Во второй половине октября в Риме оказалось не холодно и не жарко: 15-20 градусов тепла.
На осмотр древней и средневековой частей города ("...все ли на месте? а что уже разрушено?...") потребовалось практически два дня. Начал я с северной части. Там, где Испанская лестница, мавзолей императора Августа, замок Святого Ангела, Ватикан. фонтан Треви и так далее.
Перед главным римским ж/д вокзалом Рома Термини расположена площадь Кватроченто. Это в Италии так называют куски своей эпохи Возрождения, соответствующие столетиям: годы, которые начинаются на "13..." - Треченто, на "14..." - Кватроченто и т.д. То есть аналогично русскому "тысяча трехсотые" или "тысяча четырехсотые".
Через площадь видны термы императора Диоклетиана - древнеримские бани. В конце III века это была северо-восточная окраина города, сюда подходил один из акведуков, несущий чистую воду из горных источников.
Императоры в Риме вообще часто строили термы и открывали их для бесплатного посещения всеми гражданами: "смотрите, вот какие мы добрые". Более того - они еще закупали за свой счет дрова, присылали своих собственных рабов, и эти рабы для граждан грели там воду. Император Диоклетиан (правил в 284-305 годах), кстати, был довольно популярен, хотя жестоко преследовал христиан (святого Георгия Победоносца, например, забили именно при нем).
В Риме оказалось, что при определении расположения исторических объектов можно пользоваться древней и средневековой картами. Правда, улицы уже проложены по-новому.
От терм Диоклетиана я попал на улицу, где расположен совершенно не пафосный офис национального банка Италии...
...министерство сельского хозяйства...
...а потом чуть подальше - Площадь четырех фонтанов. На самом деле это обычный перекресток, но углы домов, выходящих на него, скошены, и на этих углах установлены вместо первых этажей небольшие фонтаны.
Оттуда после поворота на север будет дворец Барберини, и внизу - площадь с фонтаном Тритона, чей сюжет многократно повторен в Питере и его окрестностях.
Фонтанов в Риме так много понастроили, как мне показалось, из-за летней жары, а также из-за обилия паломников (в прежние века их было не меньше, чем сегодня). Так сказать, это была старинная программа создания туристической инфраструктуры.
...По улице Систина я вышел на площадь рядом с церковью Сан-Тринита деи Монти (святой Троицы на горе).
Оттуда открывается вид на всю северную часть Рима.
Ниже расположена так называемая Испанская лестница. Пока я ее фотографировал, китайские туристы развернули на лестнице какой-то транспарант.
Под лестницей стоит фонтан Баркаччо (из-за того, что он сделан в форме затопленного баркаса).
Площадь, которая открывается налево от фонтана, называется Испанской (Спанья). Вообще испанцы играли большую роль в истории Италии. Ну ладно Рим - он всегда был папским (хотя и среди пап бывали испанцы). Но Сицилия, Неаполь, Милан долое время принадлежали Испании или родственникам испанских королей.
Оттуда, зайдя на площадь Пополо, мне удалось достичь мавзолея Августа. По дороге уже возле самого мавзолея я встретил мужчину, выгуливавшего двух ушастых собачек. Они не только были одинаковые по виду и расцветке, но и шли почему-то синхронно.
Мавзолей Августа сначала все прнимают за огороженный сетчатым забором парк. Зарослей столько, что постройку не сразу замечаешь. Она начала строиться в 28 году до н. э. (Август умер только в 14 году н.э., через 42 года). По форме мавзолей был как гробницы этрусскх царей - круглый, кирпичный, с куполом, диаметром 87 метров. Мавзолей использовался и более поздними императорами: там были похоронены не только жена Августа и его сестра, но и племянник Марцелл, пасынок-император Тиберий, императоры Клавдий и Нерва.
Как и многие другие строения древнего Рима, в средние века мавзолей первым делом разграбили. Потом попытались перестроить под укрепление ("А что? кирпичная кладка прочная, не прошибешь - так пусть это будет мой замок").
С 1926 года здесь начали работать ученые-археологи.
Поскольку перед входом в мавзолей находились бронзовые плиты с описанием "деяний Августа", то их решили по-современному реконструировать. Хотя в реальности существуют оригиналы, одна из досок мне позже попалась у церкви Санта-Мария Маджоре.
В районе мавзолея Августа (там еще рядом прикольный фонтан, падающий со стены, и музей Пикассо имеются) я в первый раз перешел Тибр. Речка показалась довольно приличной по ширине, к тому же по ней ходили катера. Уже позже я понял, что это из-за подводной дамбы около Изолы (острова), повышающей уровень воды в северной части города.
По улице Колонна я вышел к Дворцу правосудия. Перед дворцом правосудия - хороший парк с памятником графу Кавуру (вместе с королем Витторио Эммануэле и харизматичным полевым командиром Джузеппе Гарибальди они объединили Италию в 1859-1871 годах).
