Национальные парки Финляндии: Оуланка

Apr 05, 2018 18:48

Всегда недоумеваю, когда слышу, что в Финляндии нечего смотреть. По-моему, так очень интересная страна, а лучше всего в Суоми - это её национальные парки. Есть у нас идея-фикс: посетить все национальные парки Финляндии, а их на сегодняшний день около сорока. До прошедшего лета в нашем арсенале было всего лишь три парка - Реповеси, Коли и Коловеси. Этим летом окучили четвертый - Оуланка - и он оказался самым интересным из четырёх.

Оуланка - парк северный, расположен в провинциях Лапландия и Северная Остроботния. Через его верхний край проходит полярный круг.

С востока территория парка обрывается государственной границей между Финляндией и Россией. По другую сторону от границы к финской "Оуланке" примыкает российский национальный парк "Паанаярви". Читала, что посещение "Паанаярви" сопряжено со многими трудностями: нужно заказывать пропуск в погранзону и бронировать домики на территории парка чуть ли не за год до времени предполагаемого заезда. В "Оуланке" всё намного проще - приехал и гуляй по парку сколько хочешь.

Когда-то этот природный массив принадлежал одной стране, сначала Российской империи, а после 1917 года Финляндии. Красота этих мест была оценена финнами ещё в конце XIX века - уже тогда эта территория рассматривалась для создания национального парка. Ещё в 1897 году при финансовой поддержке основателя компании «Fazer» Карла Фазера были составлены первые карты этого края. Но по различным причинам организационные процессы затянулись более чем на полвека, в итоге парк был учрежден лишь в 1956 году.

Главными водными аретериями парка являются реки Оуланкайоки и Киткайоки. Китка - приток Оуланки, а последняя, в свою очередь, несёт свои воды на восток в озеро Паанаярви, расположенное уже на территории России. Вдоль этих рек в основном и проложены туристические маршруты.

Устроены они, как и во всех национальных парках Финляндии, идеально - с разметкой, указателями, информационными стендами, деревянными мостками через болотца, лестницами на скалы, видовыми точками, сухими туалетами, местами под костры и палатки, крытыми беседками, дровяными сараями и даже (вот невидаль!) лесными избушками.

И при всём этом есть ощущение полного погружения в природу. Например, олени спокойно пасутся рядом с тропой и совсем не боятся человека. Но близко всё же не подходят.

Через "Оуланку" проходит одна из самых известных финских туристических троп - «Медвежье кольцо» (по-фински - Karhunkierros). Протяжённость тропы - 80 километров. Медвежье кольцо по сути кольцом на является, маршрут не закруглён, войдя в парк в одной точке и пройдя весь маршрут, выйдешь совершенно в другой. На прохождение всей тропы обычно уходит от 3 до 7 дней. Каждый километр стоят вот такие характерные указатели с медведем в круге и количеством километров в одну и другую стороны.

Для тех, у кого нет лишней недели в запасе, в "Оуланке" имеются укороченные маршруты. Мы прошли по трём из них и на это у нас ушёл полный световой день.

Так как мы заезжали в Оуланку с севера, возвращаясь из Норвегии, то первым на нашем пути был маршрут "Каньон реки Оуланки". Это круговая тропа протяженностью в шесть километров с подъёмами вверх-вниз.

Я бы рекомендовала начинать знакомство с парком именно с этого маршрута, так как он самый удаленный, самый малолюдный, но наименее впечатляющий из трёх.

Шли мы против часовой стрелки. Тропа идёт через вековой реликтовый лес. Тут надо отметить, что вырубки в этих местах были прекращены в самом начале XX века.

В какой-то момент мы вышли на главную viewpoint этого маршрута - высокий каньон реки Оуланки.

А это приспособление для спуска лодок на воду в условиях высокого каньона. Финны такие затейники:))

Чуть дальше увидели одну из тех самых лесных избушек, о которых говорилось выше. Мы с таким явлением столкнулись в первый раз. Избушка рассчитана на одновременное нахождение в ней около 8 человек. Там есть три отдельных помещения с деревянными палатями, весьма просторными, кстати. Посередине избушки печка, что в условиях полярного круга далеко не лишнее. Стоит ли говорить, что пребывание в ней бесплатно.

