И какие такие 200 рублей? Давно все телефоном платят. Подобная ситуация может случиться разве что на рынке, но там и так накручивают адовые деньги, поэтому не стоит возвращать.
Какая-то совсем детская задачка. Если моральные принципы человека пасуют перед "непреодолимыми" препятствиями вроде проливного дождя и плохого настроения, у него нет моральных принципов.
Может быть я совсем не высоконравный и вообще ужасный человек, но мне непонятна сложность ситуации в принципе: в первом случае (обнаружил избыток сдачи и мне не сложно вернуться) - я без промедления возвращаюсь и отдаю лишние деньги. Во втором и последующих - включается совершенно иной принцип: моё время , как и время любого человека стоит денег и если время, потраченное мной на возврат средств примерно больше, чем сумма, которую необходимо вернуть - то продавцу не повезло. И из-за этого я не стану считать себя плохим, я не должен действовать себе во вред, чтобы исправить чужую ошибку, которой бы не было, если бы мы оба выполняли свои обязанности одинаково качественно. Вернуть деньги (в данном примере) - это любезность, которую желательно выполнить, так как мы цивилизованные люди, но которую никто не обязан выполнять себе во вред. Даже если этот вред заключается лишь в потери времени.
Я б вернул, только если обнаружил на месте. Аналогично, бывали ситуации, когда кассир наоборот забывал пробить одну покупку, и тогда я на это обращаю внимание и доплачиваю. Если бы эти проблемы обнаружились за дверьми магазина, мне было бы просто лень возвращаться. Момент упущен.
То же самое, если, наоборот, мне недодали или пробили больше, чем нужно (бывало и такое - лишние 100 грамм буженины как-то раз насчитали - на упаковке был не тот штрих-код). Находясь в магазине, я обращу на это внимание кассира. Обнаружил косяк дома или в машине - лень идти из-за такой суммы.
Я считаю, что незачем заморачиваться из-за таких мелочей. Там прибудет, здесь убудет - в итоге баланс и нервы целее. Случайный обман на пару сотен рублей - не самая страшная проблема в мире.
Предложенную ситуацию стоит рассматривать в пару с зеркальной: кассир недодал 200р. Если и в том, и в другом случае вы говорите "фиг с этими 200р", то я не вижу тут никакой моральной проблемы (и сам бы вряд ли пошёл из-за 200р).
Хотя, возможно, Фриц прав, и для бизнесмена хорошим качеством было бы восстановить справедливость в обоих случаях, не знаю; на себя этот вариант я не примерял, никогда не хотел быть бизнесменом.
Надо ещё учесть другую часть уравнения. Своей ошибкой кассир украл у меня некоторое количество моего времени, которое мне придётся затратить на возвращение денег. Соответственно, если сумма пренебрежимо мала по сравнению с этим временем, то пострадавший тут как раз покупатель и о его морали говорить вообще не приходится. А любые попытки уменьшить нанесённый временной ущерб в такой ситуации вполне рациональны и непонятно, почему вы расцениваете их как уклонение.
Для грубого сравнения ценности времени и денег можно использовать заработок в час.
Тут вообще непонятно о каком воровстве идет речь. Воровство это когда я залезаю в кассу рукой и беру 200 рублей. А это ошибка кассира и его проблемы, а не мои. Можно сказать что он эти деньги потерял, а я нашел. Если мне удобно и будет время, то вернусь и верну лишние деньги. Если нет, то он сам дурак. Однако слабо сейчас представляю такую ситуацию, потому что вообще не помню когда в последний раз платил не через гугл пей.
Comments 315
Reply
Подобная ситуация может случиться разве что на рынке, но там и так накручивают адовые деньги, поэтому не стоит возвращать.
Reply
Reply
Может быть я совсем не высоконравный и вообще ужасный человек, но мне непонятна сложность ситуации в принципе: в первом случае (обнаружил избыток сдачи и мне не сложно вернуться) - я без промедления возвращаюсь и отдаю лишние деньги. Во втором и последующих - включается совершенно иной принцип: моё время , как и время любого человека стоит денег и если время, потраченное мной на возврат средств примерно больше, чем сумма, которую необходимо вернуть - то продавцу не повезло. И из-за этого я не стану считать себя плохим, я не должен действовать себе во вред, чтобы исправить чужую ошибку, которой бы не было, если бы мы оба выполняли свои обязанности одинаково качественно.
Вернуть деньги (в данном примере) - это любезность, которую желательно выполнить, так как мы цивилизованные люди, но которую никто не обязан выполнять себе во вред. Даже если этот вред заключается лишь в потери времени.
Reply
Reply
Reply
Reply
То же самое, если, наоборот, мне недодали или пробили больше, чем нужно (бывало и такое - лишние 100 грамм буженины как-то раз насчитали - на упаковке был не тот штрих-код). Находясь в магазине, я обращу на это внимание кассира. Обнаружил косяк дома или в машине - лень идти из-за такой суммы.
Я считаю, что незачем заморачиваться из-за таких мелочей. Там прибудет, здесь убудет - в итоге баланс и нервы целее. Случайный обман на пару сотен рублей - не самая страшная проблема в мире.
Reply
ИМХО это ключевой момент.
Предложенную ситуацию стоит рассматривать в пару с зеркальной: кассир недодал 200р.
Если и в том, и в другом случае вы говорите "фиг с этими 200р", то я не вижу тут никакой моральной проблемы (и сам бы вряд ли пошёл из-за 200р).
Хотя, возможно, Фриц прав, и для бизнесмена хорошим качеством было бы восстановить справедливость в обоих случаях, не знаю; на себя этот вариант я не примерял, никогда не хотел быть бизнесменом.
Reply
Для грубого сравнения ценности времени и денег можно использовать заработок в час.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment