Два дня в Казани (первая часть)

May 10, 2011 22:23


День Победы в этом году мы встретили в Казани. Всегда интересно посмотреть город с населением в 1,1 миллиона человек и с 1000-летней историей.

 
 

Впрочем, хоть история и 1000-летняя, самый старый памятник в Казанском кремле относится к XV веку. Правда звучит очень непривычно: более ранняя Казань была уничтожена... монголо-татарским нашествием. Это ведь был город в составе Булгарского царства - мусульманского государства, где жили тюркские народы.
Ездили втроем. Выбирая дату поездки, узнали, что железная дорога перед 9 мая делает большие скидки на билеты. Так и отправились 7-го числа поездом № 50, имеющим некоторые признаки фирменного (чистота в вагонах, хороший ассортимент печенья к чаю у проводника, никогда не закрывающиеся биотуалеты)...

Утром 8 мая наш поезд быстро вкатился на территорию Татарстана. Потом мы переехали залив Волги у городка Свияжск, когда-то передовой крепости Московского царства (1550) в этих краях.

 

Уже при въезде в Казань, в поселке Старое Аракчино, между железной дорогой и берегом Волги какие-то местные энтузиасты-гигантоманы выстроили эклектичный "Храм всех религий". Несмотря на то, что над множеством его куполов есть и кресты, и полумесяцы, и звезды Давида, традиционные христиане, мусульмане  и иудеи молиться сюда не ходят.
Зато туристы охотно фотографируют. 

 

Волга, как мне рассказали, еще не вернулась к своему уровню до прошлогодней засухи. Однако это не мешает людям скользить по реке под парусом. Выше Казани я заметил отгораживающие затоны песчаные дюны. Из них получились бы отличные пляжи, хотя и далековато от центра города.

 

На историческом вокзале Казани (его недавно отреставрировали) слева от входа я увидел на стене... герб Рязани. Был там среди гербов и московский Георгий на коне.  

 
 

Оказывается, логика у строителей была такая: так как в Казань железную дорогу привели в XIX веке из  Москвы с Рязанского вокзала (только с 1894 года он стал называться Казанским), гербы Рязани и Москвы разместили в городе у Волги. 
Еще на вокзале я начал познавать, как много для Татарстана значит белый барс ("ак барс" по-татарски). Это и персонаж сказок, и герой поговорок ("в год Барса все растет"), и элемент герба республики, и название чего угодно - хоккейной команды, коммерческого банка, марки пива, авиакомпании... 
Архитектура старой Казани (какой она была во времена Российской империи) мало отличается от архитектуры любого крупного провинциального центра. Даже в Рязани, имевшей гораздо меньший размер и меньшее значение, есть нечто похожее.

 

Новый город выглядит совсем по-другому. 
 
 

В Казани в последние лет 10 развернуто масштабное строительство. Правда, как я понял, в основном это общественные здания, торговые центры и элитное жилье. Что-то более близкое простому человеку встречается редко. Очень много выселенных под снос домов. (А есть и старая застройка, которую не сносят). 

 

Говорят, новые стройки должны развернуться на всех пустырях и закончиться к всемирной Универсиаде, которая пройдет в Казани в 2013 году. Но осталось всего два года - интересно, успеют ли казанцы?
Казань способна наводить на раздумья и разрушать стереотипы.
Например, есть люди, которые боятся того времени (а оно наступит уже во второй половине XXI века), когда русские уже не будут составлять большинства россиян. И что же? В Казани русских и сейчас около 48%. В принципе, можно рассматривать этот город как модель общего будущего россиян. 
А еще некоторые не верят в то, что тюрки-мусульмане могут быть европейским народом. Вероятно, такие мысли появляются и крепнут при созерцании гастарбайтеров из туркестанских гор и степей. Хорошо, но тогда в качестве альтернативы можно посмотреть на татар в Казани, на их университеты, НИИ, культуру, театры, симфонические оркестры...

 

А процент женщин в традиционных мусульманских одеждах здесь пока примерно такой же, как процент тетушек в платочках, направляющихся в рязанские церкви.

 

Традиционные типажи чаще всего попадались в Старо-татарской слободе. Но видели мы их и на "казанском Арбате" - пешеходной улице Баумана.
Пара слов про географическое деление города. Еще 100 лет назад центр, районы возле Казанского кремля, считались исключительно русскими. Татарам здесь не разрешали строить дома и селиться. После 1917 года эти запреты пали, но некие отголоски традиции (где кому жить) существуют еще и в наше время. Больше всего мечетей, медресе и исламский колледж мы видели в бывшей татарской части города, начинающейся от озера Нижний Кабан.
Из этого самого Нижнего Кабана вытекает речка Булак, сегодня превращенная в канал с фонтанами. Она течет практически до самого кремля. Через нее перекинуто 6 мостов.

 

Перед кремлем разровняли огромную площадь Тысячелетия (1000 лет Казань праздновала в 2005 году). По сторонам от площади стоят огромный стадион, цирк в форме летающей тарелки, развлекательный центр "Пирамида" в форме пирамиды...
Мимо Казанского кремля мы с нашей любовью к истории, естественно, пройти не могли.
У входа на станцию метро "Кремлевская" (метро в Казани работает несколько лет, его пока всего одна линия - кажется, 6 станций) стоит трехмерное воплощение герба Казани - черный дракон с золотыми лапами и короной - и высовывает язык. С ним любят фотографироваться.

 

Кремль как оборонительное сооружение мало поменялся с конца XVIII века, когда в последний раз тут гремели пушки: народный герой Емелька Пугачев (лже-Петр III) пытался взять Казань. Город-то он захватил, а вот гарнизон в кремле продержался до подхода войск Екатерины II.
...
В следующем посте ( вот тут) расскажу про кремль и длинную пешеходную зону в центре Казани - улицы Баумана и Петербургскую.

кремль, Казань, транспорт, религия, путешествие, история

Previous post Next post
Up