Практическое использование правила двух ладоней

Nov 11, 2007 00:12

После чтения комментариев к моему посту про Правило Двух Ладоней я обнаружил, что некоторые вещи далеко не так очевидны, как мне вчера представлялось.

Например, как выяснилось, мне следовало чётче обозначить разницу между виной и ответственностью. Попробую сделать это сейчас.

Испытывать чувство вины, на мой взгляд, здоровый человек не должен вообще: чувство это бессмысленное и саможуйское. Примерно по тем же причинам здоровый человек не должен ковырять свои болячки, даже если они и чешутся. Подробно про чувство вины и его вред я писал в своём посте про совесть.

С другой стороны, нужно понимать, что человек сам ответственен за большинство событий, происходящих с ним. Прятать голову в песок и винить в чём бы то ни было «обстоятельства» - тупиковый путь.

Попытаюсь проиллюстрировать. Допустим, мы сбили пешехода на переходе. Жевать себя в ключе «какой же я гад, отправил в больницу невинного человека» - не только глупо, но и вредно для нашего здоровья. С другой стороны, не менее глупо и убеждать себя, будто «пешеход сам виноват, не смотрел по сторонам». В соответствии с Правилом Двух Ладоней мы должны будем сказать себе примерно так: «мне не следует проскакивать пешеходные переходы на красный свет, даже если мне кажется, что на них никого нет».

Ещё один важный момент - доли ответственности. Не вполне очевидно, почему я пишу, что нам следует брать за себя полную ответственность - ведь у любого события в нашей жизни кроме нас есть и ещё несколько виновников.

Например, если мы подскользнулись в тёмной подворотне, то кроме нас самих в этом виновата и темнота, и мелкий пакостник, разбивший лампочку, и не сумевшие поймать этого пакостника сотрудники милиции, и даже лично Владимир Владимирович Путин, допускающий в органах «такой бардак». Почему же я говорю, что полную ответственность за это событие мы должны принять на себя?

Начну издалека. Представим себе, что мы управляем автомобилем, который начинает торможение. Кто виновен в этом торможении?

Асфальт, шины, диски, колодки, корпус автомобиля, двигатель, педаль тормоза, законы физики и ещё некоторые другие факторы, действуя вместе, заставляют автомобиль остановиться. Но чем из вышеперечисленного можем управлять мы?

Мы можем управлять только своей правой ногой. Следовательно, если мы хотим затормозить, нам не нужно пытаться силой мысли или грязными ругательствами заставить колёса замедлить вращение. Нам нужно надавить своей правой ногой на педаль тормоза.

Вернёмся к примеру с нашим падением в тёмной подворотне. Можем мы повлиять на ситуацию в МВД? На Владимира Путина? На разбившего лампочку хулигана? Теоретически, да. Но гораздо эффективнее будет повлиять на самих себя. Купить фонарик или, допустим, ходить по неосвещённым местам медленнее.

Короче, разумеется, за каждое событие в нашей жизни несут отвественность полчища разных людей. Но реально повлиять мы можем только на одного человека - на самого себя.

Ещё пример. Допустим, мы планируем открыть мастерскую по производству игрушек. От чего будет зависеть наш успех?

От ситуации на рынке, от наших будущих сотрудников, от изменений в законодательстве и от слепой удачи. А на что мы реально можем повлиять? Только на нас самих и на наши решения. Следовательно, на этой малости и нужно сосредоточиться.

Например, мы таки открыли мастерскую и наняли на работу мастера. Мастер, получив первую зарплату, ушёл в запой, сорвав нам важный заказ. Если мы действуем по Правилу Двух Ладоней, нам не следует рвать на себе волосы и винить водку в нашей проблеме. Нам следует спокойно сказать себе: «При найме следующего мастера мне нужно убедиться, что у него нет серьёзных проблем с алкоголем. Для этого я могу, например, поставить ограничение по возрасту - чем моложе будет сотрудник, тем меньше шансов, что он будет склонен к запоям».
Previous post Next post
Up