16 (28) июня 1812 года. Дело при Дзевялтове и Вилькомире

Jun 03, 2020 21:54


Пока 1-й пехотный корпус отдыхал после трехдневного марша у Вилькомира, арьергард его, под началом шефа Гродненского гусрского полка генерал-майора Якова Петровича Кульнева стоял в шести верстах впереди этого города, при местечке Дзевялтов. К утру этого дня авангард составляли: 23-й и 25-й егерские полки, четыре эскадрона Гроднеского гусарского полка, сотня Платова 4-го донского казачьего, сотня Родионова 2-го донского казачьего и две сотни Бугского казачьего полков и шесть орудий конная артиллерийская роты №27. С началом стычки артиллерия усилилась орудиями 3-й конно-артиллерийской роты 1-й резервной артиллерийской бригады, под началом командира 1-й роты подполковника Ивана Онуфриевича Сухозанета.





или открыть полную карту 1750х2220 в новом окне

Около 5 часов утра партия, высланная по дороге в Шаты, обнаружила в семи верстах приближающегося неприятеля. Кульнёв отрядил на разведку ротмистра Кемпфетрта с его гусарским эскадроном и сотней казаков. Кемпферт удерживал французскую кавалерию до подхода к ней на подмогу пехоты, после чего отошёл через лес к своему авангарду. Сам при этом был ранен в ногу пулей.

Тем временем Кульнёв выдвинул к дороге два орудия под прикрытием егерей и гусар. И, дождавшись подхода неприятельской колонны на пушечный выстрел, приказал открыть огонь. Французский авангард, не имевший при себе артиллерии, приведён в беспорядок и вынужден был ретироваться в лес.

На усиление авангарда командующий 1-м резервным кавалерийским корпусом генерал-лейтенант Уваров прислал Нежинский драгунский полк.

Около часа дня, подтянув дополнительные силы кавалерии и шесть орудий, французы оттеснили Кульнева за Дзевялтов. Новую позицию арьергард удерживал ещё два часа. Между тем основные силы русских пехотного и кавалерийского корпусов благополучно переправились на другой берег реки Свента. Считая задачу выполненной, Кульнев начал постепенное отступление к Вилькомиру. По достижении же окраин сделал последнюю кавалерийскую атаку, давая егерям возможность беспрепятственно пройти через город и уйти за Свенту.

Подполковник Сухозанет с шестью орудиями оставался при Кульневе, а остальной конно-артиллерийский эшелон был отправлен вслед за корпусом графа Витгенштейна. Но, в силу незнания местности назначенным ответственным офицером, вместо моста на Свенте, пересёк мостик через речушку Вилькомиршу, впадающую в неё, двинулся вдоль правого берега Свенты по дороге на Оникшты и Динабург.

Вот она, коварная речушка:



Тем временем, егеря заняли позиции за заборами на левом берегу и открыли огонь, прикрывая отступление удерживающих оборону частей арьергарда. Тогда Кульнев приказал отходить сначала артиллерии, а затем и кавалеристам. Однако, Сухозанет тоже не знал Вилькомира и на развилке двинулся по следам отступившего эшелона. И уже за пределами города был остановлен непосредственным начальником - командиром 1-й резервной артиллерийской бригады - генерал-майором Львом Михайловичем Яшвилем (Яшвилли). Выразившим недоумение по поводу принятого артиллерией направлении и указавшего на вполне видимые на другом берегу части корпуса Витгенштейна. Поняв ошибку, но не имея возможности развернуть орудия и проехать обратно через Вилькомир, куда уже вошли французы, Сухозанет решился уходить по уже выбранной дороге. А когда из города показалась французские кавалеристы, остановился на вершина холма и развернул батарею, демонстрируя готовность к бою. Канониров же 27-й батареи посадил на лошадей, организовав два импровизированных полуэскадрона для прикрытия. Оставшиеся без прислуги орудия направил дальше по дороге, искать переправу, по которой ещё до рассвета уходили обозы корпуса.

Сбив настроение французской кавалерии атаковать без поддержки пушек (уже имевшей в этот день подобный опыт) и дождавшись сообщения об обнаружении переправы, Сухозанет свернул батарею и на рысях двинулся дальше по дороге и в итоге благополучно переправился.

Бой закончился около четырёх часов вечера. Русские корпуса ушли к Перкале. Удино занял Вилькомир и даже переправился через Свенту, но преследовать их в этот день уже не стал.

Полковник князь Степан Александрович Хилков 1-й, командир шефского эскадрона Его Высочества (Цесаревича Великого Князя Константина Павловича) лейб-гвардии Драгунского полка был отрезан «всем неприятельским корпусом», но внезапным нападением пробился сквозь него «с весьма маловажною потерею». В каком месте и в какой момент боя не понятно.

Чуть не попал в трофеи французов обоз батарейной роты №5, перехваченный французским разъездом, но отбился собственными силами. В рапорте упоминается, что обоз двигался из Вилькомира в деревню Покельну, вероятно имеется в виду Позельва, южнее Перкале, тогда речь уже о самом финале дня.

В этом деле русский авангард потерял 61 человек убитых и 38 раненых. Основные потери пришлись на Гродненский гусарский (21+16) и Нежинский драгунский (22+0) полки. Неприятельский урон составил 50 человеках, выбывших из строя и порядка 20 пленных (некоторые источники увеличивают это число до 90, что сомнительно).

Ротмистр Кемпфетрт награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом, капитан Свиты Его Величества по квартирмейстерской части Коцебу 2-й, штабс-капитан 1-й конно-артиллерийской роты Бистром, корнет Лизогуб - орденами Святой Анны 2-го класса. Среди отличившихся упоминались командир 3-й бригады 14 пехотной дивизии (он же шеф 25 егерского полка) полковник Степан Васильевич Денисьев, шеф Нежинского драгунского полка полковник Пётр Петрович Загрядский 1-й, дежурный штаб-офицер штаба 1-го пехотного корпуса Иван Иванович Дибич

P.S. Майор Гродненского гусарского полка Иван Иванович Кемпферт погиб 12 октября 1812 года под Пустынниками.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника

Карта, Сухозанет, Вилькомир, Наполеон, Витгенштейн, Удино, Дибич, Война, Кульнев

Previous post Next post
Up