продолжение. природа способностей

Jun 12, 2011 18:44

И вот тут он сделал еще одно открытие, довольно-таки грустное. Оказывается, у многих детей эти самые интеллектуальные эмоции (т.е. бескорыстная радость познания) заблокированы. Заблокированы по вине взрослых.

Сам он пишет по этому поводу примерно следующее. Педагоги привыкли делить детей на способных и неспособных. Одни полагают, что способности - дело врожденное. Другие - они ближе к истине - убеждены, что их можно развить. Но и те и другие сходятся в том, что неспособность - это просто отсутствие способностей. Вот это-то и есть самое роковое заблуждение. Способные и неспособные дети (сохраним этот некорректный термин) различаются качественно. У них разный характер, разная стратегия поведения. То, что мы называем способностями, в действительности есть отсутствие страха перед жизнью. Способный ученик как бы открыт миру, не боится ошибок и риска, его не обескураживают неудачи. Неспособный, напротив, держит перманентную круговую оборону - против взрослых, школы, жизни как таковой. И при этом нуждается в постоянной эмоциональной подпитке. Он не возьмется за задачу, если не уверен на все сто процентов, что ее решит. Он работает, только если его все время хвалить - сам себя он хвалить не умеет.

То есть “неспособность” в понимании Холта - это примерно то же самое, что Жане, один из основоположников психоанализа, называл “страх действия”. И связывал, между прочим, с расстроенным чувством триумфа. Правда, мудрец из Сальпетриера так и не докопался до первопричин этой “жизнебоязни”. Раскусил этот орешек тридцать лет спустя великий шотландский психолог Нил. Он установил, что страх перед жизнью развивается у детей, недополучивших безоценочной любви.

Таким образом, ключевой вопрос, который Холт вынес в заглавие своей книги - почему дети плохо учатся? - имеет, по мысли автора, простой ответ. Многие дети в семье недополучают безоценочной любви, любви “за просто так”. Это формирует у них страх перед жизнью. С этим страхом они идут в школу. И обнаруживают, что школа в отличие от семьи оценочна вся - вдоль, поперек и насквозь. Дело не в том, что там ставят оценки (можно и не ставить), а в том, что ученик все время балансирует между “хорошо” и “плохо”, между одобрением и осуждением. Одобрение учителя - это та твердая валюта, которой платят за соответствие определенным требованиям. И “за так” ее не дают - точно так же как в мире взрослых “за так” не дают деньги. Вот эта оценочность школы и вызывает у детей лютую ненависть - потому что ассоциируется с жизнебоязнью. И она же блокирует познавательную активность, ибо интеллект, как мы знаем, из-под палки не работает.

КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Previous post Next post
Up