Интервью о домашнем обучении. Часть 2

May 06, 2011 13:06


1 часть

-Как Вы организовываете занятия с детьми?

Одной из главных моих целей является привычка к самоорганизации. Лично для меня, после того как я закончила школу, необходимость организовывать свое время , предстала не символом свободы, как сейчас, а огромной проблемой. Сделать что-то просто потому, что я так хочу? Хорошо, а что делать с длинным перечнем дел, которые я не хочу делать? Если я не буду, скажем, мыть посуду за собой? И вдруг оказывается, что никто не против! А если я буду ходить по дому в обуви? Да хоть в грязных сапогах-никто слова не скажет. А дальше? Что я еще могу? Пропустить пару в институте могу? Могу, могу и две и даже две недели подряд. Но за это точно должно быть наказание. Да, могут отчислить. Страшно? Нет! Потому что это последствия твоего выбора.  Вдруг понимаешь, что можно наконец воскликнуть на любые ограничения :» Вы всего навсего колода карт!» И это так приятно. И такое наслаждение с этим играть. Здесь нет целей, здесь наслаждение свободой. Мы все знаем как ведет себя большинство людей, когда им исполняется 18 лет. Они ведут себя как вырвавшиеся на свободу, не понимающие что с ней делать, они теряют голову от бесконечного количества вариантов. Вариантов, выбрать из которых им не давали. Всё было запланировано. Всё было ясно-что сдавать, во сколько приходить. Было ясно что будет, если не выучить урок.

И вдруг-такой соблазн. Безнаказанность. Не хочешь-не делай. И тебе за это ничего не будет. Как это вынести?

Как можно не соблазниться? Если впервые в жизни разрешено не делать. Впервые в жизни можно прислушаться к себе и спросить-а что я хочу? На самом деле это очень тяжелое испытание. Вдруг тебе дают право голоса. И совершенно естественно, что после 18-летнего молчания, нужно как-то потренироваться для начала-проверить связки. И вот на эту проверку, на разминку, может уйти не один год. Может и десять лет уйти и двадцать, у кого-то и больше. Потому что сразу сталкиваешься с установкой-«я сам по себе ничего не могу без пинка».  Человеку свойственно объяснять каким-то образом то, что с ним произошло не по его воле. Потому что очень сложно встретиться со своей беспомощностью. Безумно тяжело признать что с тобой могли так долго обходиться несправедливо. Те, кому ты так верил-родители, учителя. Ведь если допустить мысль что я могу что-то делать и без кнута, то окажется что в меня просто напросто не верили. Насколько нужно не верить в ребенка, чтобы заставлять его делать то, что ему и так интересно? По-моему это равносильно понятию, что ребенок-недочеловек. Глупый, вредный, если ему дать волю-это ни к чему хорошему не приведет. Я сейчас не хочу сказать что родители должны забыть о своем праве воспитывать детей так, как считают нужным. Но всему есть свой разумный предел. И по-моему , то что принято в нашем обществе, такое обращение с детьми-это завуалированное под заботу насилие над личностью. Иначе я не могу объяснить страх доверить своему ребенку учить то что ему хочется и в таком темпе, в каком он способен. Страх узнать что твой ребенок-сова. И сделать что-то с этим в конце концов! Какая мука для совы вставать в семь утра! Это все равно, если бы вас разбудили через пару часов после засыпания. Это настоящий ад. Но это никого не волнует. «В этом обществе и с такими условиями ему жить». Неправда! Я лично знаю не один десяток людей, живущих в таком ритме, в каком им удобно. Работающих по ночам и сладко спящих до 12-ти дня. Это взрослые люди, которые смогли высказаться. Но ребенка никто не спросит-приятно ему вставать рано и идти в холод и дождь на улицу?

Всё это очень сбивает с толку. И много лет у меня ушло на то чтобы отделить свои желания от чужих, свои нужды, от навязанных. Я до сих пор с головой в этой работе. Для меня очень важно делать именно то что я хочу. Иначе я не вижу смысла в своей жизни. Делать что-то, чтобы другим было хорошо? У меня идея! Пусть каждый сделает для себя то что он хочет! И тогда мне не нужно будет беспокоиться о других. И никому не нужно будет. Всем будет хорошо. А когда всем хорошо, можно подумать как помочь неимущим, тем кто неспособен удовлетворить свои потребности сам. Но не заставляйте меня думать, что учительнице будет плохо, что её наругает директор, если мой ребенок не сдаст вовремя правило о парных согласных. Эти манипуляции очень дешевые, и ими напичкано было мое воспитание. Мама расстроится из-за двойки, учительница наругает, папе будет стыдно. Они все взрослые люди! Зачем они хотят чтобы ребенок брал ответственность за их реакции? Лучше научить его брать ответственность за себя. За себя одного. А не за всех вокруг и за мир во всем мире.

