Приведу схему, которую я использовал для обучения детей сложению в пределах 100 (когда сумма < 100). Это один из ключевых навыков, который нуждаются в обстоятельной отработке, т.е. решении большого числа примеров.
Как обычно, по методике можно пройти электронный курс
Сложение в пределах 100 (бесплатный), включающий объяснения и решение примеров, в последовательности, описанной в методике.
Предыдущие методики:
•
как выучить Таблицу умножения•
как изучить продвинутое Умножение на числа до 20 Общая схема
Посмотрим сначала на крупные блоки, а потом уже на конкретные шаги в каждом блоке.
В целом в обучении сложению в пределах 100 нет особых принципиальных сложностей. Обучение можно построить так, что сложность растет очень постепенно, и каждый новый навык строится из уже известных кирпичиков.
Единственный принципиально новый навык - нахождение состава числа и переход через десяток. Далее остановимся на нем поподробнее.
Детально по каждому блоку
Детальная схема, кликните на нее, чтобы посмотреть в большем масштабе.
Главное, что нужно подчеркнуть, каждый из приведенных шагов (навыков) нужно отрабатывать с ребенком на примерах. Чтобы ребенок мог комбинировать и применять их для решения задач на автомате.
ШАГ 0. Для начала нужно повторить
• Счет до 10 - 20 - 100
• Понятие сложения
• Простое сложение в пределах 10
Все дальнейшие шаги будут основаны на этих навыках, поэтому их нужно применять очень уверенно. Тут же можно познакомить ребенка с основными типами заданий и задаваемых вопросов.
ШАГ 1. Начнем с самого простого - сложения единиц с десятками
a. Научимся прибавлять единицы к 10
Здесь можно повторить , что такое десятки и единицы, и как раскладывать на десятки и единицы двузначное число.
b. Дальше прибавляем единицы к числам кратным 10
Логика та же, что и в п.а)
ШАГ 2. Затем будем складывать десятки как единицы
a. Повторим счет десятками до 100
…
здесь важно, чтобы ребенок почувствовал последовательность десятков и то, что десятки полностью аналогичны единицам
b. Научимся складывать числа кратные 10 по аналогии с единицами
ШАГ 3. Самая сложная тема - состав числа и простой переход через 10
a. Сначала состав числа 10
b. Потом состав чисел до 10
Аналогично п. а)
c. Сложение 3ех и более чисел
Прибавляем по очереди
d. Сложение с переходом через 10, оба числа меньше 10
• разбиваем второе число
• доводим первое до 10ти
• прибавляем к десяти то, что осталось
ШАГ 4. Разберем общий случай сложения без перехода
a. Добавление единиц к любому числу без перехода
Десятки не меняются, просто складываем единицы
b. Добавление десятков к любому числу
Единицы не меняются, просто складываем десятки
c. Потом общий случай
Разлагаем второе число на десятки и единицы. Прибавляем сначала десятки, потом единицы.
ШАГ 5. Дальше разберем общий случай сложения с переходом
a. Сначала проверяем, есть ли переход
Для этого смотрим на единицы. Если их сумма больше 10, значит есть переход.
b. Добавление единиц к любому числу с переходом
Внимание, более правильно делать это следующим образом:
прибавить к большему числу единицы до следующего десятка, а остаток поместить в единицы (получившегося числа).
c. Потом общий случай
Разлагаем второе число на десятки и единицы. Прибавляем сначала десятки, потом единицы.
ШАГ 6. Финально потренируемся складывать два числа до 100 в общем случае
Здесь нужно повторить, как определять, есть ли переход. Все остальные кирпичики ребенок к этому моменту уже должен освоить.
Что нужно, чтобы начать
• нужно знать счет до 100 и сложение в пределах 10
Как можно применить методику
• можно заниматься по учебнику, с учетом приведенных шагов
• можно тренировать ребенка самому, задавать ему примеры
• можно начать проходить
курс онлайн (все некоммерческое)
В завершение
Большая просьба к тем, кто уже проходил или начинает проходить электронный курс, по возможности написать комментарии по формату курса, стилю изложения, типам заданий - что удобно, а что нет.
Мои дети уже к такому формату привыкли, но чтобы делать инструмент для широкого круга учеников этого недостаточно. Хотелось бы учесть ваше мнение, сделать обучение максимально удобным и эффективным.
Без этого очень сложно развивать курсы, получается работа вслепую. Без совместной работы никак )) Комментарии можно писать в личку или под постом, заранее большое спасибо!