В Зеленецком монастыре последний раз мы были давно, 12 лет назад, и даже фотоаппарата в ту пору у нас с собой не было. Хотя фотографий посещения не сохранилось, но осталось замечательное послевкусие от монастыря посреди бескрайних болот. В Зеленецком монастыре тогда вовсю шла реставрация. Нас встретил какой-то старец, провел экскурсию, сводил в храм и в подземную крипту, провел по монастырскому саду и огородику, показал золотых рыбок в пруду. Словом, воспоминание сохранилось самое что ни на есть благостное.
И вот в последний день марта мы приехали в Зеленецкий монастырь снова. А по дороге зацепили ещё несколько интересных мест.
До Зеленецкого монастыря путь неблизкий, от нашего дома ровно 200 километров в одну сторону.
По пути туда проложили маршрут через город Волхов. Символ этого города - здание вокзала, на самом деле очень красивое. А около вокзала стоят два памятника-паровоза: Эу-708-64, расположенный на перроне, который первым после прорыва блокады прибыл в Ленинград и доставил осажденным первую партию продовольствия по железной дороге. И второй, Эр 786-27, у здания локомотивного депо с другой стороны путей. Он был установлен здесь в 2005 году в честь столетия локомотивного депо Волховстрой.
Волхов запомнился какими-то феерически раздолбанными после зимы дорогами.
Тем не менее мы проколесили через весь город и заехали к Волховской ГЭС. Это первенец ленинского плана ГОЭЛРО, помните легендарное "Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны"? Хотя, справедливости ради, спланирована ГЭС была еще до революции, еще в 1910- 1914 годах, а в первые годы советской власти её строительство шло с большим скрипом и построена она была лишь к 1926 году.
После Волхова едем к Зеленецкому монастырю.
Этот монастырь расположен среди огромного болота Зеленецкие мхи. Сейчас к нему сквозь топи проложена грунтовка, прямая, как стрела, и идущая параллельно железной. Железнодорожные пути надо будет переезжать дважды: в начале грунтовки и перед самым монастырем. Трафик там весьма напряженный, поезда, и пассажирские, и грузовые, мчатся часто.
Последние пятнадцать километров дороги в конце марта представляли собой голый лёд, за исключением нескольких оттаявших участков. Хорошо, что количество проезжающих там машин стремится к нулю.
Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь был основан в 1565-1570 годах иноком Тихвинского Новгородского монастыря, преподобным Мартирием Зеленецким под покровительством царя Федора Иоанновича. В 1613 году монастырь был разграблен и сожжен шведами, но вскоре, благодаря покровительству царя Михаила Федоровича и стараниям Новгородского митрополита Корнилия, восстановлен.
Святынями монастыря являются иконы Святой Троицы и Тихвинской Божией Матери "Одигитрии", принесенные сюда по преданию самим преподобным Мартирием.
В 1937 году монастырь был разграблен: монахов вывезли из монастыря в неизвестном направлении, а монастырские постройки использовались в хозяйственных целях.
В 1992 году монастырь был возвращен верующим. В нем начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор.
По монастырю бродили упитанные разноцветные коты, от колбасы они, конечно, не отказались, но ели неохотно.
Ещё заготавливали дрова два монаха. А вот из посетителей, кроме нас, никого не было.
И по-прежнему тут было хорошо, тихо и несуетно. Да ещё и погода была замечательная.
Очень душевное место! Если кто-то хочет уйти в монастырь и не знает куда, то рекомендуем этот)
На обратном пути заехали к Алёнкиному водопаду. Он находится чуть ниже Старой Ладоги на противоположном берегу Волхова.
В это время года водопад очень живописен. Голубоватая ледяная глыба, внутри которой журчит вода.
Чуть ниже вода всё-таки вырывается из ледяного плена и веселым ручейком бежит к Волхову.
А дальше по берегу расположено самое древнее славянское городище Любша, но к нему просто так не пройти, оно на закрытой территории и это очень несправедливо. Не должны древнейшие крепости быть недоступны для интересующихся товарищей!!
И последним местом, куда мы заехали, стала Новая Ладога. Тут мы бывали неоднократно и я даже написала большой пост, посвященный этому одному из самых недооцененных городов 47 региона:
https://frosya-hod.livejournal.com/79110.html
В этот раз мы навестили Дуб Свободы.
Первые новоладожские комсомольцы, уходя на фронт, защищать революционный Петроград, посадили «Дуб свободы» у здания городской администрации. Почти сто лет дуб являлся неофициальной достопримечательностью Новой Ладоги, но 6 августа 2016 года ураган, бушевавший в Новой Ладоге, вырвал с корнем «Дуб свободы». Могучий символ города, переживший Гражданскую и Великую Отечественную войны, до своего 100-летия не дожил всего три года. Поэтому в 2016 был посажен новый дуб.
Мы долго веселились, стоя над веточкой, которая сейчас гордо именуется "дуб свободы". Ну что ж, какая у нас свобода, такой и дуб))
По Волхову в районе Новой Ладоги местные жители 31 марта ещё ходили по льду с одного берега на другой, хотя выше по течению река уже вскрылась.
Ну а мы, прикупив щучьей икры и вяленой рыбки в магазине, отправились домой, страшно довольные поездкой. Стоило побыть почти три месяца без машины, чтобы заново научиться ценить ту свободу и лёгкость, которую даёт путешествие на своих колёсах!