Ну вот и добрались до Турецкого Курдистана. Начинается самое интересное!
Для начала определимся кто такие курды. Википедия подсказывает, что это четвертый по численности народ Ближнего Востока после арабов, персов и турок. В настоящее время насчитывается около тридцати миллионов курдов, проживающих на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Сейчас это самый многочисленный народ мира, не имеющий собственного государства.
Этнические курды составляют несущественную часть населения Турции и проживают, в основном, на востоке и юго-востоке страны. Город Шанлыурфа входит в этнографическую область, называемую Курдистаном.
Наше пребывание в этой области ограничивалось посещением Шанлыурфы и Диярбакыра, хотя хотелось, конечно, большего.
По новостям часто рассказывают о противостоянии между курдами и этническими турками, а в последнее время освещают военные операции турецких военных против вооруженных формирований в приграничных районах Ирака и Сирии.
В чем же история конфликта?
Курды - очень древний народ, однако своего государства они никогда не имели. Известно что существовали большие анклавы курдов на территории древней Персии, входившие в состав армянской провинции. Затем курды жили в составе Византийской Империи, потом боролись с сельджуками и монголами, пришедшими с востока. Особенностью курдских селений было то, что они имели разных правителей и централизованное управление поселениями полностью отсутствовало.
Здесь мы можем вспомнить, что примерно в это же время то же самое происходило и с княжествами Киевской Руси - период перед монгольским нашествием.
Ну а в начале XVI века расправляет плечи Османская империя, и курдов завоевывает султан Селим. Юго-восточные поселения курдов переходили из рук в руки между османами и персами.
Затем начинаются османо-персидские войны, и юго-восточные поселения курдов выступают в роли разменных монет во время подписания мирных договоров.
Историки насчитывают 9 войн между Османской Империей и сефевидским Ираном на протяжении XVI-XIX веков, когда
границы империй постоянно менялись.
Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром одной из областей Османской империи. В 1842 году он начал чеканить монету от собственного лица и перестал признавать власть турецкого султана. Уже летом 1847 г. эта область была занята Османскими войсками, эмират ликвидирован, а сам Бадрхан-бек взят в плен.
После этого,курдские восстания постоянно вспыхивали в Османской империи и Персии, которые жестоко подавлялись.
Наконец наступает XX век, правитель Ататюрк создает Турецкию Республику и держит курс на создание светского государства. В ходе борьбы за независимость Турции, Ататюрк обещает курдам автономию и получает их поддержку. Однако после победы обещания забываются, а курдские политические объединения объявляются вне закона.
Первое курдское восстание на территории Турецкой Республики было в 1925 году, оно было жестоко подавлено, а организаторы были взяты в плен и повешены в Диярбакыре. Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей, а осадное положение на курдских территориях продлевалось много лет подряд.
Было запрещено использование курдского языка в общественных местах, ношение национальной одежды. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались. Слова «курд» и «Курдистан» были изъяты из учебников, а сами курды объявлены «горными турками», по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность.
В 1934 г. был принят «Закон о переселении» по которому специальный департамент полиции получил право изменять местожительство различных народностей страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре» (весьма расплывчатая формулировка, в духе современных западных политиков). В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции; на их место заселялись боснийцы и албанцы.
В 1936 году Ататюрк заявил, что из всех проблем, стоящих перед страной, едва ли не самой важной является курдская, и призвал «покончить с ней раз и навсегда».
О жизни современных курдов, а также Курдской Рабочей Партии расскажу в посте про Диярбакыр.
В Шанлыурфу мы прилетели вечером, прыгнули в Havaş, который довез за 10 лир до центра города. Знаком того, что мы прилетели на был юг звон цикад, которого не было ни в Стамбуле, ни в Анкаре.
Потом была получасовая прогулка до отеля, хорошо был GPS - разобраться в местных закоулках не так то просто.
01. Заключительную часть пути приходилось ориентироваться в таких улицах
02. И пытаться найти вот входную дверь в Azlan Guest House (фотографии сделаны на следующий день, в темноте улицы кажутся более запутанными, а дверь выглядит гораздо более неприметной).
За столом reception сидел местный, игравший в карты на компьютере. Он нас явно не ждал, поскольку долго рылся в своих бумагах, книгах прибытия, а потом указал на одну из записей, улыбнулся и сказал: "Tomorrow" ("Завтра"). Похоже это было второе слово, которое он знал по-английски после Hi ("Привет")
03. Причем он явно ожидал, что мы тоже улыбнемся, возьмем свои сумки, скроемся где-то на ночь и вернемся на следующий день. Затем были долгие переговоры между ним и хозяином отеля, в итоге нас все таки заселили, причем предоставив более лучший номер.
Без приключений не обошлось: ночью к нам комнату забралась здоровенная цикада, которая очень громко трещала, но при включении света тут же замолкала. После нескольких попыток, цикаду все же удалось найти и убить ботинком. Самое интересное, что утром дохлая цикада куда-то пропала...
04. Отель расположен в перестроенном местном доме, в котором комнаты расположены по периметру в два этажа, а посередине находится большой внутренний двор под открытым небом, где подавали завтрак и работал беспроводной интернет.
05.
В Шанлыурфе мы прожили два дня, один из которых был посвящен поездке в Диярбакыр. Толком погулять по городу не получилось, тем не менее выкладываю несколько фотографий из часовой прогулки в первый день.
Побывав в экзотическом месте, а заурядным городом Шанлыурфу врятли назовешь, первым делом хочется приобрести небольшой сувенир, связанный с этой поездкой.
Но чем экзотичней место, тем сложнее купить сувенир. Местные совсем не ориентированы на продажу чего-то туристам, скорее всего из-за отсутствия постоянного спроса. Купить рубашку, осла или хозяйственную утварь - легко, а вот открытку или магнит практически невозможно.
06. Пример оживленной торговой улицы, много здесь сувениров?
07. Мелкие улочки Ближнего Востока
08.
09. Мечеть
10. Еще несколько зарисовок
11.
12.
13.
14.
15. Многоэтажная застройка также присуствует, но расположена далеко от центра.
Другие посты о поездке:
Туристический Стамбул (Мечеть Султана, София)
Туристический Стамбул (Дворец Топкапы, набережная)
Стамбул с воды, турецкая баня На улицах Стамбула Галатская башня, виды на Стамбул, современный район Таксим Рынок Стамбула, местная еда Поездка на Принцевы острова (Мраморное море) Уличная Анкара, ночной поезд из Стамбула Анкара - Мемориал Ататюрка Анкара - крепость Хизар Турецкий Курдистан - Диярбакыр, городская крепость Турецкий Курдистан - Диярбакыр, междуречье Переезд в Каппадокию на автобусе Каппадокия, деревня Гёреме (Göreme) Каппадокия, осмотр замка Учхисар (Uçhisar) Каппадокия, Долина голубей Каппадокия, Белая долина и долина Любви