День оказался на удивление согласованно-боевым. Если до сих всё ограничивалось стычками передовых пикетов, то 16 (28) июня произошли первые настоящие бои, причём, одновременно на трёх независимы направлениях: под
Вильно,
Вилькомиром и
Гродно. И если масштаб столкновений не позволяет назвать их сражениями, то результаты малозначительными не назовёшь. Русская армия оставила разом два губернских города (
Вильно и
Гродно). С другой стороны и избежала втягивания в сражение, благополучно перейдя две водные преграды (Вилию и Свенту), при этом сблизив положение своих корпусов.
или
открыть полную карту 1750х2220 в новом окне Правда 3-й и 4-й пехотные корпуса, наоборот, разделились, оказавшись к концу дня даже на разных берегах Вилии (корпус Тучкова на правом, у Лобово, корпус Шувалова - на левом, в Копунжи). Да и дальше их маршруты разделялись рекой, на этот раз Жеймянкой. Но это было сделано лишь для того, чтобы не толкаться большой массой на одной дороге.
2-й пехотный корпус Багговута перешёл в Гедройцы. Учитывая то, что 1-й пехотный корпус Витгенштейна остановился в Перкале, получается что три первых корпуса выстроились в линию с интервалом в 16 вёрст между ними. Примечательно, однако, что Витгенштей от Вилькомира не взял направление на Свенцяны, а стал забирать севернее. В этом есть логика - путь к Свенцянам лежал бы между многочисленных озёр. Маршрут через Покольне и Таурогины был куда надёжнее и безопаснее. Но выводил гораздо глубже в тыл, что ставит под сомнение многочисленные заявления о том, что русское командование всё-таки подумывало дать бой у Свенцян, после сбора в кулак всех корпусов.
Так же сомнительно стало участие в этой концентрации сил 6-го пехотного корпуса. Он двигался на Михайлишки двумя колоннами через Ошмяны и Кунцевичи, но к концу дня находился дальше от Свенцян, чем Мюрат и Даву. Более того, французы имели вполне ощутимые шансы перехватить Дохтурова и тем более арьергард графа Палена на пути в Михайлишки.
Шансы Дорохова с арьергардом 4-го пехотного корпуса выглядели вовсе плачевно. Приказ идти на Михайлишки он получил через Сеславина лишь в ночь с 16 (28) на 17 (29) июня, когда французы уже были в Вильно. Так что Дорохов принуждён избрать кружной маршрут через Большие Солешники.
Платов, вынужденный
оставить Гродно ночью с 16 (28) на 17 (29) июня двинулся на Щучин.
Пришла в движение и 2-я Западная армия. Князь Багратион получил накануне предписание от Барклая де Толли отступать на Минск. 16 (28) июня 7-й и 8-й пехотные корпуса (Раевского и Бороздина) отошли к Зельве, где уже находился 4-й резервный кавалерийский корпус Сиверса. В качестве арьергарда оставлена 2-я и Сводная гренадерская дивизия генерал-майора Воронцова и кавалерийский отряд из состава 4-го резервного кавалерийского корпуса. В последний вошли Ахтырский гусарский полк, ранее приданный 7-му пехотному корпусу и Литовский уланский полк.
Примечательно, что командовал кавалерийским арьергардом (ставшим 3-й бригадой кавалерийского корпуса) шеф Ахтырского гусарского полка генерал-адъютант Илларион Васильевич Васильчиков 1-й. А командиром этого полка был полковник Дмитрий Васильевич Васильчиков 2-й - его родной брат. Так что «Васильчиков» «в цвете» 7-го пехотного корпуса, что был на карте до сих пор и «Васильчиков 1-й» (в цвете 4-го резервного кавалерийского), появшийся с этой даты - два разных человека.
Оба свою карьеру завершат в чинах генералов от кавалерии. И только младший, Николай Васильевич Васильчиков 3-й, дорастёт «все лишь» до генерал-майора.
Двумя днями позже в составе отряда Васильчикова упоминается так же «казачий полк», вероятно, отошедший из Белостока полк Иловайского 4-го. Отступление остальных казачьих полков 2-й Западной армии до общего сбора в Слониме отследить сложно, так что будет показано достаточно условно.
С французской стороны тоже прибывало активных участников. 5-й (польский) армейский корпус Понятовского вышел к Гродно. И, после ухода казаков Платова, препятствием не его пути был лишь сожжённый мост через Неман. Следом подтягивались 8-й (вестфальский) армейский корпус и 4-й корпус резервной кавалерии.
4-й и 6-й корпуса тоже стояли на берегу Немана и готовились к переправе.
А на левом фланге 10-й армейский корпус Макдональда достиг Таурогена.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)