И вот тут он сделал еще одно открытие, довольно-таки грустное. Оказывается, у многих детей эти самые интеллектуальные эмоции (т.е. бескорыстная радость познания) заблокированы. Заблокированы по вине взрослых
( Read more... )
Очень согласна на основе своего учительского опыта. Так все и есть. И к счастью, об этом много кто пишет. Мне с моими первыми педагогическими неудачами очень кстати подвернулся под руку Карл Роджерс.
С другой стороны, я думаю, например, про такую вещь. Я как-то по собственным ощущениям всегда была очень внимательна к деталям языка. То есть естественным образом и легко подмечала и запоминала мелкие различия в произношении, грамматические тонкости и все такое. При этом в математике, например, ровно наоборот: куча ошибок при переписывании, при решении длинных уравнений случайно меняла минусы на плюсы, запросто могла написать, что два в кубе равно шести и т.п. И я наблюдала у себя в группе в универе девочку, у которой было с точностью до наоборот: в математике все идеально, а в языке - нет. Вот интересно, такие способности - это тоже последствия какого-то опыта или нет?
Интересно) Пытаюсь еще раз примерить на себя. Я очень смутно помню свои ранние занятия языками и математикой. То есть занятия французским вообще почти не помню, но говорят, меня никто специально не учил поначалу, а я просто слушала, как занимаются с сестрой. А математикой со мной занимался папа, и там были какие-то веселые задачки, но, может быть, и принуждение какое-то было...
Безусловно, недостаток безоценочной любви в детстве - это ужасно и убийственно. Но я не могу поверить, что это так вот просто связано с отсутствием способностей. Зависимость должна быть намного сложнее. Так же, как если бить ребенка, один вырастает садистом и сам всех бьет, другой запуганным, третий вообще это спокойно преодолевает. То есть я бы не сказала, что все способные дети прямо купались в родительской любви, а неспособные - наоборот. Не замечаю я как-то такого. А вот про смелость - интересно. Я давно понимаю, что талант - это собственно только и есть смелость.
меня далеко не всё в тексте по ссылке убеждает, но многое очень созвучно тому, о чём я думаю.
*талант - это смелость смотреть на мир и различать его реальность (которая может быть чуждой или безразличной к тебе), а не проекции собственных желаний и страхов <...>*
Звучит красиво, убедительно, но расходится с практикой. Вспомним Моцарта, например - о какой безоценочной любви там шла речь? То есть, мне кажется, может быть, частично это и верно, с некоторыми людьми, но с большинством - нет.Вообще я скорее верю в определенный генами характер. Некоторым людям просто надо смириться с тем, что они тупые и робкие.
я считаю.что все люди принадлежат к одной из двух трупп: одни живут с базовым доверием к миру,сознавая его(мира) и собственное несовершенство, полученные шишки для них-уроки,неудачи не убивают:ничего, в след раз получится. У других-недоверие ко всем и всему, подозрительность,при неудачах вечное:я так и знал... А вот КАК это закладывается? родительским домом? если б жизнь не показывала печальные результаты у родителей-оптимистов! И что делать,если в семье растет маленький Пьеро?
заложить базовое недоверие к миру легко: когда ребенок открывается, показывает, что для него важно, чего он хочет, что чувствует, достаточно эти чувства осмеять, принизить, отругать за них, заявить, что он не достоин получить то, чего хочет, или что эти желания показывают его незрелость/лень/глупость/греховность.
ну и т.д., много таких простых, каждому доступных тактик. наклеивание ярлыков а-ля "маленький пьеро" - тоже одна из них.
и вот вам результат: человек, который уже точно никому не полезет рассказывать слишком много, или беспечно показывать себя окружающим таким, как он есть.
а оптимистами или пессимистами были те, кто его пиздил, и были это родители, учителя или кто-то еще - не так важно для результата.
Мне ,увы,немало лет, и долгие годы я размышляю:личность закладывается до 4 лет.Это так.И самые сильновлияющие(значимые)люди для ребенка-это родители.Идем дальше. Родители с соответствующим мироощущением,стало быть, до своих 4 лет усвоили систему ценностей,которую благополучно несут-передают своим потомкам.Они не умеют ИНАЧЕ смотреть на мир! И не виноваты в этом! Вопрос: цепочка непрерываема?
Comments 35
С другой стороны, я думаю, например, про такую вещь. Я как-то по собственным ощущениям всегда была очень внимательна к деталям языка. То есть естественным образом и легко подмечала и запоминала мелкие различия в произношении, грамматические тонкости и все такое. При этом в математике, например, ровно наоборот: куча ошибок при переписывании, при решении длинных уравнений случайно меняла минусы на плюсы, запросто могла написать, что два в кубе равно шести и т.п. И я наблюдала у себя в группе в универе девочку, у которой было с точностью до наоборот: в математике все идеально, а в языке - нет. Вот интересно, такие способности - это тоже последствия какого-то опыта или нет?
Reply
Reply
Reply
То есть я бы не сказала, что все способные дети прямо купались в родительской любви, а неспособные - наоборот. Не замечаю я как-то такого.
А вот про смелость - интересно. Я давно понимаю, что талант - это собственно только и есть смелость.
Reply
http://frau-derrida.livejournal.com/676475.html?thread=4753019#t4753019
Reply
*талант - это смелость смотреть на мир и различать его реальность (которая может быть чуждой или безразличной к тебе), а не проекции собственных желаний и страхов <...>*
и это тоже.
Reply
я скопировала кусок целиком, не разбирая, к чему присоединяюсь, к чему нет
Reply
Reply
надо, наверное, в пост добавить
Reply
Reply
Reply
У других-недоверие ко всем и всему, подозрительность,при неудачах вечное:я так и знал...
А вот КАК это закладывается? родительским домом? если б жизнь не показывала печальные результаты у родителей-оптимистов!
И что делать,если в семье растет маленький Пьеро?
Reply
( ... )
Reply
заложить базовое недоверие к миру легко: когда ребенок открывается, показывает, что для него важно, чего он хочет, что чувствует, достаточно эти чувства осмеять, принизить, отругать за них, заявить, что он не достоин получить то, чего хочет, или что эти желания показывают его незрелость/лень/глупость/греховность.
ну и т.д., много таких простых, каждому доступных тактик. наклеивание ярлыков а-ля "маленький пьеро" - тоже одна из них.
и вот вам результат: человек, который уже точно никому не полезет рассказывать слишком много, или беспечно показывать себя окружающим таким, как он есть.
а оптимистами или пессимистами были те, кто его пиздил, и были это родители, учителя или кто-то еще - не так важно для результата.
Reply
Родители с соответствующим мироощущением,стало быть, до своих 4 лет усвоили систему ценностей,которую благополучно несут-передают своим потомкам.Они не умеют ИНАЧЕ смотреть на мир! И не виноваты в этом!
Вопрос: цепочка непрерываема?
Reply
Leave a comment