Сакральные камни Псковщины

Feb 01, 2022 18:24

Продолжу тему почитаемых камней. Я уже рассказывала о культовых камнях Новгородской земли и Ленинградской области. В Псковской области мы таких камней обследовали меньше, чем в вышеупомянутых регионах, но всё же на пост накопилось. Список планирую дополнять.
А начну с самого необычного камня. При этом он один из самых труднодоступных, расположен в глубине леса и в стороне от трасс. Не зная координат, найти его непросто. Называется камень удивительно - Ухо земли.



1. Ухо земли N 56°39,543′ E 29°20,732.

Находится Ухо земли в Бежаницком районе, неподалеку от деревни Ровные Нивы. В лес ведет едва приметная дорога, немного проехав или пройдя по которой, нужно свернуть вправо и пройти ещё метров двести по лесу. Точка отхода от лесной дороги: N 56°40,159′ E 29°21,013.



Ухо земли - это камень со сквозным отверстием, скорее всего рукотворным. Структура камня зернистая, в Финляндии такой гранит называют рапакиви, что значит "гнилой камень". Камень уже треснул в двух местах, но пока стоит.



По местным поверьям, Ухо земли исполняет желания. Чтобы желание исполнилось, нужно пролезть в дырку. К камню также едут желающие поправить своё здоровье (говорят, что все болезни останутся снаружи, если только потом не подходить к месту, откуда влезал), и те, кто хочет забеременеть. Им нужно пролезть сквозь отверстие три раза и оставить у камня подношение.



2. Пусторжевский болван N 56°40,133′  E 29°18,703′

Недалеко от Уха земли находится ещё один крайне любопытный сакральный камень. Стоит он в густых кустах недалеко от деревни Пусторжевка.



Когда-то тут было поселение Пустая Ржева, предшественница современного Новоржева. Там стояла деревянная крепость, которая часто горела, земли были неспокойные, пограничные. После одного из таких пожаров Пустую Ржеву не стали отстраивать заново, а перенесли поселение на место современного Новоржева. О существовании же Пустой Ржевы ныне напоминает лишь высокое городище.



Пусторжевский болван стоит в густых кустах недалеко от городища. И как тут не поверить в сакральность идола, когда именно здесь с нами произошло настоящее чудо.



Мы очень долго искали каменного идола. Но найти Болвана, не имея точных координат, оказалось делом безнадежным. Мы очень старались, обходили многочисленные рощи и болотца, но сакральный идол не давался.



Нужные координаты имелись только у одних известных нам людей, но контактами этих человеков мы не озаботились, да и связи на городище Пустая Ржева тогда не было. Удрученные, мы ходили по клещевым зарослям повторяя: "Ну где же Канонир с этими координатами!" И вдруг на городище послышались голоса и из близлежащих кустов вышли те, кто как раз и был нужен в этот момент больше всего! Тут надо понимать, что Пустая Ржева - настоящая псковская глушь и что обычно здесь вообще никогда никого не бывает. Это ли не чудо? Как потом сказали регионавты, мы являемся только отчаявшимся!

С координатами и толковыми объяснениями мы быстренько нашли Болвана.



(на фото - человек, который помог нам найти Пусторжевского болвана, с сайта https://regionavtica.ru)

Стоит предупредить тех, кто рискнет искать болвана: в кустах по пути к идолу замечены следы многочисленных кабаньих лёжек. Местность болотистая, комариная. Лучше всего к Болвану ходить весной или осенью. Из ориентиров - староверское кладбище, идол расположен недалеко от погоста.



Пусторжевский идол - высокий, вертикально стоящий камень, изображавший некогда человеческую фигуру. На нём можно увидеть следы ручной работы, выступы. На ранних фото идола было различимо лицо человека, однако сейчас оно стерто. К Болвану тоже приходят просить о здоровье и счастье и оставляют подношения.



Пусторжевский болван - идол необычный. Некоторые считают его подделкой. Местные рассказывают, что к Болвану приезжали археологи, изучали его, а потом приезжали из Москвы и хотели камень увезти. Всё вокруг изъездили, а так и не смогли выдрать Пусторжевского болвана из земли.



3. Валун Званчи. N 57° 9.583'E 28° 34.578'

Камень находится в Островском районе, на берегу реки Великой, в деревне Богданово.



Это один из крупнейших ледниковых валунов области. Окружность валуна более 35 метров, высота над водой четыре метра, а длина шесть метров.



Камень не только окутан мифами и легендами, но даже засветился в летописях (Около Великих Лук и Ржева псковичи отняли у литовцев и Коложское знамя, и самые города сии опустошили; а вельяне близ устья Сини-реки у камня, называемого Званчи, разбили лифляндцев).



По преданиям в тринадцатом веке здесь собиралось русское войско во главе с Александром Невским на борьбу с ливонскими рыцарями. А двумя веками позднее здесь состоялась битва, окончившаяся победой наших войск.



На камне отчетливо круглые ямки - следы бурения. По одним данным, фашисты пытались взорвать камень для получения щебенки, с помощью которой они хотели укрепить дорогу, по другим - это следы от бани, якобы стоявшей здесь в прошлом веке.



