Целостный подход к человеку
1. Рассогласованность и дисбаланс
Большинство психологических и психосоматических страданий происходит от внутренней рассогласованности. Часто дискомфорт или кризисный этап как будто заявляет: пока ты не ответишь мне, не разберешься во мне, я не дам идти дальше, жить, любить, развиваться.
Что имеется ввиду под рассогласованностью? На поверхности она может проявиться в виде депрессии, тревоги, бессилия, повторяющихся неудач и так далее. У нее много форм выражения. На глубинном уровне корень такого состояния - дисбаланс между истинным, настоящим Я (подлинные стремления, желания, а так же часто нехватка чего-то) и тем, что в него "вложило" и что продолжает требовать окружение (родители, социум, коллективный имидж и т.д.). Бывает, что внешне вроде все нормально. Однако, внутри есть некая потребность, трудно выразимая, которая пробивается на поверхность снова и снова.
Часто даже психотип человека, то есть его подлинная сущность, находится в конфликте от внешних требований, которые со временем стали внутренними. Попросту они вжились - и стали "Внутренним критиком" - требовательным, часто жестоким образом, который не позволяет продвинуться. Может быть, это последствия давних детско-родительских отношений? Да, возможно. Однако, их влияние и контроль только усиливаются, вытесняя глубинные позывы, которые отражаются в виде симптома на психическом и соматическом уровне.
Выходит, что при внешней успешности или неуспехе человек может проживать не свою жизнь, а чужие мечты и требования. В свою очередь, такой дисбаланс порождает повторяющиеся дискомфортные эмоции, чувства, отношения, требования к внешнему и внутреннему, личностные кризисы. Такой порочный круг. Он и закрепляет нарушенное равновесие в человеке, не позволяет ему строить гармоничные отношения, аутентично развиваться, чувствовать себя живым, счастливым, свободным, полным сил.
Достичь равновесия и устранить рассогласованность можно как раз с помощью того, что беспокоит - оно, как ни странно, и указывает на решение, так как содержит в себе смысл, ключ к разгадке.
2. Смысл страдания и целостный подход
Любое страдание есть поиск утраченного индивидуального Смысла. Это не должно восприниматься как нечто далекое, нереальное. Часто бывает, что страдание или конфликт долгое время отрицается (хотя он может быть явным, но есть убежденность что «само пройдет»). Повторение, возвращение страдания выглядит как возврат в изначальное состояние с надеждой целительного "перезапуска" - оно словно говорит: "раз не разобрались, не пережили, или недостаточно времени прошло - буду вновь приходить". Симптом возвращает человека снова и снова в одни и те же конфликтные отношения, действия или переживания, кризисы и тупики. Иногда - на больничную койку в случае психосоматики.
Так что цель: не только избавиться от страдания, а понять, какой посыл оно в себе несет. Тогда оно не будет повторяться. Часто проходит время, и человек вспоминает: как я мог так жить, или попадать в такие ситуации, или чего-то бояться? Былой дискомфорт просто становится неактуальным.
Часто бессознательное в момент обострения конфликта активирует симптом на уровне психики или тела для того, чтобы:
- воссоздать смысл, который был очень рано потерян, сбит (условно это переживалось так: неужели родитель был в депрессии из-за меня, то есть проблема во мне? Или отверг меня, или не замечал мои переживания, или излишне тревожился или контролировал, или использовал? Что я сделал не так, или это его вина? Здесь может быть очень много чувств. Может быть, есть глубинное чувство, что со мной что-то не так. Но все равно я буду жить по принуждению, откажусь от своего Я, от своей мечты или забуду ее. Или буду встревать в конфликтные отношения. Или отгорожусь от близости, или буду болеть, - это "сбой смысла")
- найти тот самый "перезапуск" - это про поиск в другом человеке (в отношениях, дружбе) или деятельности (работе, хобби, например) родительской функции. И тогда в глубине теплится надежда, что кто-то или что-то будет проявлять внимание, терпение, поддержку, обеспечит безопасность и распознает смысл страдания. Или хотя бы будет чем-то меня насыщать, тем, что мне не хватает. Но нехватку внутри иной раз восполнить извне невозможно. Мы видим, что все заняты собой, своими проблемами, в конце концов своими проекциями на нас. Часто это приводит к повторению страдания: драма разыгрывается вновь, или происходит бегство в другую среду как уход от своих трудностей, их отрицание.
Юнгианский психолог подходит целостно, иначе получается порочный круг: облегчая симптомы-сигналы на начальных стадиях (что необходимо), человек остается без понимания, следствие воспринимается за причину, дискомфорт и страдание в итоге возобновляются. Однако, если сам человек подходит ответственно к своему состоянию, он может распознать взаимосвязь тела-души и своих глубинных позывов и попробовать посмотреть на процессы более критически и комплексно.
3. Дорога это часть пути
Юнгианский психоаналитик не отрицает классические психотерапевтические подходы, однако понимает, что это - часть целого. Он рассматривает их как дорогу в начале пути, работая в холистическом, целостном подходе. Принять часть за целое и дорогу за путь - это в итоге и будет приводить к болезням на соматическом или психическом плане.
