Окрестности Бежецка: Часть 2 - Затерянный храм

May 29, 2012 11:00

Проснувшись утром на следующий день, мы позавтракали и выдвинулись в сторону Бежецка. Так как короткий путь нам был малоинтересен, то мы отправились по региональной трассе Р8 от Валдая через Боровичи и далее, в сторону Устюжны, переехав границы близлежащих областей целых четыре раза.

1. Заправив полный бак в Боровичах, вскоре свернули с трассы на грунтовку и поехали вдоль полупустующих деревень. Периодически возникало ощущение, что мы вернулись в СССР.

2. На очередной развилке, пока я раздумывал, куда повернуть, Юля увидела черную змею, лежащую на бревне.

3. Змея просто грелась на солнышке и не обращала на меня, бегающего вокруг и меняющего объективы, никакого внимания.

4. Ну разве она не красотка? :)

5. Однако стоило приблизиться на метр в поисках интересного ракурса - как она соскользнула с бревна и начала уползать в сторону леса.

6. Впервые увидел вживую раздвоенный змеиный язык.

7. Найти деревню Заозерицы Мошенского района Новгородской области нелегко. Автомобильные навигаторы такого населенного пункта не знают, интернет-карты - тоже. Жители районного центра хмурят лоб, вспоминая, в какую же это сторону ехать. Приезд автолавки для трех стариков, что тут остались, - главное событие в жизни деревни.

8. По весне и бездорожью легковому транспорту сюда вообще не добраться: ручейки, перерезающие лесную дорогу, превращаются в реки, и Эль пару раз едва не застрял.
Зато какие чудесные здесь леса! Поляны просто укрыты зеленым ковром!

9. Сразу после въезда замечаем разрушенный дом.

10. Деревянный мостик через ручей.

11. Что же, поднявшись на погост, мы поняли, что эта петля в сторону от трассы определенно стоила того! За остатками колокольни мы увидели настоящую жемчужину - деревянную церковь Ильи Пророка!

12. Однако этому строению отнюдь не много веков.
18 лет назад преподаватель Новгородского университета Юрий Метелев, родившийся в этих местах, вышел на пенсию. Он вернулся в дом своей матери с решением поставить церковь на местном погосте. До войны над кладбищем возвышался каменный храм, выстроенный еще в ХVIII веке.
Воссоздать каменный храм Метелев осилить и не мечтал, а поставить деревянную и уютную церквушку - мог.

13. Вот уже второе десятилетие церковь Ильи Пророка действует в Заозерицах.
В свои восемьдесят Юрий Иванович до сих пор поднимается по крутой лестнице на звонницу без помощи. Таскает доски и железо, чтобы подправить крышу.

14. Мужчина сам расписал храм и даже собрал старые иконы из соседних деревень. К сожалению, дверь была закрыта, и внутрь мы не попали.

15. Старинный деревянный крест.
- Я сейчас все больше думаю, почему наша деревня умерла? - сокрушается Метелев. - Помню, как мама наказывала мне бежать из деревни, убитой колхозами, и никогда не возвращаться. Я так и сделал. А сейчас и хотел бы хозяйство завести, но хватает меня только на огород. Внуки к земле не приучены, да и отец их не отпускает сюда.

16. Теперь надеется архитектор, что, может, дачники будут приезжать сюда - хоть какая-то жизнь. Праздник для него - 2 августа, день Ильи Пророка. Тогда приезжают из соседних сел, районов и городов родственники тех, кто похоронен на большом заозерицком кладбище. В храме идет настоящая служба, как будто деревня все еще жива.

17. Храм возведен на остатках фундамента церкви, ну а колокольня… Непонятно, как половина, оставшаяся от нее, стоит до сих пор.

18. Что же, нам пора ехать дальше.

19. Новгородская область. Трасса не пользуется особой популярностью, так как она сильно разбитая. За день мы встретили очень мало машин на ней.

20. Маленькая речка Кать.

21. Вологодская область! Ничего себе мы забрались!
Сразу виднеется разница в дорожном покрытии - по ровным бетонным плитам легко раскочегариваем Эля до 120 км/ч.

22. Внезапно! Въехали обратно в Тверскую область, и в первой же деревне Большое Овсянниково наткнулись на разлив реки!

23. Судя по всему, еще несколько недель назад в этих краях было совсем худо.

24. Эль в разрушенном амбаре.

25. После въезда в Тверскую область бетонные плиты кончились, и дальше начался грейдер, на который спустился туман.

26. Очередная река. Я что-то притомился за день, и, если честно, хотелось разбить лагерь прямо на этом месте!

27. Остатки старинной переправы.

28. Село Хабоцкое. Повернув на перекрестке направо, вскоре мы приехали к следующей точке, намеченной на сегодня.
Церковь Рождества Христова 1810-1835 годов постройки. Снаружи вроде бы ничего особенного...

29. Зато внутри!

30. Внутри сохранилось множество фресок, а возле одной из стен лежала упавшая деревянная маковка.

31. Общий вид.

32. И на другую сторону.

33. Восьмерик.

34. И посмотрим поближе. За уточнение подписей к фотографиям буду весьма признателен!

35. Георгий Победоносец с щитом и копьем.

36. Не знаю, что за святой.

37. Иоанн Богослов с орлом. Несмотря на то, что краски кое-где выцвели, контуры видны очень четко.

38. Ангел с мечом. Надпись сверху вроде бы "Матфей".

39. Еще одна библейская сцена.

40. Ангел со свитком. Детализация прорисовки очень впечатляет.

41. Ну и центральная картина над входом в трапезную.

42. После церкви мы долго искали место, чтобы разбить лагерь. Проблема осложнялась тем, что вчера и сегодня почти весь день лил дождь, и все дороги в полях превратились в месиво, а почти все съезды представляли собой огромные глубокие лужи, куда на Элементе мы соваться не рискнули.
В конце концов после Красного Холма мы нашли подходящую грунтовку, отъехали от трассы примерно километр и встали прямо у ручья.

Погода той ночью была очень холодная, весь день было +11, а к вечеру стрелка термометра опустилась до +7. Но, к счастью, внутри Элемента с включенной печкой было достаточно тепло, и мы благополучно пережили эту ночь.

Продолжение следует!

Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.

При написании использовался текст с сайтов:
sobory.ru
http://www.nvspb.ru/stories/pochemu-derevnya-umerla-43078 (спасибо misha_grizli за наводку на статью).

Окрестности Бежецка
Окрестности Бежецка: Часть 1 - Валдай
Окрестности Бежецка: Часть 2 - Затерянный храм
Окрестности Бежецка: Часть 3 - Утро нового дня
Окрестности Бежецка: Часть 4 - Жемчужина в Еськах

Природа, Церковь, Путешествия, 2012, Вологодская область, Элемент, Новгородская область, Реки/Озера, Фрески/Иконы, Старина, Тверская область, Животные/Птицы, Живность, 2012 Трип