От этого парка двести местров до замка Сан-Анджело (Святого Ангела). Здесь туристы имеют дело с удачной попыткой перестройки античного сооружения. Жил-был в древнем Риме император Адриан. Построил себе шикарную высоченную усыпальницу на другом берегу Тибра. Так в средние века люди, не имевшие понятия об архитектуре, но умевшие держать меч в руках, снова сказали: "А что? Стены прочные, высокие. Будем здесь обороняться". Понастроили вокруг башен - и получился замок. Потом еще дворец внутри устроили.
Это был один из главных папских замков.
Замок Сан-Анджело - тот самый, в котором папа Григорий VII отсиживался от германского императора Генриха IV, ожидая подхода на помощь южноитальянских нормандцев Роберта Гвискара. Тогда в войне противоборствующих армий сгорело пол-Рима. Дело было в 1084 году.
...На мосту около Сан-Анджело я наткнулся на людей с кашубским штандартом (кашубы - западные поляки со старой немецкой границы).
- Chy to jest demonstracja kaszubska? - попытался я вспомнить польские слова.
- Tak jest! Kaszubskie pielgrzymowe ("кашубские паломники"), - ответил мне один мужчина, удивившись, что какой-то иностранец (по произношению же понятно) знает польский язык.
Всегда приятно удивить родных славян. Они же там привыкли считать, что большинство русских никаких языков не знают и поэтому в Европе беспомощны. Но годы идут, русские меняются.
...От Сан-Анджело дорога к Ватикану прямая. Купол собора святого Петра уже поднимается вдали. Туда и оттуда движутся массы людей.
Перед собором проходит государственная граница Италии и Ватикана. Через нее пропускают без проверки документов, но со сканированием сумок и проходом через металлоискатели.
По бокам от дверей в собор Святого Петра есть входы во внутреннюю часть Ватикана, которые охраняются папскими гвардейцами.
Собор Святого Петра - чудо XVI-XVII веков. Начали его строить в 1506-м, хотя службы начались в нем раньше. Удивительно, что над собором поработали и Браманте (он начинал реализацию проекта), и Рафаэль, и Микеланджело, и Сангалло, и Виньола. Всего около 120 лет. А потом еще Бернини построил полукруглые колоннады на площади собора.
При входе внутрь чудо не становится менее чудесным.
Скульптура святого Петра, к которой на поклонение стоит очередь.
В другом нефе через центральный проход - "Преображение" Рафаэля.
Купол, который Браманте копировал с купола Пантеона. Получился на 2 метра меньше.
Папский алтарь (это же главный собор католической церкви).
Входные двери изнутри.
Видео из собора:
Click to view
Возвращение из Ватикана происходило через галерею и мост князя Амедео, Кампо дель Фьоре (площадь Цветов), где когда-то сожгли Джордано Бруно, а теперь шумит рыночек перед памятником ему.
Памятник Бруно поставили в 1889 году светские власти Рима. Католическая церковь в наше время уже считает, что жечь людей очень плохо и неправильно. Однако с грустью признает, что инквизиция по тем временам не могла его оправдать, так как он не верил в Троицу, отрицал божественность чудес Христа и таинство пресуществления, писал о переходе душ в другие миры Вселенной.
Если кому-то интересно посмотреть рыночек на площади, имеется его видеообзор:
Click to view
По дороге попадались колоритные персонажи. Дама с собачкой и жарильщик каштанов.
Потом - через площадь Навона с ее фонтанами...
...а также местными художниками и улыбчивыми полицейскими, с которыми туристы все время норовят сфотографироваться.
В конце концов я попал к Пантеону. В древнем Риме, как известно, богов было много (они даже из завоеванных стран их импортировали - Митру, Исиду, Сераписа) - и рано или поздно должно было появиться желание построить храм сразу в честь всех. Построили его около 125 года при императоре Адриане.
Купол Пантеона диаметром 43 метра, не держащийся ни на чем, 1900 лет назад был вершиной инженерной мысли.
Чего стоит только тот факт, что он до сих пор не упал!
В средние века Пантеон был переделан в христианскую церковь, а сейчас там музей и усыпальница знаменитых деятелей.
...Неподалеку расположен фотан Треви.
Сказать честно, я не понял, почему толпы людей идут именно сюда и считают этот большой фонтан XVIII века со скульптурной стеной 25-метровой высоты символом Рима. Ну, красиво, конечно. И монету можно бросить. В результате римские коммунальщики вылавливают из фонтана Треви и передают городским властям 700 тысяч евро в год.
Кстати, о городских властях. Оказывается, мэр Рима
выглядит вот так (фото из ЖЖ Антона Носика).
Я же отправил 10 российских рублей немного раньше, в фонтан Баркаччо. Он мне больше понравился.
...Таким образом, осмотрен весь север Рима.
На фото площадь Венеции - это уже выход в
центральную часть Рима, к Капитолию и форумам.