В этой избушке никого не было, но на следующем маршруте мы наблюдали нелицеприятную картину. Нам встретилось ещё два таких лесных дома и оба были заняты нашими соотечественниками. Причем, сразу несколько семей, с детьми, и обосновались они там явно не на одну ночь. Бедные финны ютились в своих палатках немного поодаль. Больше всего покоробило то, что, несмотря на многочисленные таблички "No fishing" россияне в открытую расчехляли свои довольно дорогие рыболовные снасти и без зазрения совести ловили редкую рыбу в заповедном парке. Ну и как после этого финны должны к нам относиться?

Ну а мы переехали на следующее место в парке - Киутакёнгяс (Kiutaköngäs). Надо сказать, что Оуланка - парк если не огромный, то весьма раскидистый, на карте он напоминает толстую и кривую букву "С". Переезды между точками длительны и составляют 30-50 км (пешком напрямую гораздо ближе).

Киутакёнгяс - это порог на реке Оуланкайоки длиной 325 метров, пробитый её водами через узкое скалистое русло.

Здесь же находится главный информационно-туристический центр с сувенирным магазином, кафе, стационарными туалетами и небольшой, но интересной, экспозицией. Также тут можно взять карту парка.

От инфо-центра начинается небольшая 900-метровая тропа к порогу.

Это самая популярная достопримечательность парка и, соответственно, народу здесь было больше всего.

Рокот порога слышен издалека. Зажатая с двух сторон скалами, вода бурлит и пенится. С одной стороны доломитовая скала отвесно поднимается ввысь, но главное - имеет насыщенный охристый цвет.

Сказочная красота!

Мы прошли до конца порога. Тут самые живописные места, да и народу поменьше.

Порог весьма впечатляет. Мы и не заметили, как провели тут больше часа и сделали несколько десятков одинаковых фоток:))

Последний маршрут на тот день - Малое медвежье кольцо (по-фински - «Pieni Karhunkierros»). Он же оказался самым длинным. В отличие от "Большого медвежьего кольца" этот маршрут действительно круговой. Круг начинается и заканчивается у порога Мелликоски (Мельничный порог).

Когда-то здесь стояла мельница, ныне восстановленная и переоборудованная в одну из лесных избушек.

По порогу сплавлялись финки, возрастные, но отважные:))

Если идти от Мелликоски, то маршрут составит около 10 километров. Мы же от стоянки пошли в другую сторону и в результате намотали лишних три километра.

На этот раз от порогов решили идти по часовой стрелке. Через несколько километров пути вышли к самой высокой точке парка - скале Каллиопортти высотой 100 метров. На фото высота не чувствуется, но она заставляет содрогнуться и быть предельно осторожным. А внизу расстилается зелёное море тайги.

Затем спускаемся по бесконечным ступеням и долго идём тёмным и тенистым ущельем. Внизу каньона в изобилии растёт красная смородина, первый раз видела такое количество смородины в диком лесу.

А в этом омутке плеснулась какая-то огромная рыбина. Судя по плеску, килограммов на двадцать, не меньше. Рыба тут определенно есть!

Тропа проходит по берегу реки Киткайоки, которая вскоре сольётся с Оуланкой. Через реку перекинуты деревянные подвесные мосты, кои являются одной из фишек парка. Всего их в парке девять, мы прошлись по четырём.

Долго ли, коротко ли - вышли к водопаду Юрявя. Высота водопада 9 метров.

В водопаде опять видели большую рыбу, которая выпрыгивала из водопада совсем как в документальных фильмах канала "Дискавери".

Последняя достопримечательность маршрута - каскад порогов Ааллоккокоски длиной около 200 метров.

Всего на прохождение "Малого медвежьего кольца" мы потратили пять с лишним часов неспешным шагом с остановками на фото и жарку сосисок на костре.

В заключении хочу поблагодарить Владимира Кезлинга, прочтя отчет которого, я воспылала желанием посетить Оуланку и включила этот парк в разряд must see в нашем путешествии к Ледовитому океану. И - да, теперь там есть геокешерский тайник:))