Рассказ про то, как дочка поступила на экстернат и закончила 1-й класс.
Согласно
"Положенню про екстернат" (наказ МОН України від 19 травня 2008 р. N 431), учиться на экстернате могут те, кто по важным причинам не могут посещать учебные заведения и те, кто ускоренными темпами овладел учебной программой. Это те причины, которые, как мы думали, касаются нас, а там есть и другие. Сильвия у нас без прививок, а по закону без прививок у нас нельзя в детсад и школу. Ну и за талант ее тоже можно было выдать, показав умножение в столбик, или чтоб посчитала по-английски до ста. С этой идеей мы вдвоем с мужем подались в городской отдел образования, прямо к зам. начальника, которая специально назначила нам время для встречи.
Это оказалась очень умная и здравомыслящая женщина, - что среди чиновников нашего города редкость. Она сразу сказала, что прививки теперь много кто не делает, так что после иммунологического обследования беспрививочные идут в школу со всеми. А насчет наших талантов - она даже не выразила желания смотреть Силины тетради. Мол, если хотите экстернат - пожалуйста. Только, конечно, отговаривала для порядка, уверяла, что мы не справимся, т.к. дети младших классов - это не каждый выдержит. Это было в мае, а в октябре, сказала зам. начальника, надо прийти в школу и написать заявление директору "Прошу принять мою дочь в 1-й класс на экстернат", что-то в этом духе. У нас в городе 2 школы, квалифицированные работать с экстернами. Нам назначили "наиболее прогрессивную".
Вопрос №1: получается, несмотря на закон, для оформления на экстернат достаточно только родительского желания?
С конца августа мы усердно отмахивались от паломничества разных должностных лиц, интересующихся вопросом "почему это вы не записываете ребенка в школу". Все были посланы прямиком к упомянутой зам. начальника. В октябре мы с Силей пошли в школу. Директор - приятная женщина. Только я не поняла, зачем каждая личность от директора до библиотекарши нашли нужным попытаться переубедить на основании лишения ребенка пресловутой социализации, и что тут такая программа, мол, не каждый учитель справится (это про математику по Петерсон). Учительница вообще выдала перл: " В первом классе дети учатся общаться и сидеть за партой по 5 уроков!". Я вообще не была склонна спорить, мне бы заявление написать. К тому же, у меня был жуткий отит, в голове гудело, а Силя вскоре начала нудиться... Я хотела, чтоб Силя с самого начала сдала за 1-й класс. Но директор сказала, что все равно надо заявление, и чтоб я почитала программу и подумала, да и скоро уже декабрь, там к НГ и сдадим. Ладно, согласилась я. Только прежде чем я написала заявление, нас послали к школьному психологу. Я к школьным психологам отношусь весьма подозрительно, но спорить опять же не хотелось. Психолог устроила Силе длиннющий тест продолжительностью больше часа. Силя под конец совсем умаялась.
Похоже, это стандартный тест (приведу подробно, вдруг кому пригодится):
читать текст и ответить на вопросы; сказать сколько в слове букв;
рассказать, чем отличается осень от других сезонов; что общего у яблока и мяча;
посчитать бублики с разрезом справа (на листе штук 100 разных бубликов рядами);
дни недели назвать по порядку; просчитать до 10 и обратно; анализ и синтез групп предметов;
составить картинку типа паззлов;
10 карточек с картинками - их забирают, надо назвать по памяти, потом психолог просто говорит 10 слов, надо повторить по памяти;
дорисовать вторую половину картинки; переписать по-письменному несколько слов;
рассказать сказку; что-нибудь нарисовать.
Не обошлось без анекдотичного. Когда психолог спросила Силю, до скольки она умеет считать, Силя долго думала и сказала: "До ста". Не научила я ее, что это она умеет считать до бесконечности. Когда психолог сказала Силе произнести звук "Р", Силя думала, речь идет об английском (как раз мы занимались звуками) и сказала от души "RRRR". Психолог: "Она у вас очень картавит, ей рано в школу!", а то что она тут нормально говорила целый час - то так, ерунда) Еще психолог не знает, что птицы - это тоже животные (она просила назвать животных). Когда психолог просила Силю рассказать сказку, то задание звучало так: "Расскажи сказку, а я угадаю ее название". Силя вдруг чего-то стала рассказывать про Колобка (видно она накануне братцу Нестору читала ее), причем с середины, и ни разу не назвала само слово "Колобок" - чтоб психолог угадала! Тут я сильно гордилась Силиной находчивостью, а психолог сказала - ребенок не умеет связно рассказывать! В довершение ко всему Силя нарисовала голую женщину в сетчатых чулках, на что психолог даже не нашлась что сказать. Я стащила картинку на память и спросила Силю, что бы это значило. Оказалось, это мифологическая нимфа, одетая в рыбацкую сеть! :-) Об абсурде подобных тестов только ленивый не писал, но я написала еще раз отчасти ради юмора. Но главное - товарищи, знайте, от этого теста ничего не зависит, и принять в школу обязаны все равно, особенно после того, как в гороно дали добро. У нас же вообще вышло недоразумение - психолог почему-то решила, что мы хотим сразу во второй класс, причем в школу на стационар (ну и словцо, как в больницу!), и говорит: "Вообще у ребенка высокий уровень развития но... но... вот только у нее еще зубы не менялись, а это признак того, что в школу вообще рано". Я тут совсем опухла вдобавок к своему отиту и говорю: "Это из разряда того, что если девушка сядет на орех и его не раздавит - то замуж рано?" Психолог похлопала глазами и отпустила с миром писать заявление. По моей просьбе Силю приписали к единственному русскоязычному классу (чтобы сдавать контрольные по-русски) и назначили учительницу. Отсканировала программу и получила учебники.
