"Линия Сталина". Трёхамбразурная пулемётная огневая точка М-1 №292

Jan 12, 2012 23:57


Минский укрепрайон строили для прикрытия мобилизации и сосредоточения войск в Борисовско-Минском районе выгрузки в случае польского наступления. Эта ограниченная задача и характер армии противника наложили свой отпечаток - большинство огневых точек первой очереди укрепрайона (242 из 268 или 90%) были пулемётными. Они различались по количеству амбразур (от 1 до 3), устойчивости к артогню ("М-1", "М-2", "М-3") и ярусности (объекты типа "Б" имели два этажа). Наиболее мощными пулемётными огневыми точкой были трёхамбразурные сооружения типов М-1 и Б. Как и орудийные полукапониры, они обеспечивали защиту от однократного попадания 203-мм бетонобойного снаряда гаубицы или 155-мм снаряда пушки с расстояния в 4 км. ДОТ №292, расположенный в ротном районе обороны "С" северо-восточнее описанного ранее ОПК №134, относится к типу М-1.




Схема ротного района обороны "С" с прилегающими участками батальонных районов "VI" и "VII". Зелёным выделены сооружения, входящие в историко-культурный комплекс "Линия Сталина".



Надо отметить, что фраза "сооружение относится к типу М-1" не означает, что ДОТ №292 является одним из ряда совершенно одинаковых объектов. Несмотря на то, что Управление инженеров МиУРа разрабатывало чертежи на основе типовых проектов Инспекции инженеров/Управления начальника инженеров РККА, все огневые точки имеют индивидуальные особенности, обусловленные привязкой к местности. В первую очередь - направлением директрис амбразур. Проекты претерпевали изменение и с течением времени, в связи с внедрением новых конструктивных решений. Но, в целом, ДОТ №292 можно рассматривать, как типичного представителя семейства подобных сооружений.

Схема трёхамбразурной пулемётной огневой точки М-1 №292. Чертёж И. Волкова.
Приводится по статье В. Каминского "Минский УР" в альманахе "Крепость Россия" №3



Вход



7,62-мм пулемёт Максим обр. 1910 года на станке ПС-31 конструкции Горносталева - основное вооружение МиУРа. От обычного линейного пулемёта казематный отличался наличием ниппелей систем удаления пороховых газов на ствольной коробке и охлаждения на кожухе ствола. Хорошо виден шланг для удаления пороховых газов из ствольной коробки. Так же различимы шланги системы принудительного охлаждения.



Внизу синие и красные трубы системы охлаждения. Холодная вода подавалась из оцинкованного бака с помощью ручного насоса. Краны регулировали баланс подачи воды между насосами. Со временем, объединённую систему охлаждения заменили на индивидуальную.



Пулемет неподвижно устанавливался на поворотной балке станка. Наводчик, сидя на специальном откидном сиденье и упираясь ногами, поворачивал для стрельбы балку с пулеметом. В данном случае представлен поздний вариант установки вертлюга на "тарелке", позволяющий немного отклонять пулемёт в горизонтальной плоскости, что облегчало точную наводку. Второй шланг служил для отсоса пороховых газов из гильзосборника.



Под ногами виден пулемётный станок Соколова, предназначенный для самообороны гарнизона в случае столкновения с противником во время следования к сооружению по сигналу тревоги. При обнаружении противника на него устанавливался один из "Максимов".

В случае химической атаки амбразура прикрывалась герметизирующим приспособлением пулемёта (ГПП) эксцентриковые зажимы которого заметны на фотографии. На ряде снимков над пулемётом виден короб ГПП. Ведению огня установка ГПП не препятствовала. Видимость при этом, конечно ухудшалась.

Вот так выглядел пулемёт с установленной ГПП. [РГВА, ф.22, оп.32, д.4030, л.4]
Фотография приводится по статье И. Волкова, Е.Хитряка "Из соображения экономии..." альманах "Фортовед" №1



Для управления стрельбой в отсутствии видимости цели применялся прибор Королькова. Установленный на данной огневой точке над станком прибор был демонтирован с ДОТ №180 Батальонного района IV.



В отверстии поворотной балки (называемой так же "гитарой")видна воронка гильзосборного устройства позднего типа.



Не верхней фотографии хорошо виден шланг подачи, а на нижней слива воды.



Левый каземат отделён перегородкой с дверью. Вообще в музее слишком просторно. Боезапас ДОТа составляли 20 000 патронов на каждый пулемёт в коробках с лентами и цинках. Свободного места при этом оставалось очень мало. В 1939 году боекомплект сократили до 9 тысяч патронов.

За спиной бойца центробежный вентилятор КП-3/КП-4А. Вверху вентилятор отсоса пороховых газов КП-4/КП-4В. Замечу, что в описанном ранее орудийном полукапонире №134 отсос газов не предусматривался. Их вытеснение предполагалось за счёт создания избыточного давления нагнетательным насосом.





Фильтры ФП-60, собранны в блоки.



Коморка справа от тамбура, отгороженная от каземата тонкой стенкой, предназначалась для 1,5 кратного перископа ПСФ-27. Но к 1940 году их аменили на 4-х кратные ТЧ-1. Устройство перископной было крайне неудачным. Помимо тесноты, серьёзным недостатком было расположение входа напротив бойницы.



На стене перископной задвижка амбразуры обороны сквозника.



Для внешней связи полагался телефонный аппарат УНА-И с индукторным вызовом.



И радиостанция 6ПК. Как и в ОПК №134 её роль исполняет Р-407.



Основным источником освещения считались аккумуляторные фонари. Резервным - керосиновые лампы. Для местного небоевого освещения использовались свечи.



Амбразура для обороны коридора.



Дверь противохимического тамбура



Шанцевый инструмент на стене сквозника.



Пирамиды для личного оружия оборудовались по габариту тамбура.



Агитация. Увы, черезчур оптимистичная.



Противорикошетные уступы амбразуры.



Странно смотрится ДОТ без всякой маскировки



В статье использованы фотографии francis_maks, svd, ustas, sus_tan_z

Другие статьи по теме "Линия Сталина"

Вводная

Минский укрепрайон
Ротный район обороны "С"
Орудийный полукапонир №134
Трёхамбразурная огневая точка М-1 №292
Трёхамбразурная огневая точка М-1 №128

Батальонный район обороны "VIII"
Противотанковая огневая точка с башней танка Т-26 ПТОТ №69

Бронеколпаки
Экспозиция техники
Почтовые карточки

Путешествия, Карта, МиУР, Фортификация, Линия_Сталина, ДОТ

Previous post Next post
Up