразу: в Ярославле находится «Ярославнефтеоргсинтез», крупнейший нефтеперерабатывающий завод севера России и gps-сигнал глушат.
Поехали по карте и указателям. Но долгие годы пользования навигатором нас расслабили, мы тут же перепутали поворот и вместо Костромы повернули на Москву. На правой стороне дороги появился тот самый «Ярославнефтеоргсинтез», огромный, отливающий серебром новых труб. Пришлось разворачиваться и даже спрашивать у местных, где мы лопухнулись. Местные довольно толково направили нас на путь истинный и вскоре мы уже приехали к Введенскому подворью (N 57° 37.570' E 40° 12.004'), месту нашей первой ночевки.
Всё здесь было прекрасно - дивные виды на Волгу, три храмовых комплекса в прямой видимости от стоянки, проплывающие мимо круизные лайнеры, красивый закат и отличная погода. И только злобные комары портили всё. Ничем особо не полюбуешься, когда на твою сладкую кровушку одновременно нацелился десяток-другой тварей с острыми жалами. Так что даже ужинать пришлось в палатке. А в прошлом году комаров не было вообще, мы спокойно сидели и наслаждались видами.
За 9 июля проехали 959 км.
День 2. 10 июля, среда.
Второй день по километражу был немного полегче, поэтому мы решили погулять по Судиславлю.
Ещё в прошлом году, проезжая мимо Судиславля и издали любуясь храмом на горке, мы загадали, что, если когда-нибудь будем проезжать здесь ещё раз, то обязательно тут погуляем. Следующий раз наступил ровно через год.
Судиславль оказался весьма приятным и атмосферным городком с моим любимым "время как будто остановилось".
Несколько кварталов сохранившейся застройки конца 19 - начала 20 века, почти без современных вкраплений.
На центральной площади, которая ныне носит название Советская - неизменный Ильич "всё стоит, рукой машет нам". Позади Ленина - здание бывших торговых рядов (середина XIX века), которое и ныне используется по назначению.
Остальная площадь состоит из милых купеческих особняков. В доме с синим вторым этажом продают горячие, дешёвые, обалденно вкусные пирожки.
Бывшая усадьба купца Третьякова (середина XIX века). Дом снаружи украшен львами, а внутри, пишут, сохранились изразцовые печи, чугунные лестницы и лепные потолки.
Встречаются тут и старые деревянные домики с резными наличниками.
Главное украшение Судиславля - Соборная горка с Преображенским собором (1758).
В архитектурный ансамбль вместе с собором входят шатровая колокольня, дом причта и ограда с воротами.
Ведёт на соборную горку сохранившаяся мощёная дорожка.
Сверху, от собора, открываются неплохие виды на улицы со старыми купеческими особняками.
Своё состояние многие судиславские купцы сколотили на грибах. Окрестные леса были на редкость щедры на лесные дары. Солёные грибы поставляли прямиком в Петербург и Москву. Теперь то ли леса оскудели, то ли ещё какая напасть, но городок с пятитысячным населением промышляется чем угодно, но не грибами. И денег Судиславлю явно не хватает.
Но городок всё равно пришёлся нам по душе. Люблю такие маленькие селения с тихой размеренной жизнью, где почти все друг друга знают.
Дальше практически без остановок едем к следующему знакомому нам по прошлому году месту дикого кемпинга - озерам под Белой Холуницей. Погода продолжает радовать, дороги же радуют не всегда. В одном месте, уже в вятских лесах, трасса разбита в хлам и машины еле тащутся, старательно объезжая многочисленные ямы. Хорошо ещё, что разбитый участок небольшой.
Наше прошлогоднее место на озере оказалось занято рыбаками, встаем на соседней полянке, тоже неплохо.
За 10 июля проехали 758 км.
День 3. 11 июля, четверг.
Наутро снова в путь, предстоит ещё один большой перегон. Километров за восемьдесят до Перми выезжаем на трассу Пермь-Казань. Она реконструируется, расширяясь до четырёх полос. В сторону Казани стоит нехилая пробка, но нам везёт, на Пермь пробки нет.