Про школу.
Мы договорились приходить в школу раз в неделю-две, показывать успехи и спрашивать, что не понятно. Увидев нашу писанину по математике, учительница тщетно пыталась добиться, по какой программе мы занимались (учителю, наверное, не понять, что можно и без программы заниматься), потом показала тетрадь директору, и они решили, что Силе лучше заниматься по Петерсон (у нас это, конечно, не министерский учебник). Петерсонский учебник я купила, скорее, уже для младшего - Силе он был как развлечение. Я позволила себе навешать лапшу - учительница сказала, что непременно надо составлять схемы к задачам по математике (наподобие как у Петерсон), что на контрольной будет и без этого никак. Меня это очень ломало - Силя в уме щелкала задачи в несколько действий, а схемы только все путали. Получалось, Силя решает за 5 сек. задачу, а потом 10 минут составляет схему, когда как схема призвана помочь решить задачу. Месяц мы мучались с этими схемами. То же самое со звуковыми схемами слов и схемы предложений - ну кому они нужны? И вообще было не положено знать термины существительное, прилагательное, глагол и предлог, а первоклассникам надо называть части речи соответственно предмет, признак, действие и (внимание!) маленькое слово! Тут и Силя смеялась до упаду. Но это ж кошмар в самом деле. А во втором классе переучивают на нормальные названия. Этих глупостей, кстати, нет в программе. С другой стороны, как понимать в программе такое: "Ребенок должен уметь записывать условие, решение и краткий ответ задачи", а как конкретно - это, я так понимаю, самодеятельность школы. Не знаю, правильно ли я поступила, что с самого начала не начала "лезть в бутылку" и настаивать на своем. Не хотелось начинать с враждебных отношений. Тем более, что если тут рассориться, то выход один - ездить в Симферопольскую школу-экстернат, но нам с грудным ребенком это не подходит никак. Поэтому оставалось терпеть.
Вопрос №2: если чего-то нет в программе, то никто не имеет права требовать это от ребенка? Или есть еще какие-то нормативы помимо программы (правила оформления задач и т.п.)?
Как мы занимались.
Организация. Как и раньше, основной принцип наших занятий - регулярность. Я по характеру такой человек, что лень, некогда или не хочется - не повод для послабления. Разве что занятия с тетрадью и ручкой иногда заменяю на компьютерную программу-тренажер "Отличник". Составили опять расписание из расчета - письменные предметы утром, устные вечером, не более 3-х часов на все. Задания по математике я продолжала сочинять сама, и по Петерсон для 1-го класса для разнообразия. Читали свои книги, из них же переписывали, еще я стала Силе устраивать диктанты, четко выговаривая слова. Ну и орфоргаммы - жи-ши, прописная буква, мягкий и твердый знак (с этим до сих пор проблемы), и просто прописи. Я заставляла Силю рассказывать по картинкам по-украински, это у нее туго идет, язык не свободно подвешен. Да и украинскую речь ей негде слушать... не заводить же для этого телеящик))) Мы учредили дни, в которые говорим только по-украински, Силя часто протестует. Читали учебники по охране здоровья, укр.яз. и "Я и Украина": кол-во страниц поделить на кол-во дней до контрольной - вот примерно объем страниц на день.
Английский. На английский Силю записали в группу по рекомендации (до 10 человек в группе, 2 раза в неделю по 2 часа). Вначале Силя ходила на устный курс для 6-леток, но учительница сказала, что наверное надо Силю старшую группу - там уже учили читать и писать. В школах везде сейчас Оксфордский курс (коммуникативный метод). Наша же учительница преподает старым добрым грамматико-переводным методом. Муж в целом не одобряет последний метод, но решили попробовать, и у нас получается очень хорошо. Силя научилась бегло читать и переводить с листа небольшие тексты, сносно пишет, может рассказать о себе, семье, доме. Минус посещения группы - дети неизменно в чем-то ошибаются, и другие слушают это неправильное. Наряду с занятиями в группе, мы иногда дома за чаем говорим по-английски на какую-то тему и побуждаем Силю. Мне это тоже полезно, а то с говорением у меня не очень.
