В Галилее я был на трех горах и в нескольких точках вокруг Тивериадского озера, связанных с евангельскими и средневековыми событиями. Проехали мы, кажется, около 400 км. Один раз останавливались на обед под деревом (из захваченного с собой). День был крайне продуктивным...
Проезд по автотрассе, идущей мимо границы арабских и еврейских земель, продолжался не меньше полутора часов. Мы проехали мимо развалин Беф-Сана и Мегиддо. Особой современной жизни в этих местах не наблюдалось, но в целом как-то повышается интерес к жизни, если находишься рядом с местом последней битвы сил Добра и Зла (именно около Мегиддо должен состояться Арамагеддон).
В долине Иордана (на севере он еще полноводный, а чем дальше к югу, тем больше высыхает) было много прудов, предназначенных для разведения рыбы. Говорят, что два раза в году эти пруды подвергаются атакам перелетных птиц: они летят мимо и с удовольствием воруют у людей рыбу.
В национальном парке Кохав-Хайарден (метрах в 500 над долиной Иордана) расположился бывший замок ордена иоаннитов (то есть госпитальеров) Бельвуар.
Сначала крепость здесь начал строить какой-то французский вассал иерусалимского короля по фамилии Вело. Сколько местного населения согнал он сюда на принудительные работы как долго этим населением помыкал, теперь уже не дознаешься. В 1168 году дворянин продал недостроенный замок монашеско-рыцарскому ордену святого Иоанна Иерусалимского. Они и завершили твердыню на краю обрыва, метров этак двести в длину и ширину. Я прошел по ней во всех направлениях, поинтересовался, как выводили своды из тесаных камней, нашел несколько сидящих на камнях грифов (их тут прикармливают для туристов), ящерицу, осмотрел древний колодец и цистерну для воды.
Этот замок штурмовали в 1180 году, потом после битвы при Хаттине, в 1188-м, а потом лично Салах ад-Дин осаждал Бельвуар в 1189 году. Помог только подкоп под одну из башен, после чего она рухнула, и сил измотанных крестоносцев для защиты пролома не хватило. Они начали переговоры о сдаче, и арабский султан разрешил им всем уйти с оружием в руках в Тир. В 1220 году, в страхе перед прибывшим в Палестину во главе армии германским императором Фридрихом II, мусульмане решили крепость уничтожить и стали разбирать по камешку. Что успели - то успели. Больше войны тут не было до 1948 года, когда на развалинах замка завязалась непродолжительная перестрелка иорданцев и израильтян…
От Бельвуара дорога привела меня к месту крещения на Иордане. Вообще-то считается, что Иисус крестился в Иордане южнее, примерно в районе Иерихона. Однако там сейчас воды в русле почти нет, а туристам что-то показывать надо. Выбрали участок реки не так уж и далеко от Назарета, где Иисус в то время жил. На берегу поставили стену и на полусотне языков описали на ней, как с неба сходил голубь и раздавался глас.
Флакончик воды из Иордана (вероятно, очищенной) стоит здесь $1, Библия на языке первоисточников (старом иврите и греческом) - $5. Желающие могут покормить сомиков, расплодившихся в реке в огромном количестве. Для ритуальных омовений и обряда крещения в воду специально спускаются ступени...
Между собственно Иорданом и Киннеретом (Галилейским, Геннисаретским или Тивериадским озером - кому как удобнее) стоит старая плотина гидроэлектростанции. Озеро в последние годы несколько обмелело - это заметно по построенным когда-то сходам в воду, теперь оказавшимся на берегу. Восточный его берег занимают в основном общественные пляжи и санатории, а западный - населенные пункты. Так же было и в евангельские времена. Иисус с апостолами ловили рыбу напротив Капернаума, Тивериады, Вифсаиды, Хоразина, Магдалы (все эти названия упоминаются у Матфея, Марка и Луки).
В Капернауме стоит католический монастырь призвания Петра. Тут, если верить преданию, прозвучали и слова "Ты есть Петр, и на камне этом Я создам Церковь Мою...", и слова "Паси овец Моих". Полный собственной значимости в истории христианства, вокруг главного храма монастыря ходил кот-францисканец. Я его удачно поймал и с ним сфотографировался.
Дальше по берегу идет мусульманская святыня - источник Эн-Айюб. Возможно, для тематических людей будет интересно... Когда Айюбу (библейскому Иову), перенесшему массу несчастий, было возвращено здоровье и имущество, он получил свыше этот источник (от удара ногой в землю) и ценный совет по обращению с женой: взять 100 прутиков и ударить ими жену всего один раз, а не ударять 100 раз одним прутиком.
За ней - Табха. Тут находится бенедиктинский монастырь пяти хлебов и двух рыб. Именно столько понадобилось для накормления 5000 человек, слушавших проповеди Христа. Чудо сегодня не повторяется, но разноцветные рыбы во дворике монастыря в бассейне плавают...
Кстати, я заметил, что в католических монастырях сейчас судовольствием используют визуальное оформление, характерное для православных. Иконы и фрески я видел практически греческого типа, да и свечи перед ними ставят в привычной нам манере. Но подсвечники на Святой Земле (и в православных храмах тоже) часто заменяют на ящики с чистым песком, в который удобно погружать свечи. А в греческой церкви в Капернауме я видел ящик, в который поверх песка еще вода была налита. И имелось указание на русском языке для тех, кто пишет записки "о здравии": "Имена пишутся в полном, а не сокращенном виде: например, "Матфей", а не "Мотя".
После этого до вечера оставалось время только на две горы - гору Нагорной проповеди и Фавор, гору Преображения. В месте, где по преданию произносилась Нагорная проповедь ("Блаженны нищие..." и т.д.), я обнаружил католический храм, внутри храма - алтарь, а на нем раскрытую книгу с положенным на ноты евангельским текстом.
На Фавор оттуда ехать было долго: мимо Тверии, то есть Тивериады, через какое-то арабское село, а потом по серпантину на высоту 700 метров. Когда в XI веке игумен Даниил из Чернигова был здесь, то он лез на гору "борзо" на протяжении шести часов. Хорошо, что в XXI веке есть автотранспорт. Наверху ходили монахи и стоял католический храм Преображения. Над входом на латыни была изложена евангельская история о таинственной встрече Иисуса с пророками Моисеем и Илией, которую подсмотрели проснувшиеся от сияния апостолы.
На зданиях монастыря развевались флаги ....Иерусалимского королевства. Я вообще часто встречал эти флаги по всему Израилю. Понимаю, что сегодня этот символ использует католическая церковь, но все-таки... Похоже было, что крестоносцы либо отсюда не уходили, либо через 700 лет успешно вернулись. Это ощущение было весьма странным, но довольно романтичным.
Из природных необычностей, достойных памяти, мне попались в этот день не только ящерица, колибри, грифы и рыбы. Я увидел так называемое "Дерево Иуды" (arbol de Judas, Juda's tree) - местный вид акации, на котором вроде бы в I веке нашей эры вешались люди.
При спуске с горы Фавор я увидел огни селения Назарет, куда из-за позднего времени попасть в этот день было уже невозможно...
А назавтра надо было ехать в Иерусалим.
Про Иерусалим -
в следующем посте.