Московские метро - не только шедевр архитектуры и символ столицы. Это еще и аттракцион не для слабонервных. Толпа оттаявших после зимы, немытых, а подчас и нетрезвых пассажиров распространяет еще те миазмы. Распихивая «пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов», на свободное место втирается мужичонка: плюхнулся и рад, аж поёрзывает от удовольствия. Тётки с необъятными кошёлками забили туловищами и хламом передний и задний проходы в вагон. Навстречу им со станции литерным поездом двигается баба с пирамидой из овощных ящиков под грязнющей рогожей: «А ну, потеснись, народ, фигли встали?!» В ответ - соответственно. Значительно пополнив словарный запас, пробкой вылетаю на следующей станции и наверх, наверх, туда, где «выход»…. Уф. Выдохнула.
Особенно невыносимо попадать в эту плотную атмосферу взаимной неприязни после зарубежных вылазок. Будто ударяешься в невидимую стену, лицо само по себе приобретает выражение тупого ожесточения: обогнать, протиснуться, отпихнуть, иначе будешь обогнан, отпихнут да еще и обруган. Иностранцы замечают, что у наших соотечественников своеобразная посадка головы: как у боксёра на ринге. А то! Чуть расслабился - получи дверью в лоб, сумкой в бок, локтем в глаз. Поневоле сгруппируешься и набычишься. Здравствуй, Родина, здравствуй, столица...
Изгнание из рая или "ненавидеть и зависеть"
Отчего вызвать неприязнь так просто? Даже так: отчего вызвать отвращение, ненависть, неприязнь проще всего? Попробуйте тонко рассмешить, увлечь проникновенной лирической темой, втянуть читателя в залихватский приключенческий сюжет - каждый, кто хоть раз пытался писать, знает, как это непросто. А неприязнь - тут как тут, стоит слегка задеть любимый мозоль и готово дело, реактивный процесс уже не остановить: отвращение, ненависть, презрение, жажда мести полезут, как из ящика Пандоры.
Click to view
Давно подозревала, что неприязнь - древнее животное чувство, оттого-то так непросто от неё избавиться, видимо, прошито где-то уж совсем в подкорке. Оказалось, всё совсем не так, а намного интереснее!
Объясняется феномен неприязни следующим образом.
Известно, что около 200 тыс. лет назад человек прошёл первую из восьми стадий отрыва своего психического от животного уровня. Именно тогда и был сделан первый шаг к человеку современному, а именно: человек ощутил желание, которого у животных нет - употребить больше, чем нужно. Увы, для выживания пришлось ограничить себя в этом новом позыве. Так были запрещены внутри стаи убийство и инцест. Творцы первого человеческого запрета-закона, уже 200 тыс. лет выполняют свою видовую роль: ограничивают поедание, экономят ресурсы.
Запретом (впоследствии обозначенным законом) человек отграничил себя от первозданного «животного рая», где он существовал неотделимо от Природы: ел, пил, дышал, спал и даже умудрялся продолжать себя во времени. Закономерным следствием запрета явилась неприязнь к ближнему, но …сбалансированная абсолютной зависимостью от стаи. Таков был первый тектонический сдвиг, первый толчок в сторону человека. Убил бы, а нельзя, пропаду без этих гадов на ландшафте. Пришлось уравновеситься неустойчиво, до следующего толчка желания.
Отделяя омерзительное
С тех пор человек пытался смирять свои первичные позывы, контролировать инстинкты, превозмогать неприязнь. Но попробуй проконтролировать изначально присущее! Ведь с каждым новым добавочным желанием баланс неприязни и зависимости от стаи нарушался. Понадобились новые запреты. Изобретательное человечество отказалось от каннибализма и двинулось дальше, напридумав массу ухищрений, как выжить, не впадая в неприязнь. Все эти ухищрения мы именуем культурой, а, по сути, это ни что иное, как рациональнй выбор человеческой природы, необходимый для выживания, чтобы не порвать друг друга в клочья…
Дело преодоления неприязни к ближнему в одном отдельно взятом человеке чрезвычайно энергозатратное, не всякий справляется: чуть недоработал и уже смакуешь подробности мести обидчику, рисуешь перспективы устранения соперника, да и просто противно смотреть на иного урода, тот вообще тупой, убил бы! А уж с этой цацей, цокающей в лесопосадку, даже сказать страшно, что с ней может случиться, когда в ином человекоподобном вдруг, буквально за доли секунды аннигилируется ничтожный культурный слой, не выдержав столкновения с мощной первичной программой. «Доцент кафедры изнасиловал и задушил…признан вменяемым…» Ладно бы временно не работающий без определённого места. Так нет. Приличный человек, культурный, семейный даже.
Культур-шмультур не хватает
Несмотря на то, что психика наша с былых времен многократно усложнилась, работа по преодолению неприязни к себе подобным остаётся незавершённой. Высочайшее развитие культуры не справляется с уровнем ненависти. Люди давно научились объяснять и оправдывать свою неприязнь, к примеру, идеями о расовой неполноценности или иным бредом. Сегодня не нужны даже объяснения. Ведутся непрекращающиеся войны всех против всех, и это не эзотерика, в вполне реальные вещи.
Click to view
Соцопрос показал: 76% молодых москвичей заявляют, что следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в столицу. 10% опрошенных затруднились ответить на вопрос “Испытываете ли вы неприязнь к представителям другой национальности? “ и лишь 14% оказались настроены к приезжим доброжелательно.
Мы живём в прекрасные времена, когда каждый может получить всё, что захочет, но не получает, потому что другой-то может получить больше! Возникает коллективное глобальное добавочное желание потребить еще больше и снова зависимость от нашей общей человеческой стаи недобирает баллов, снова перевешивает чаша ненависти!
По оценкам
экспертов, мотивом теракта в Минском метро было «желание убить как можно больше людей, гипертрофированное чувство собственной значимости и неприятие к людям». Преступники решением суда были казнены. Возмущенные москвичи понесли цветы в память о казнённых к посольству Белоруссии. Мы гуманисты. Только нас почему-то убивают.
Не сильно помогает и христианская доктрина. Пора признать, идея о возлюбливании ближнего больше не работает. Есть отдельные люди, справляющиеся с неприязнью вполне успешно, их примеры приводить бы повсеместно, рассказывать об этих прекрасных, развитых и реализованных людях одно удовольствие. Но вот прочитали мы, восхитились, даже пролили слёзы умиления. А потом вышли за ворота и снова заворот мозгов на почве «как же я их, гадов, ненавижу всех»… И как быть? Как полюбить ближнего, хотя бы как кошку, как рыбку полюбить, где уж там, как себя самого, нет такой второй неземной любви в природе...