Третий фактор в феномене психика-тело

Oct 27, 2014 10:18






- лекторий "Прямая речь"

- Мозговые заболевания выходят в мире на первое место, уже переигрывают сердечно-сосудистые и онкологию.
Я раньше позволяла себе дурацкую шутку: что будем делать, когда большинство населяющих Землю людей сойдут с ума? Дошутилась! Это уже очень серьезная вещь!
Американская статистика говорит о том, что половина населения в депрессии. Инсульты молодеют. Альцгеймер, Паркинсон… Аутистов сколько!
Это все связано с мозгом...

(Новая газета, Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ: «Самая модная идея - бессмертие»)

3 декабря / среда / 20.00
Лекция Татьяны Черниговской
«МОЗГ и свобода воли»

«Уже доказано, что большинство наших действий и вариантов поведения обусловлены мозгом как таковым. Мозг в 800 трлн раз сложнее, чем "я", в которой он размещен. И он сам решает, как ему вести себя в той или иной ситуации, и это он определяет мое поведение.

Но если решения принимает мозг, тогда что во мне моего, то есть где я «заканчиваюсь»?
И депрессия на первое, и нарциссический спектр - эпидемия с ростом закрытых нарциссически-аутических форм. Который и связан с соматической дезорганизацией на всех уровнях. Которых - отщепленно - чем больше лечат, тем больше проблем. Вечная борьба с ветряными мельницами дефектных проекций с очевидным результатом.

Верно сказано "мозг живет своей жизнью". Очень интересно, однако, снова буквальный взгляд, не стоит идеализировать. «Тонкое тело», «пневматическое тело» (Юнг), сновидящее или онейрическое тело, символическое тело (Рамос), Самость, Дух, Третий фактор живет своей жизнью и дышит свободным движением, манифестируясь в теле, мозге, поведении. И отвечает так, как пожелает - психическим или соматическим конфликтом: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин.)

Жажду Жизни (комфорта, насыщения внешним, успеха, коллективно-фрейдовское "любить и работать")  - упрямо требует Эго-рацио, и делает уверенный вид, коли всё изучило, исследовало и контролирует. Спряталось от Самости, я в домике.
Жажда Смысла - отвечает Самость-Дух, и вопреки всего и часто неожиданно запускает страдание, отвечая на попытки Эго в контроле и разбивая все теории, заставляя разводить руками. Самость требует воплощения, иначе человек "сходит с ума" (чем не метафора безумного деления клеток или психического дисбаланса).

Так что вполне обоснована компенсация из-за взгляда на человека как на мозг-психика-тело, то есть извне, с последующими тоннами материалов и учреждений научной энтропии. Все-таки человек это не столько наука с линейными связями, а главным образом искусство - созерцание и "умножение смыслов" - как сказала Вера Павлова про задачу поэта. Не конкретное явление - симптом, тип, мозг, то есть факт, или еще хуже "случай" - что, конечно, очень интересно и дает опору. Но страдание, процесс - движение бессознательного (в том числе коллективного) в поиске Смысла, самовыражения и индивидуации, которое как ни запихивай внутрь или избавляй от психосомо "болезней" на корню, приводя к устойчивому состоянию и расслабляясь во временной передышке, а нет да вновь отвечает компенсаторно, всё более явно, коллективно и драматически.

Проекция Бога в современном мире на науку, медицину и технологию и соответствующая нарциссическая идеализация их, разочарование в них, страх смерти, пустоты, ничто и фантазия бессмертия и вечного Рая  - оборотная сторона проекции Бога на архиепископа и политического лидера и инфантильное послушание им, предательство ими или борьба с ними или их противниками пограничной личности - то люблю, то убью. Кто на что горазд.

Однако, все проекции подчинены Вавилонской башне - Энантиодромии, краху и переходу в собственную противоположность, и в конце концов коньюнкции - их союзом с обнаружением Главного Фактора и укоренения в нем.

И ведь это процесс индивидуации - укрепление Эго, попадание в рабскую зависимость от Эго, науки, объективации, рациональности, и освобождение от Эго. Лучше Бердяева не скажешь (слово "философия" я взял да заменил словом "Самость"):

"Очень трудно Самости защитить свою свободу и независимость. Свобода и своеобразие Самости всегда подвергались опасности, и притом с разных, противоположных сторон. Если сейчас Самость находится в зависимости от науки, то раньше она находилась в зависимости от религии.
Самости вечно угрожает рабство то со стороны религии, то со стороны науки, и трудно ей удержаться в своем собственном месте, отстоять свой собственный путь (путь индивидуации, гнозиса - моё прим.).
И религия и наука могут внутренне оплодотворять познание Самости, но они не должны делаться внешним авторитетом для него. От Самости требовали то, чтобы она была сообразной с теологической обработкой веры, то, чтобы она была сообразной с наукой и даже с математической физикой. Лишь краткие мгновения Самость дышала воздухом свободы. Освободившись от гнетущей власти теологии, она попадает в еще более тяжкое рабство от самодержавной и деспотической науки.

Трагедия познания Самости в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от научного опыта. Самость теряет свое первородство и не имеет уже оправдательных документов о своем древнем происхождении. Миг автономии Самости оказался очень кратким. Сама наука была некогда порождена Самостью и выделилась из нее. Но дитя восстало против своей родительницы. Никто не отрицает, что Самость должна считаться с развитием наук, должна учитывать результаты наук.

Но из этого не следует, что она должна подчиняться наукам в своих высших созерцаниях и уподобляться им, соблазняться их шумными внешними успехами: Самость есть знание, но невозможно допустить, что она есть знание, во всем подобное науке. Ведь проблема в том и заключается, есть ли Самость - Самость,  или она есть наука или религия. Самость есть особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с наукой и религией. Мир Самости раскрывается иначе, чем науке, и путь ее познания иной. Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир как целое, ими не постигается смысл мира.

Претензии математической физики быть онтологией, открывающей не явления чувственного, эмпирического мира, а как бы вещи в себе, смешны. Именно математическая физика, самая совершенная из наук, дальше всего отстоит от тайн бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через человека,
в духовном опыте и духовной жизни. Самость всегда была и всегда будет мудростью. Конец мудрости есть конец Самости. Самость есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческий прорыв к смыслу бытия. Самость не есть религиозная вера, не есть теология, но не есть и наука, она есть она сама. И она принуждена вести мучительную борьбу за свои права, всегда подвергающаяся сомнению. Она родилась в борьбе пробудившейся мысли против традиционных народных верований. Она живет и дышит свободным движением."

Николай Бердяев
"О назначении человека. Опыт парадоксальной этики"
Previous post Next post
Up