В Перми наконец сворачиваем со знакомой нам по прошлому году дороги. Тогда мы ехали по трассе Пермь - Екатеринбург, попали на ремонт и реверсы, потеряли много времени. Да и дорога на этом участке очень загруженная, удовольствия не доставила никакого. Поэтому в этот раз едем северным путём через Чусовой - Горнозаводск - Нижний Тагил - Алапаевск. Забегая вперёд, скажу, что этот маршрут нам понравился: машин тут мало, а покрытие везде хорошее. И дорога здесь живописнее, хотя бы чувствуется, что мы проезжаем через Уральские горы.
Жаль только, что времени на познавательную программу не хватает, к большим перегонам добавляется минус два часа от московского времени. А скоро отставание от Москвы будет ещё больше.
Останавливаемся только у знака Европа - Азия N 58° 33.646' E 59° 13.911'. В прошлом году мы умудрились указатель "Европа - Азия" проскочить, не заметив. На нашей "северной" дороге такой знак тоже стоит. На верхушке размещен двуглавый орел. С двух сторон под прямым углом находятся композиции с надписями “Европа” (с фигурой грифона) и “Азия” (с фигурой льва).
“Если орел символизирует Россию, смотрящую на запад и на восток, то грифон - это образ рыцарской доблести, встречающийся в целом ряде гербов европейских государств, а лев - одно из воплощений мощи и мудрости Востока” - как-то так объясняют создатели обелиска свой замысел. Правда, знак тут обшарпанный и не слишком презентабельный.
Зато лес около обелиска полон грибов. Вот буквально - хоть косой коси. Ходим тут довольно долго, потому что никогда в жизни столько белых и красных грибов видеть не приходилось. Но стоит жара и почти все грибы червивые.
Снова забегу вперёд. Через месяц мы опять ехали этой же дорогой, теперь в обратную сторону. Решили проверить, так ли хорошо тут с грибами, как было несколько недель назад. И - да, грибов было по-прежнему море.Только теперь лили дожди и червивых было гораздо меньше. Но что делать с такой прорвой грибов? в поездке их не обработать(( Так что оставили всё, как было, взяли только несколько отборных боровиков на супчик.
Вскоре сворачиваем на Р-35 так называемый Серовский тракт. Трасса связывает Екатеринбург, Нижний Тагил и Серов. Объездная через Нижний Тагил оказалась перекрыта и мы долго тащимся через город. Погода портится, идёт сильный дождь и мы даже прицениваемся к какому-то эко-отелю на окраине города. Но для Тагила цена показалась высоковатой, едем дальше. У нас есть координаты места, где ночевали питерские ребята в 2019 году, когда тоже ехали в Монголию. Очень надеемся на эту стоянку и что координаты не подведут, потому что уже стемнело, дождь не прекращается, а до Тюмени, где можно было бы без проблем найти отель или квартиру, ещё далеко.
Километров через двадцать после Нижнего Тагила дорога неожиданно превращается в разбитую грунтовку. Мы приуныли, потому что ехать ещё километров восемьдесят и с такой скоростью мы добрались бы до места далеко за полночь. К счастью, участок разбитой грунтовки оказался небольшим, дальше идёт отличное шоссе, совершенно пустое.
В темноте сворачиваем в лес, надо доехать до озерца, где есть святой источник и даже беседка. Ехать по лесу где-то километр, после дождя везде большие лужи, но лес сосновый и дорога крепкая, проезжаем без проблем.
У плохой погоды есть преимущество: на озере никого нет, а то ребята писали, что иногда тут чуть ли не целая деревня в полном составе может приходить на отдых. В свете фар толком ничего не разглядеть, поэтому быстро ужинаем и заваливаемся спать. Место ночёвки смогли по достоинству оценить только утром, а тут было отлично: озерцо, источник, беседка, вдалеке шумит водопад. Чисто, уютно, около источника даже клумбы есть.
Когда-то на другой берег вел пешеходный мост, но теперь только фрагмент части моста еле виднеется на противоположном берегу. У берега плавают стаи мелких рыбёх, они приятно покусывают ножки, когда я иду купаться. Ещё и бесплатный пилинг)) Словом, классное место!
За 11 июля проехали 867 км.