И сотворили Школу, как велел им ...

Feb 16, 2012 23:41

И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола.

Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

Конечно, категорично. Первая фраза - удар в солнечное сплетенье: «Сотворили Школу как велел им дьявол».

Это Шестеднев наоборот, картина сотворения школы от дьявола: И увидел дьявол, что школа плоха. И стало так…

Каждое утро мы переступаем порог этого «мира наоборот». И проводим там день. И учим детей.

Я понимаю возмущение - гнев! - коллег. Может, не надо о дьяволе, не надо о вывернутых мирах - давайте просто любить детей и проводить уроки…

Давайте!

Но открыть глаза, посмотреть внимательно на Школу и понять, что здесь действительно что-то не так - это первый шаг. Это уже попытка изменить Школу.

Ничего нет антихристианского в этом рассказе Ферьера. «Мир во зле лежит...» - разве не о том же говорил апостол Павел?

Этот горький рассказ - самое радостное и позитивное, что написано о школе. Эти строки заряжают силой и вдохновляют. Вот она, ясная и позитивная программа гуманистической педагогики!

Открыть школу внешнему миру - учиться не только в четырех стенах, но и «в полях и лугах»

Сделать так, чтобы труд ученика имел для него смысл и значение.

Дать возможность детям на уроках общаться, говорить, двигаться.

Больше работать руками: экспериментировать, мастерить…

Говорить с ребенком на языке Сердца, а не алгоритмов и формул.

Дать ребенку возможность самостоятельно познавать мир, совершая маленькие открытия на каждом уроке…

Да, это программа нашей школы…

Об Адольфе Ферьере мы почти ничего не знаем. Он не совершил «революцию в школе» подобно своим современникам Александру Ниллу, Селестену Френе, Рудольфу Штайнеру. Ферьер вошел в историю этими двадцатью строчками.

современная школа, мысли, будущее образования

Previous post Next post
Up