Я всё никак не подойду к прямому ответу на вопрос. Наверное , было бы удобно, если бы я выдала примерное расписание по часам и дням) Но мой ответ таков, какой вопрос. Для меня организация уроков ребенка, учащегося дома-это вопрос, затрагивающий все стороны жизни. Ответственность, умение думать своей головой, умение ставить цели и достигать их, умение различать дела, которые интересуют и дела, которые просто нужно сделать. Умение расставлять приоритеты. Умение договариваться с собой и окружающими, координировать свои действия с другими. Умение передоговариваться, менять планы, в зависимости от настроения , самочувствия и вдохновения. Умение сдерживать обещания. И всегда, всегда верить в себя. Организация учебы-это не простой вопрос и я вижу ответ не на горизонтали, в ширину- статичные правила, в которые нужно вписаться( и если эти правила исчезнут или пошатнутся, то вся ваша система рухнет). Нет, для меня самоорганизация-это скорее вертикаль, лестница, по которой нужно подняться. И пока ты не поднимешься наверх-то бессмысленно говорить о том как всё организовано. Потому что невозможно жизнь вогнать в рамки системы. И я подозреваю, честно говоря, что конца у этой лестницы нет) Это постоянный поиск компромисса между тем что я хочу и тем что необходимо.

-Вы занимаетесь с ними сами или привлекаете репетиторов?

Мы занимаемся сами. Пока старший сын в начальной школе. Программа начальных классов настолько проста, что мне совершенно непонятно, почему вокруг этого напряжение и откуда в родителях страх не дать то, что может дать учительница. Мой младший сын научился читать сам. Он просто ходил и спрашивал постоянно-какая это буква? А это? И так он выучил буквы, потом попросил меня помочь соединять буквы в слоги. И вдруг, в одно прекрасное утро я увидела что сын читает. Он сам просится в магазин и опять же схватывает с жадностью все знания, которые помогают ему освоить счет. Ему это нужно для жизни! Посчитать сдачу, знать сколько денег достать из кошелька. Сравнить цены-какая выше, какая ниже. И это дети должны учить, сидя за партой. Да неужели? Неужто жизнь не ставит сама таких задач, которые нужно уметь решать? А если не ставит, то для чего тогда программа школьная? По моим наблюдениям, в жизни всё происходит примерно следующим образом: возникает задача некая, которая дает стимул сама по себе для её решения. Эта задача никогда не бывает односторонняя-только математическая или только знания по географии требуются. Чаще всего требуются умения различных аспектов. Для примера-появляется мечта попасть в Париж на своей машине. Вот вы видите перед глазами эту картинку, как вы заезжаете на собственной машине в город своей мечты и все французы восхищаются) Да, это может звучать глупо, но как правило, такие вещи и дают сильную мотивацию. Что вы делаете? Вы получаете права, для этого вам нужно выучиться на водителя. Никто вас не заставляет. Вы копите на машину, откладываете деньги. Вы изучаете рынок, вы должны научиться чинить машину на случай если она сломается в дороге. Вам нужно изучить географию местностей, которые вы должны проехать по пути в Париж. Фактически, когда вы приедете в Париж, вы будете отлично знать какие города и села находятся по дороге от вашего дома до Франции. И самое интересное-вы учите язык, вы учите его с горящими глазами, вы учите его сами или идете на курсы. Но опять же-вас никто не заставляет и вы делаете это добровольно, и главное-с удовольствием. Чувствуя, как шаг за шагом вы приближаетесь к своей мечте. Возможно, вам нужно будет изучить хоть немного культуру и историю страны. Чтобы понять людей, с которыми предстоит общаться. Здесь еще много мелочей, которые изучаются и узнаются сами собой. Естественным путем. Примерно так всё происходит и в других областях.

В школе все иначе. Перед вами ставится искусственная задача. Вы не знаете для чего вам её решать. Всё что вы знаете-что это требует от вас учитель. Это неестественный стимул. Если за ним не стоит жизненная задача. Немногие учителя могут провести параллели с жизнью. Я спрашивала своего учителя по алгебре в свое время-для чего мне решать эти уравнения? Он не нашел что ответить. Большинство учителей не знают зачем нужна та информация, которую они дают. Это такое переливание воды в решето. Решать задачи просто для того чтобы их решать-какая нужна сила воли! У меня нет такой) Я более восхищена людьми, которые учат испаский, чтобы читать Г.Лорку на его родном языке или английский, чтобы петь песни Битлз. Это может казаться слишком простым, но это осмысленно и очень похоже на жизнь. Не нужно ничего придумывать. Жизнь мудра. Стоит ей довериться.

И, как я уже говорила, одной из важных задач, которые я хочу решить-это передача детям знания о том как здорово уметь самоорганизовывать себя. То есть мне важно, чтобы они сами ставили себе цели и сами достигали их. Сейчас я помогаю им в этом. Но целью является-научить добывать любые знания и доставать их из под земли, если потребуется. Если человек умеет добывать знания, интересующую его информацию-то учитель не нужен. Это как супермаркет-магазин самообслуживания. Если дети захотят пойти на какие-то курсы-я не буду против. Но пока у нас не возникает проблем с тем чтобы углубиться в интерес ребенка. В магазинах хороший выбор книг, интернет пестрит сайтами обучающими, есть детские радиостанции, в которых много познавательного рассказывается. Также существуют специальные диски, которые помогают освоить школьную программу. Эти диски созданы с мыслями о детях, учитывая психологию возрастную. Программа школьная проходится в виде игры, ненавязчиво и с интересом. Я очень благодарна создателям подобных дисков.

участники о себе, мысли

Previous post Next post
Up