4. Камень "Добряк" N 58° 13.083' E 28° 10.856'

Добряка найти просто. Расположен он недалеко от трассы Гдов - Псков. Нужно свернуть с дороги у монумента, посвященного Великой Отечетственной войне, и немного пройти или проехать по лесной дороге.



Местные жители почитают этот камень не иначе, как чудодейственным. Камень исполняет желания, если ему поклониться и хорошо попросить. Человек со злыми намерениями и плохой кармой никогда не найдёт путь к камню, а если и найдёт - поплатится за это. Но если у человека доброе сердце, то камень всегда поможет. По легендам, этот древний камень посещали в своё время Александр Невский, царь Иван Грозный и многие высокопоставленные лица с глубоких времен.



Камень имеет магнитные и радиационные аномалии. Об аномалиях камня сообщала несколько раз газета "Псковская провинция". Ещё одни исследователи камня Ульяна Медиум и её компаньон по изучению аномальных явлений Артур Лео говорили, что: "Камень огромный, покрытый мхом, но под мхом скрывается вся его красота - при некотором особенном освещении (например, при свете луны ночью) - камень блестит, и даже, можно сказать - сверкает. Хотя он не состоит из самоцветов. С виду он выглядит совсем обычным, только очень уж он большой. Но при особенном направлении света на Добряк - он излучает сияние (в местах, не покрытых мхом)! Мы осматривали камень днём и ночью - и при разном освещении он выглядит по-разному, и ночью возле камня возникает особенная мистическая аура. Вокруг Добряка растут изогнутые причудливым образом деревья, что обычно доказывает, что местность обладает аномалиями".



То, что эта местность обладает аномалиями или у нас плохая карма, мы убедились на своем горьком опыте: разворачиваясь в лесу задним ходом, Андрюха не заметил хорошо видную сосну, впилился в неё, погнул дверь багажника и разбил заднее стекло((



Рядом находится ещё один почитаемый камень, правда, уже не такой большой и не настолько сакральный.



А если перейти небольшую речку, то прямо напротив Добряка в склоне берега можно найти пещерки. Пещерки замечательные, хоть и небольшие.



5. Камень-следовик у Трутневской пещерки N 58° 36.890' E 27° 57.018' .

На нем есть отпечаток, похожий на отпечаток ноги. Наиболее доверчивые люди верят в легенду, что это след Святой Богородицы, которая наступила на камень и скрылась в пещере.



Сама Трутневская пещерка весьма живописна. В тенистой ложбине ручья всегда тихо и немного таинственно, а ярко-оранжевые девонские песчаники придают особую торжественность этому месту .



6. Котловастый морамохинский валун или камень-кит N 57°03.351' E 28°53.636'



Находится котловастый рядом с дорогой из Пушкинских гор в Тригорское, немного не доезжая поворота на Савкину горку. Марамохинский валун был объявлен культовым камнем I века нашей эры с лёгкой руки Семёна Степановича Гейченко. Гейченко увидел камень у скотного загона близ деревни Морамохи, восхитился, назвал его "чудо-юдом" и обозначил "жертвенным святилищным камнем древнейшей эпохи". По указанию легендарного директора Пушкинского заповедника валун был притащен к месту современного нахождения в 1970-х годах.



На самом деле круглые углубления камня связаны вовсе не с культовостью, а это всего навсего следы заготовок каменных жерновов для ручных мельниц. Технология была такая: намечался контур, выдалбливалась канавка и делался горизонтальный подруб заготовки с целью её извлечения из монолита. Да и тысячелетие это, очевидно, не первое, а век этак 13-17.



В Псковской области есть ещё по меньшей мере два таких камня с кольцами: один на реке Великой удеревни Колчино, другой в одном из болот Новоржевского района недалеко от деревни Михалкино. Их мы ещё только планируем посетить.



7. Культовые камни у деревни Свистогузово.

Появились они совсем недавно, а именно, когда размечались пешеходные и велосипедные маршруты для посетителей бутик-отеля "Алтун". Надо же чем-то завлекать народ? а если достопримечательностей нет, их стоит придумать:))



И хитроумные сотрудники отеля придумали сакральные камни.



Тот, что указан на кадре выше, лежит у деревни Канашовка. Причем, камень этот совсем не очевидный. Мы его долго искали рядом с указателем, решили, что вот этот больше всего на стрелку похож.



Другой находится у въезда в деревню Свистогузово.



Он же, чуть крупнее и двумя годами ранее. Здесь так называемый следовик немного очищен от мха.



Всё это конечно, выдумки, никаких камней-следовиков в деревне Свистогузово не знали и не почитали.



На этом с посещенными нами культовыми камнями Псковщины всё. Но сакральных камней на Псковской земле гораздо больше. В некоторых научных трудах пишут, что тут имеется не менее 130 культовых камней. Так что, возможно, будут и следующие части этого поста.

Карта расположения сакральных камней:


Псковская область, сакральные камни, Свистогузово

Previous post Next post
Up