Почти на самой границе с Латвией, немного не доезжая до приграничного города Себеж, слева от дороги можно увидеть небольшой ухоженный мемориал. На поляне, окруженной деревьями, лучами расходятся кресты и гранитные плиты. Это немецкое воинское захоронение, которое было организовано Народным союзом Германии в 2007 году. До открытия немецкого кладбища на этом месте находилась городская свалка.
В 1945 году по приказу Сталина все немецкие кладбища были уничтожены. Создание на российской земле немецких воинских захоронений стало возможным лишь после того, как в 1992 году Россия и Германия подписали двусторонний договор об уходе за воинскими мемориалами.
В Псковской области Народный союз Германии работает с 2003 года. На выбор немцам предложили несколько мест для организации кладбища. Они выбрали площадку на возвышенности примерно в километре от въезда в Себеж.
Сейчас здесь покоится около 15 тысяч солдат. Не только немецких - на камнях встречаются фамилии и людей других национальностей, в основном тех, кто сотрудничал с захватчиками. Год смерти в большинстве - 1944. Наступление тут велось стремительно, но немцы успевали отправлять своих погибших в Германию. При отступлении число погибших было значительно выше, отправлять тела домой уже не успевали. Но хоронить в большинстве случаев - успевали.
После подписания договора об уходе за воинскими захоронениями немцы начали вскрывать известные им могилы, или старые кладбища, где во время войны хоронили солдат, или массовые погребения, сделанные уже нашими воинами. Потом их перезахоранивают на воинских мемориалах, чтобы не было безымянных могил.
Идентифицировать погибших немцев не так сложно, как наших - у немцев были металлические жетоны, они делились пополам, одна половина клалась в зубы, другую отдавали для учета в канцелярию.
Прошлой весной мы посещали самое большое немецкое воинское кладбище в деревне Сологубовка под Петербургом и не могли не заметить единой стилистики, используемой немцами для этих захоронений. Похожие кресты, одинаковые камни с именами, одинаковый шрифт.
У захоронения в Псковской области мы остановились по пути из Себежа ясным морозным январским днём. Тишина, холод, пронизывающий ветер, всё заметено снегом и ни единого следа - ни звериного, ни человечьего...