Кружки. Кружки Силя любит, они у нас во Дворце творчества: изостудия (1раз 2 ч. в неделю), "Слово" (литературно-драматический, 2 раза по 45 мин.), хор (1час + всякие выступления). Эти 3 кружка - в большей степени как развлечение и дань социализации, умение делать общее дело в коллективе (особенно хор). Со "Словом" как-то не клеится. Наша артистка, представляющая дома великолепные постановки с самодельными костюмами, куклами, песнями и танцами - в кружке норовит простоять в сторонке, пробубонить стишок под нос, появилась невиданная ранее неуверенность в себе... То ли учительница не может найти к ней подход, то ли наш "грек Зорба" умеет только для души. Вот уже наступил новый учебный год, а мы до сих пор не можем решить, бросать "Слово" или нет, и не больше ли от него вреда вообще. Другого театрального кружка пока что не нашли.
Как что-то успевать с ДО?
На данный момент в моей жизни домашняя школа по приоритету выше, чем работа. Поэтому работа часто идет в отставку :( С другой стороны, при таком цейтноте я постепенно бросила низкооплачиваемые и низкоквалифицированные виды работы, так что можно сказать, профессионально выросла слегка (особенно в собственных глазах :-)) Если бы Силя была одна, то можно было бы легко работать одновременно с ее обучением, а так - приходится отвлекать мелкого Нестора, чтоб не мешал Силе заниматься. Заодно и Нестор более-менее привык заниматься по расписанию и не буянить, даже все буквы к 2г. бодро читал. Я водила Силю в кружки, Нестор часто оставался с папой, т.к. папин график позволял довольно много работать дома. В то же время я, ожидая Силю на скамейке около кружка, рисовала что-то по-работе (на бумаге) или вязала. Обычно я днем спала (когда не вела Силю в кружки), потом вечером, когда дети засыпают, работаю до 2-00. Но с постоянной работой у меня ничего не вышло, за 3 недели я замучилась и отсыпалась потом 2 мес.
Как мы сдавали контрольные.
Перед НГ сдали контрольные, но это оказалось за полугодие. Потом были праздники, сильный мороз, карантин, школа не работала, в конце концов мы сдали за 1-й класс только в марте.
Немного про контрольные. За 1-е полугодие: математика (числа до 20-ти, сложение, вычитание и сравнение, см и дм, задача на 1 действие - всё в виде теста), читать с вопросами не на время, переписывание. За весь год: математика (уже на чистом листе, но почти все то же), чтение на время с вопросами (70 слов/мин это высший уровень), писать под диктовку отдельные буквы, слоги и несколько простых предложений (оказывается, есть 2 вида написания строчной буквы "в", о боже!), по "Охране здоровья" сделать задания и ответить по отсканированному листу из рабочей тетради, по "Я и Украина" - рассказать, чем богата страна, каков национальный костюм, каким ты хочешь видеть родной город; украинский язык, устный курс - рассказать про свою комнату, сказку по картинкам и любой стишок (я выбрала для Сили классику, "Садок вишневий коло хати"- но это, мол, слишком сложное стихотворение, а надо из учебника, там идеологически логопедически нужные стихи). В конце года выдали бумагу об окончании 1-го класса, и что знания по всем предметам высокие (оценок не ставят). Да, и всей этой ерунды со схемами к задачам, звуковыми схемами и прочими "маленькими словами" на контрольных не было, а мы только потратили время, и ребенок забивал голову ерундой. Урок мне на будущее.
Во второй класс, сказали, зачислят только в новом учебном году. Причем, сказала директор, есть какое-то положение, по которому нельзя начать класс в одном учебном году, а закончить в другом. Более того - или один класс за год, или ровно два, причем это надо писать сразу в заявлении в начале учебного года. Нельзя закончить класс за какое-то свое время, а потом писать заявление в следующий класс, не дожидаясь нового уч. года. Но как я могу знать наперед, освоит ребенок программу класса за пару месяцев, или наоборот будет весь год тормозить? (Силя, например, довольно непредсказуема, да и мало ли какие обстоятельства...)
Вопрос №3: что это за указ такой, где можно почитать подробно?
Продолжение следует, когда сдадим за 2-й класс.
Отдельно вынесу вопросы:
1. Вопреки закону, для оформления на экстернат достаточно только родительского желания?
2. Если чего-то нет в программе, то никто не имеет права требовать это от ребенка? Или есть еще какие-то нормативы помимо программы (правила оформления задач и т.п.)?
3. Что это за указ, согласно которому только вначале учебного года в заявлении можно указывать, один или два класса закончит ребенок за предстоящий учебный год?