Куклы и фольклористы

Dec 03, 2014 10:10


И еще раз скажу, что фольклористика как специальность прекрасна. Особенно в начале зимы в серых московских буднях.
Была я тут на нонфикшн и прикупила книгу широко известного в узких профессиональных кругах К.К. Логинова "Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья". Читаю, радуюсь. А до этого я купила 4 том Дайн про кукол и мячики с вот этой ( Read more... )

фольклор, традиционная кукла

Leave a comment

Comments 19

spacediver December 4 2014, 12:41:28 UTC
Да, семантичность зашкаливает. Многие знания, многие печали)))

Reply

frische_fische December 4 2014, 12:46:13 UTC
Ну, у меня-то печали нет. Мне в кайф сравнивать одно с другим. А вот скажи-ка мне, какие у тебя ощущения от картинки, вот просто на уровне нравится-не нравится?

Reply

spacediver December 4 2014, 13:31:52 UTC
Нормально, симпотно :)

Reply


amazonida December 4 2014, 13:30:05 UTC
Да уж. Сначала мне вроде понравилось - люблю таких кукол, а теперь смотрю с ужасом)

Reply

frische_fische December 4 2014, 17:56:58 UTC
Если задуматься, то вообще многое покажется ужасным. Я тут давеча совсем иначе осмыслила традиционную сказочную концовку "жили они счастливо и умерли в один день"

Reply

amazonida December 4 2014, 19:07:19 UTC
Об этом я давно задумывалась) Но предполагала, что тот, кто остался, просто тут же умирал от горя. Типа, и сердце не выдержало.

Reply

frische_fische December 4 2014, 19:25:56 UTC
Надо было пост об этом тоже написать, но суть в том, что славяне практиковали умерщвление жен после смерти мужа. Так что вариантов не было и все умирали в один день) С мужем.

Reply


k_alessandra December 13 2014, 18:17:25 UTC
Что-то вспомнилось, как люди фотографировали покойников вместе с живыми. Как в фильме "Другие". Такое же чувство. А вообще да, оберег скорее всего, специфический такой.

Reply


kultela August 26 2015, 07:01:00 UTC
Про берестяные лапти и куклы в них, хочу добавить, что также и детские люльки плелись из бересты, как и из нее же, родимой, делались берестяные короба для захоронения. Если свести куклу - изображение ребенка в лапте лишь к символическому захоронению, то тогда можно вспомнить и пеленание трупов при захоронениях, что может напомнить кому-то пеленание ребенка. Посему у меня на счет куклы, либо младенца в лапте - очень позитивное видение. И я в лапоть положила бы куклу-пеленашку, младенца, а не какую-то другую куклу. Зачем изображение человека, так сказать, более "взрослого" держать в колыбели? Тут у меня напрашивается другая символика, кхе-кхе... Лапоть - наиболее простое приспособление для того, чтобы ребенку изобразить в своей игре колыбель.

Reply

frische_fische August 26 2015, 07:23:27 UTC
Про то, что лапоть в детской игре очень часто фигурирует и в роли повозки, и в роли колыбельки (и в роли кадила:)) - это я не раз встречала и в поле, и в источниках. Это вполне понятно, если учесть, что дети играют наиболее доступными предметами. Но вопрос был в другом, скорее в трактовке образа. В современной культуре очень много внимания уделяется внешнему облику и ассоциациям, которые возникают у видящего, хотелось добавить к этому немного прагматики.

Reply

kultela August 26 2015, 14:38:48 UTC
Вот с Вашими замечаниями к современной трактовке я абсолютно согласна. Также поддерживаю и Ваше толкование с попыткой опустить с небес на землю - мне это очень близко, - показать два конца у палки. Придерживаюсь мнения, что всякие новые вИдения образов хорошо бы обозначать как собственные, не приписывать их нашим древним предкам.
Меня лично смущают волшебные характеристики, к примеру, некоей довольно известной валдайской куклы-колокольчик (возьмите помощь Google). На самом деле куклу придумала моя хорошая знакомая из г. Валдай, но у нее не было никаких умыслов и домыслов по поводу свойств "новорожденной" куклы. Она просто ратует за развитие традиций, то есть приветствует куклы по мотивам народных. Что случилось далее - гугл расскажет. Даже психологи взяли этот бедный колокольчик на вооружение и инет переполнен звоном "куклы добрых вестей"

Reply

frische_fische August 27 2015, 06:38:24 UTC
Мне довелось общаться с Татьяной Викторовной Басовой - и она рассказала много подобных историй (я про колокольчик и иже с ними).
Кстати, мне нравятся элементы арт-терапии с куклами, скажем "Красный клубок" тот же - и вроде бы традиции, и тем не менее видна цель и есть методы. Но психология и магизм - вещи разные. Да и ладно бы магизм - я против каши в головах;))) Но лениво против, не воинственно:)

Reply


kozinchenko_ira September 7 2015, 19:08:24 UTC
Да, вы правы, младенчик в лапте действительно Калужский, игровая кукла. Жанна Столярская (ученица Тарасовой Риммы Яковлевны) про него рассказывала. Обрережный для колыбели в Калуге был немного другой. Но вот о похоронной тематике она не упоминала. Думаю действительно лапоть - это наиболее удобный "заменитель" колыбели.
А про колокольчик, расскажите поподробнее, пожалуйста. В какой-то момент искала информацию о ней, но, к сожалению, не нашла тогда ничего адекватного.

Reply

frische_fische September 7 2015, 20:40:54 UTC
Про колокольчик - спросите моего комментатора выше. Основная мысль - кукла современная, придумана коллегами-кукольницами.
Похоронная тема - это этнографические сведения, они не относятся к кукле.

Reply


Leave a comment

Up