Однако, не следует на пути в терапию сразу же стремиться к недостижимому идеалу - это порождает откладывание на потом и инфляцию. Любая пройденная дорога - это часть пути, так что весь путь не менее ценен, чем его часть, которая может выражаться:
- в инсайте, новом знакомстве, фильме, тексте, сне и т.д. (вне терапии)
- в краткосрочной (до 10 сессий-встреч) или среднесрочной (до года) терапии
- в долгосрочной терапии
Дорога важна, так что юнгианский аналитик работает и в краткосрочном ключе. Краткосрочный подход позволяет определить контуры запроса, отследить динамику, обычно за этот период спадают поверхностные тревоги и улучшается общее функционирование. Кому-то хватает краткосрочного этапа, а дальше - либо человек воспользуется опытом терапии и продолжает сам, либо появляется желание исследовать глубже и внимательнее из-за стремления поменять свою жизнь более существенно и надежно.
4. Беспокойство, тревоги, депрессии, трудности в отношениях. Психологические защиты
Желание обрести гармоничные отношения, профессиональную, творческую реализацию, разрешить психологические трудности, выйти из тупика - все эти устремления могут быть омрачены рассогласованностью, внутренним расщеплением. На руку дискомфорту играют пресловутые психологические защиты, которыми живет человек. И если в детстве человек их успешно использовал, чтобы сохранить живой потенциал внутри себя, то со времененем они мешают развитию, а то и сильно вредят. Зачастую он не хочет с ними иметь дело и более того - ищет любые способы, чтобы их закрепить. Ими могут быть разные области: книги, практики, курсы и тренинги, бесконечная учеба и работа, повторяющиеся проблемы в отношениях. Учителя, община и т.д. - могут, к сожалению, работать не на самопознание и познание Бога, а на закрепление защит от собственных неразрешенных проблем.
Находясь в центре собственных защит, человеку трудно не только увидеть себя целостно, но и тем более меняться и развиваться. Аналитическая сессия (встреча) позволяет клиенту спонтанно и свободно выражать свои мысли и чувства, делегируя концентрацию аналитику. В неосуждающем, безоценочном и внимательном психотерапевтическом пространстве есть возможность увидеть с разных сторон и исследовать то, что раньше проходило мимо, иногда вовсе не замечалось.
5. Детско-родительское и сбой диалога
Взаимоотношения ребенка с матерью и отцом - это индивидуальный диалог своего Я и нечто большего, ведь ребенок проецирует на родителя абсолютные ожидания. Родитель в раннем детстве представляет собой весь мир, все желания и отношения. В таком диалоге участники наделяют друг друга своими проекциями: ребенок ожидает одно, родитель другое.
Естественно, что человек может быть фрустрирован таким диалогом с родным. Ему что-то хронически недоставало, а эту потребность игнорировали и запрещали, или неверно распознавали, или чем-то "перекормили", иногда просто сломали. Сказать-понять в раннем возрасте возможности нет. Родитель часто сам проигрывает те же схемы, которые у него были в детстве, и воспринимает ребенка как область своих проекций. Иногда не видя его суть и его потребности и переживания. Это может быть очень драматичным.
Таким образом, у человека в будущем может не получится наладить диалог уже со своим истинным Я, оно осталось неуслышанным, израненным. Конечно, когда он повзрослеет, то отправиться на поиски того, что ему недостает. Поиск во внешнем и буквальном - и каждый раз разочаровываться и отправляться снова на поиски, так как во внешнем этого не найти. Кто-то обутроит свою жизнь так, чтобы не сталкиваться со страданием, болью, утратой, раной.
Образно говоря, человеку не удается перейти от буквального расщепления (ребенок-родитель и связанные с этим трудности, которые когда-то имели место) к целостному состоянию. Таким образом, "сбой" диалога это одновременно его поиск.
6. Целительное действие диалога с психическим
Соответственно, чтобы наладить диалог с психическим, душой, или с Самостью - нужно услышать диалог между сознанием и бессознательным, и начать с ним взаимодействовать. Через сны, образы, воображение, чувства и мысли в процессе психотерапии - этот диалог начинает восстанавливаться и работает на снятие кризисных проявлений, разного рода дискомфорта.
Такой диалог обладает большой целительной и интегративной силой. Он работает на глубинных уровнях, отражаясь в изменениях во внешней жизни: внутренние изменения начинают отражаться в реальной жизни. В юнгианской психологии такой диалог называется осью Эго - Самость (глубинное Я). По этой оси клиент с поддержкой аналитика движется в течение терапевтического процесса снова и снова, то отдаляясь, то приближаясь, как бы расширяя свое психическое поле, выращивая его, взрослея внутренне.
Даже если при первом приближении это выглядит как нечто сложное или долгое, это не так. На практике юнгианский анализ это скорее свободное творчество и пространство, не игнорирующее как симптоматические, поверхностные, так и глубинные аспекты человека, серьезные темы, ищущие ответа в форме беспокойств, трудностей, кризисов.
7. Итог
Чуткое, внимательное совместное исследование образов, снов, а так же чувств и мыслей, возникающих в процессе психотерапии, и терпение решают задачу достижения концентрации и уверенности в себе, избавления от страхов, тревог, депрессий, напряжений и так далее. На каждом пути есть сложный, кризисный перевал. Идти дальше - это приблизиться к своему истинному Я, попутно исцеляясь. В конечном итоге человек реализовывает свои подлинные стремления, живет полной жизнью и желанными отношениями.
Михаил Петрушин, юнгианский психолог