Давно собиралась рассказать о том, как мы с сыном пишем сочинения.
В прошлом учебном году оказалось не до того, а в нынешнем - как раз можно успеть.
Год только начался, у нас уже готово два сочинения, вот о них и пойдет речь.
P.S. Сын - в седьмом классе, на СО - второй год, сочинений задают много.
Сочинения в большом объеме сыну стали задавать только в шестом классе. Полагаю, что это должно было произойти еще в пятом, но тогда у нас была другая учительница, которая сочинения игнорировала. А вот в шестом учительница поменялась, и количество творческих работ резко увеличилось. С одной стороны, это плохо, потому что каждое сочинение отнимало массу времени. С другой стороны, это хорошо, потому что уже через полгода сын мог писать достаточно быстро и внятно. Сейчас сочинения не пугают ни его, ни меня.
Работу над сочинениями мы разбили на несколько этапов. Это долго, но результативно.
Первый этап. Обсуждаем тему и план сочинения. Мне важно увидеть, что сын понял тему и знает, что он может сказать по ней и как раскрыть ее. Часто в темах встречаются слова, смысл которых ему не до конца ясен. В таком случае мы ищем значение этих слов в словаре (я с начальной школы приучаю сына пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, хотя в большинстве случаев мне было бы проще и быстрее объяснить значение слова или термина самой).
Когда с темой становится все понятно, мы обсуждаем, что можно сказать по ней. Какие мысли есть у сына по этому поводу, о чем ему хотелось бы поговорить подробнее, а что упомянуть только вскользь. Часто такие предварительные переговоры идут во время совместной прогулки, у сына нет ощущения, что он делает уроки, наоборот, он считает, что мы просто болтаем о всяком разном, в том числе и о сочинении. Поэтому придумывать то, что вскоре будет написано на бумаге, сыну в таком ключе легче.
Когда основные мысли сформулированы, мы начинаем обдумывать план. Традиционно план состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение - это два-три предложения, написание которых большого труда не составляет. Сейчас не составляет. Раньше, конечно, было сложнее. Поэтому я придумала такой ход. "Представь, - сказала я сыну, - что ты рассказываешь вот это все (имеется в виду будущее сочинение) человеку, который никогда и ничего об этой теме не слышал. Его нужно ввести в курс дела, то есть сообщить очень коротко, но доступно, о чем ты будешь писать дальше, в самом сочинении". На выбор предложила несколько шаблонных вариантов вступлений и концовок. После нескольких сочинений эта стадия перестала создавать проблемы.
Основная часть сочинения делится на несколько более мелких. Их должно быть не меньше трех (иначе все это выглядит несерьезно, ведь сын уже не в начальной школе). Эти три (или более) подчасти должны раскрыть основную мысль сочинения. Это сложно сделать, когда не знаешь, о чем будешь писать. Но когда тема сочинения уже была разобрана, обсуждение состоялось, то выделить три главных мысли не составляет труда. И на основании этого заключение (концовка) появляется как бы само собой, как простое логическое следствие всего, что было написано ранее.
Все, когда план готов, можно переходить к следующему этапу.
Второй этап. Сын пишет сочинение полностью самостоятельно. Мое вмешательство и моя помощь были нужны только на первом этапе, чтобы сформировать контуры будущего сочинения, подкорректировать его собственные мысли там, где это требовалось. Или подкинуть дополнительные идеи, если своих у сына не хватало.
На этом этапе я не вмешиваюсь в процесс вообще. Не придираюсь к формулировкам, грамотности, отклонению от первоначального плана (иногда такое случается). То есть второй этап - это целиком работа сына (в отличие от первого и третьего этапов, где мы разбираем сочинение вдвоем).
Третий этап. Когда сочинение написано на черновик, я читаю его, мысленно отмечаю слабые места, ошибки, повторы, неудачные формулировки и прочие моменты, требующие доработки. Потом мы с сыном садимся рядом и начинаем работать вместе. Читаем каждое предложение, и я обращаю его внимание на те нюансы, которые можно улучшить. Условно весь процесс состоит из двух направлений: поиск ошибок (в словах и в знаках препинания) и улучшение стилистики.
Поиск ошибок выглядит так. Если в предложении есть недоработки, я сообщаю об этом сыну. Единственное, что уточняю, это где именно нужно найти ошибку: в словах или в знаках препинания. Дальше он ищет сам. Разбирает каждое слово по составу, смотрит слабые позиции, вспоминает орфограммы, и так до тех пор, пока не найдет ошибку. Заодно и разные старые темы повторяются. Или разбирает предложение по составу, находит в нем главные члены предложения, выделяет части предложения, вводные конструкции, в соответствии с этим расставляет знаки. В некоторых случаях, когда предложение получается достаточно накрученным, переделывает его так, чтобы вопросов по знакам не возникало. Получается, что заодно он учится переформулировать собственные же мысли.
