продолжение. природа способностей

Jun 12, 2011 18:44

И вот тут он сделал еще одно открытие, довольно-таки грустное. Оказывается, у многих детей эти самые интеллектуальные эмоции (т.е. бескорыстная радость познания) заблокированы. Заблокированы по вине взрослых ( Read more... )

Leave a comment

Comments 35

alice_indulges June 12 2011, 15:28:43 UTC
точно. и дальше, всю жизнь ведь то же самое.

Reply


alice_indulges June 12 2011, 15:31:39 UTC
хотя есть и слабое место: разве талантливые дети не бывают болезненно застенчивы? бывают. и неудач боятся, но при этом способные.

Reply

frau_derrida June 12 2011, 15:54:46 UTC
вы говорите про страх-вообще

глупость или неспособность - это страх, локализованный в одной конкретной точке (какого-то типа суждений или творческих проявлений)
человек, который боится сказать что-то необычное, может при этом совершенно не бояться (или преодолевать страх) хулиганов с соседнего двора, высоты и темных комнат

и наоборот, можно бояться хулиганов или чужого осуждения твоей внешности, но не бояться, что твои суждения покажутся кому-то неправильными

Reply


fish_n_lilies June 12 2011, 16:21:14 UTC
С другой стороны, в искусстве иногда это не работает. Все мы знаем графоманов, увлеченно откатывающих неуемным пером целые томы, но ни полграна действительно ценного продукта у них на гора не выходит, за исключением килограммов любимой всеми перловки.
Или вот, у меня в ленте сейчас фарфоровые статуэтки Армани обсуждаются - умопомрачительный китч, и, вместе с тем, очень хорошо видно, как много чистой радости они доставили скульптору в момент их создания.

И результата они не боятся, и в процессе удовольствие получают, а в итоге - так себе потрудились, на твердую троечку...

Reply

frau_derrida June 12 2011, 17:31:36 UTC
именно в искусстве это работает.

талант - это смелость смотреть на мир и различать его реальность (которая может быть чуждой или безразличной к тебе), а не проекции собственных желаний и страхов или заботливо разложенные по полочкам стереотипы с чужого плеча.

и страх существует не только в виде непосредственно сейчас ощущаемой эмоции. если человека бить по голове (осмеивать, унижать) за попытку преодолеть десятиметровый периметр, он в конце концов приучится сидеть на оставшихся метрах и наружу не соваться.
он может даже совершать там прогулки, получать от них удовольствие и не испытывать никакого явного страха (т.к. он усвоил, что нужно делать, чтобы избежать побоев, послушно не делает и считает, что обеспечил свою безопасность). со стороны может быть видно, что он держит круговую оборону, что ограничил свое развитие, чтобы избавиться от боли. а изнутри этого стараются не видеть. и получать хотя бы то удовольствие, какое им доступно.

Reply

frau_derrida June 12 2011, 17:36:38 UTC
"смелость смотреть на мир и различать его реальность"
и смелость говорить о том, что чувствуешь сам - и, в конце концов, смелость позволить себе чувствовать и вербализовать ощущаемое, а не пользоваться чужими словами, образами и ощущениями, не замещать ими свои (чтобы ответная реакция ударила не по тебе, а по этому заемному языку, выстраданным другими людьми идеям).

Reply

hey_jan_ghapama June 12 2011, 18:32:44 UTC
поддерживанию:) природа творчества - незашоренность в любом смысле
хотя пример с искусством и обучением не очень удачный, потому что (1) разговор об искусстве "вообще" неизбежно крутится вокруг таланта, что меняет отношение к (2)постановке цели в искусстве - т.е. вопрос ремесла приобретает спорность(буквально - обстругать пенек или нанести смелый мазок)

Reply


al_ven June 12 2011, 16:28:43 UTC
Оценочные отношения - это создание еще большей зависимости, которая опять-таки подавляет. Оценочную шкалу могут переворачивать с ног на голову, менять фигуру и фон, устанавливать противоречивые требования...
Хорошая статья. Спасибо за ссылку.

Reply


alice_voronova June 12 2011, 20:35:52 UTC
***То, что мы называем способностями, в действительности есть отсутствие страха перед жизнью. Способный ученик как бы открыт миру, не боится ошибок и риска, его не обескураживают неудачи. Неспособный, напротив, держит перманентную круговую оборону - против взрослых, школы, жизни как таковой. И при этом нуждается в постоянной эмоциональной подпитке. Он не возьмется за задачу, если не уверен на все сто процентов, что ее решит. Он работает, только если его все время хвалить - сам себя он хвалить не умеет.***

Это правда. Но я не уверена, что это от недостатка безоценочной любви - у меня её в детстве было в избытке. А вот способностей... разве что на школу хватило

Reply

frau_derrida June 13 2011, 16:50:00 UTC
я согласна с положениями Холта и не согласна с Нилом

согласна, что характеристикой ума или таланта как смелости делать оределенные интеллектуальные и духовные шаги за пределы общепринятых истин и способов их выражения
смелости вообще пуститься в такой поиск

а вопрос, откуда берется такая смелость и что влияет на ее количество, уже не так ясен, и безоценочная любовь родителей явно не единственный фактор

Reply

опечатки frau_derrida June 13 2011, 16:53:29 UTC
"согласна, что характеристикой ума или таланта как смелости делать оределенные... шаги" читать как "согласна с характеристикой ума или таланта как смелости делать определенные... шаги"

Reply


Leave a comment

Up