Улучшение стилистики пока сводится к тому, чтобы избегать повторов. У нас под рукой всегда находится словарь синонимов. Когда он не помогает (не всегда есть синонимы к словам), то пытаемся изменить предложение так, чтобы повтор ушел сам по себе (в силу новой конструкции). По мере возможности отслеживаем на этом этапе элементарную логику и последовательность рассуждений, чтобы все сочинение выглядело цельной конструкцией, а не набором разрозненных мыслительных лоскутков.
Очень часто на этом же этапе сочинение разбирается на абзацы, которые меняются местами. Иногда то же самое происходит не с целыми абзацами, а с отдельными предложениями. Иногда таких перестановок в тексте очень много, иногда - самый минимум. Здесь же учу сына, как показывать вставки в текст (звездочками, стрелочками и т.д.), как не потерять общую мысль и не нарушить структуру сочинения.
Четвертый этап. В прошлом году мы его использовали, в этом году выяснилось, что он нам уже не нужен. То есть он был полезен только на протяжении одного учебного года, потом сын понял, что к чему, и сейчас обходится без этого этапа.
Речь идет о промежуточном варианте черновика. Все, что было исправлено и доработано на третьем этапе, сын заново переписывал на получерновик. Этот получерновик еще требовал доработки, потому что сын периодически путался в собственных исправлениях и вставках. И такой вариант получерновика позволял увидеть, что сын сделал (переписал) правильно, а в чем заблудился. В получерновике ошибок было значительно меньше, найти их получалось быстрее и легче. После доработки получерновика оставалась самая малость - переписать все набело.
Пятый этап. Здесь, в общем-то, и рассказывать не о чем. Сын переписывает сочинение на чистовик, я еще раз пробегаю его глазами на предмет элементарных описок (внимательность у сына часто хромает), обычно никаких доработок больше не требуется. Сочинение можно сдавать в школу.
* * * * *
Как видите, одно сочинение отнимает массу времени. Раньше это было два-три дня. Первый день - обсуждение и черновик, второй день - доработка и получерновик, третий день (на свежую голову) - переписывание на чистовик. Иногда получалось уложиться в два дня, если я видела, что сын не устал от этой процедуры.
Сейчас одно сочинение пишется за день. Сын стал взрослее, за год (за прошлый учебный год, в котором было написано не одно сочинение) он стал лучше формулировать свои мысли, составление плана, вступление и концовка уже не требуют серьезного мозгового штурма, их он придумывает буквально за пять-десять минут.
Вот так выглядит черновик одного из сочинений. Черновик, который в процессе почти не дорабатывался. Слева - план, справа - большая часть сочинения (немножко смазано, потому что разворот тетради в сканер вошел, но крышкой прижался плохо, четкость изображения пострадала). А следом - уже чистовик этого же сочинения.
Ниже - еще одно сочинение. Перед сыном стояла задача - использовать в сочинении причастия и причастные обороты, которые он сейчас проходит. Сын решил не мелочиться и заодно добавить сравнительных оборотов, которые изучал в прошлом году.
Конечно, сочинения седьмого класса - это не литературные шедевры, но я вижу, что сын явно продвинулся вперед в этом направлении. Это значит, что наша с ним совместная работа приносит свои результаты. Я считаю, что умение писать сочинения - это в первую очередь умение выражать собственные мысли. А это (в свою очередь) - база для множества других навыков, не только филологических.
Для информации: в четверть нам задают в среднем по четыре-шесть сочинений. Если предположить, что четверть обычно равна двум месяцам, то получается, что сочинение сын пишет каждые полторы-две недели. В год - примерно шестнадцать-двадцать сочинений. Как выясняется сейчас, это достаточный объем, чтобы понять принцип работы с текстами и начать писать достаточно внятные и структурированные сочинения.
В этом году мы даже рискнули писать сочинения не каждые полторы-две недели, а "кучкой". Вот сейчас два уже написано, оставшиеся четыре, я полагаю, допишем на следующей неделе. И, в общем-то, уже бы дописали, если бы я успела прочитать "Тараса Бульбу" (сын осилил его еще летом), чтобы освежить в памяти, и если бы мы с сыном посмотрели фильм по "Борису Годунову", чтобы визуализировать пушкинский текст (он уже прочитан).